Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обыскные речи о крестьянах по челобитью помещика деревской пятины новгородской земли ивана непейцына
11 апреля 1588 г. Лета 7096-го априля в 11 день [1588]. Приезжил губной староста Едровского стану[6] Деревскыи пятины Васильи Иванов сын Мусин да Ондрий Михайлов сын Бунков по госудервой грамоте царя и великого князя отто государева дияка от Семени Омельянова в Деревскую пятину, в Сеглинской погост спрашивати и обискивати[7] священников по священству, а старост и целовалников и волостных людей по государя царя и великого князя крестному целованию про Иванову челобитью Непецына на старца на Стахия Никольская Едровского монастыря в беглых крестьянех, на Ваську да на Тришку, на Гавриловых детей, что они збежали в заповедные годы, 90-м году [1581–1582 гг.] из за Ивана из за Непецына, из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лялицаих. И священники сказали по священству, … а волостнии люди [перечислены 26 крестьян разных помещиков]... и все крестияни Пречистенского погоста из Сеглин сказали по цареву государеву великого князя крестному целованию: из за Ивана из за Непицины, з деревни с Крутца Васка да Трешка Гаврилови дети в заповедные годы, 90-м году [1581–1582], збежали, и ныне живут ти крестьяни Васка да Трешка в Никольском манастыри, на островку на Едрови, у старца у Стахия. То, господине, наши и речи. Документ 19 Обыскные речи о крестьянах князя Б. Кропоткина 30 марта 1588 г. Лета 7096-го марта в 30 день [1588] по государеву и великаго князя Федора Ивановича всея Руси указу и по грамоте за приписью дьяка Семейки Емельянова Деревские пятины губные старосты Василий Мусин да Андрей Буньков на стану на Едрове спрашивали и обискивали в Михайловском погосте игуменов и попов и дьяконов по священству, а старост и целовалников и волостных крестьян по государеву цареву и великого князя крестному целованию: «Из за князя Богдана княж Иванова сына Кропоткина крестьяне его в заповедные годы за детей боярских вышли ли, и будет вышли, и в котором году хто имянем вышол, и из которые деревни и за кого, который крестьянин вышол?» Обыскные люди сказали: «Слух наш и ведом есть: в 92-м году [1583–1584 гг.] из Михайловского погоста, из за князя Богдана Кропоткина в заповедные годы вышол крестьянин Васюк Иванов сын Водопьян за Федора за Хвостова, в Жабенской погост на Вельцо, да Ивашко Васильев да Бориско Степанов за Ишуту за Шишмарева; да в 93-м году [1584–1585 гг.] з деревни с Марьина Рядку с Березаи вышол Марко Дементьев да зять его Максимко в Бологовский погост за Шарапа да за Якова Нармацких, да Филипко Никифоров вышол за Шарапа Нармацкаго, да Илюшка Михайлов вышол в Жабенской погост за Рогача Оболянинова; да в 94-м году [1585–1586 гг.] вышол Матвейко Сафонов в тот же Жабенской погост за Никифора Матюшкина к Рождеству Христову; да в 95-м году [1586–1587 гг.] вышли Олиско Панышов да Олиско Яковлев да Прошко Борисов в тот же Жабенской погост за Дмитрея Тимофеева сына Палицына, да Иванко Иванов сын Лось вышол за Петра Образцова, да Марко Пантелеев вышол за Рогача Оболянинова в тот же Жабенской погост. А все, господине, те крестьяне из за князя Богдана вышли в государевы заповедные годы с тяглые пашни; а у тех детей боярских, которые в сем обыску писаны, живут в пустых деревнях, а не на тяглых землях. То, господине, наши речи».
Документ 20 Обыскные речи о свозе крестьян князем М. Кропоткиным 27 ноября 1589 г. Лета 7098-го ноября в 27 день, по государеву цареву и великаго князя Федора Ивановича всея Руси указу и по грамоте воеводы князя Ивана Ивановича Булгакова … приезжал в Деревскую пятину в Березайский погост Едровского яму приказчик Посник Скобеев и спрашивал и обискивал священники и дьяконы по священству, а старост и волостных людей по государеву крестному целованию: «В прошлом 91 году [1582–1583] князь Михайло Кропоткин из села Заостровья, что дано в поместье Тимофею Пестрикову, из попова двора крестьян насильством Сеньку Борана да его брата Кирилку Тереховых детей да Олексейка Тресту в свое поместье <…> в заповедные годы вывез ли, и будет вывез, и сколь давно и в котором году? <…> [Обыскные люди] сказали: слух, господине, наш есть: в прошлом 91-м году [1582–1583 гг.] князь Михайла Кропоткин из села из Заостровья, что дано в поместье Тимофею Пестрикову, ис попова двора крестьян Сенку Борана да его брата Кирилку Тереховых да Олексейка Тресту в свое поместье <.…> в заповедные годы вывез. <…> И сколько жили в попове дворе и по чому их возил – того не ведаем.
Вопросы и задания к документам 18–20: 1. Какой суммарный промежуток времени указывается в документах как заповедные годы? 2. Какие действия крестьян рассматриваются в отрывках как противоправные в период действия заповедных лет? В чем заключалось различие между каждым из описанных действий крестьян? Сравните их с практикой Юрьева дня, зафиксированной в документе 17. 3. С учетом сделанных выводов дайте определение понятию «заповедные годы». Документ 21 Грамота Федора Иоановича на Двину о возвращении беглых крестьян 14 апреля 1592 г. От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Двину выборному земскому судье Ивану Порфирьеву сыну Безбородово с товарыши. Бил нам челом з Двины Николы чюдотворца Корелского монастыря игумен Варлам з братьею Николского ж монастыря на крестьян, которые из-за монастыря выбежали, а живут на Двине: на Парфенка Яковлева да на Вешнячка Иванова сына Латухина, а сказал: жили деи те крестьяне за Николским монастырем в деревнях; и как деи писал писец наш князь Василей Звенигородцкой с товарыши всю Двину и Двинской уезд и их Николскую вотчину, и тех деи их крестьян Парфенка да Вешнячка написал за Корелским монастырем. И в нынешнем де в 100 году [1592 г.], в Филипов пост[8], о Николине дни[9] выбежал деи тот их крестьянин Вешнячко из их из Николские вотчины без отказу, безпошлинно со всеми своими животы и статки[10]; а пришел деи тот крестьянин Вешнячко к николскому крестьянину к Исачку к Терентееву да и женился деи он у того Исачка на дочери. А Парфенко де выбежал из Николские волости нынешнего ж 100 году в Великой пост[11], о зборном воскресенье[12], со всеми своими животы и статки, а пошлин деи монастырских на нынешней 100 год не платил никаких. И нынеча деи те их крестьянские деревни, в которых они жили, пустеют; а те деи крестьяне их Николские вотчины искони вечные. И вперед деи их Николской вотчины, от отпусков наших служб и от дани и от оброку оплачиваючи за те деревни, запустети: а станет деи с тех з дву деревень в нынешней весне в отпускех и во всяких наших податех болши 20 рублев и в том, что те деревни залегли не паханы. И будет так, как нам Николы Корелского монастыря игумен Варлам з братьею бил челом. И как к вам ся наша грамота прийдет, и вы б про тех крестьян сыскали всякими сыски накрепко и обыском обыскали тутошними и околними людми[13], что те крестьяне наперед того за Корелским монастырем живали ли и в нынешнем в 100 году из-за Николского монастыря без отпуску выбежали ли. Да будет в обыску скажут, что те крестьяне Парфенко да Вешнячко наперед сего за Николским монастырем жили и выбежали в нынешнем в 100 году без отпуску, и вы б тех крестьян Парфенка да Вешнячка вывезли и опять за Николской монастырь з женами и з детми и со всеми их животы и посажали их в Николской вотчине Корелского монастыря в старые их в деревни и дворы, где они жили наперед того. Да и вперед бы есте из Николские вотчины крестьян в заповедные лета до нашего указу в наши в черные деревни не вывозили, тем их Николские вотчины не пустошили. А прочет сю нашу грамоту и списав в нее противень слово в слово, отдали николскому игумену Варламу з братьею, и он ее держит у себя для иных выборных судей и данных зборщиков. Писан на Москве лета 7100, апреля в 14 день.
Вопросы и задания к документу 21: 1. Объясните, почему монастырь был удовлетворен в своём требовании поиска и возвращения своих беглых крестьян? Как это соотносится с упоминанием в конце документа существования «заповедных лет до нашего указу»? 2. На кого возлагался поиск и возврат беглых крестьян? 3. Докажите, что документ фиксирует переходный период от временного к постоянному запрету выхода крестьян. Документ 22 Грамота царя Федора Ивановича с упоминанием закона 1592 или 1593 г. 8 июля 1595 г. Oт царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии в нашу отчину в Великий Новгород воеводе нашему князю Данилу Ондреевичю Нохтеву с товарищи. Бил нам челом из Великого Новагорода Пантелеева монастыря старец Андреян з братьею, а сказал: по нашему деи указу в том Пантелееве монастыре преж сего жили воеваные старцы [монахи] с Ямыгорода дву монастырей, из Воскресенского да ис Пятницкого с(трои)тель старец Дософей со своею братьею. А как (в прошлом) в 95-м году (1586-1587 гг.) по нашей грамоте дьяки наши Сава Фр(олов) да Семейка Емельянов велели быти в том Пант(елее)ве монастыре тому строителю Дософею з братьею, и дали деи им ис Пантелеевской вотчины ис пуста в Деревской пятине, в Курском присуде, в Петровском погосте деревню Липицы, две обжи, да деревню Я(ков)лево сельцо, две обжи ж, да деревню Индриково. Всего п(ять) обеж на л(готу) на десять лет з 95-го по сто пятой год (7105 или 1596–1597 гг.). А в те деи было лготные лета тому строителю Дософею з братьею на тех лготных пяти обжах (пашню) роспахати, и поля огородити, и сенные покосы роз(чистити), и дворы поставити, и крестьян назвати. И тово деи строителя старца Дософея не стало. А как деи мы отчи(ну) своею Ямогород взяли и те деи старцы ямогородцкие (из Пантелеева монастыря вышли на Ямогород в прежние свои монастыри. А тех деи они лготных пяти обеж пашни не роспахали, а поль не огородили, и сенных покосов не розчистили, и дворов не поставили, и крестьян не назвали, а пахали деи они в тех лготных пяти обжах только две обжи собою на монастырь. И нынеча деи их тем лготным пяти обжам срок находит. А они деи после тех ямогородцких старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто, и им до тех лготн(ых) пяти обеж крестьяны навести немочно, потому что ныне по нашему указу крестьяном и бобылем в(ыходу) нет, а казны деи у них монастырьской в том Пантелееве монастыре нет же, подмоги давати крестьяном нечем (же), и нашего деи годового хлебного и денежного жалованы в тот Пантелеев монастырь не идет ничего, и около деи того монастыри пашенки и огородцу нет. <…>
Вопросы и задания к документу 22: 1. В течение какого времени монастырь должен был позвать крестьян на свои земли? Как эта обязанность монастыря соотносится с наличием или отсутствием в тот период времени заповедных лет? 2. Почему монастырь не смог воспользоваться предоставленным ему правом созыва крестьян? Какое препятствие возникло для его реализации? 3. Докажите, что документ фиксирует переходный период к постоянному запрету выхода крестьян.
Документ 23 Судное дело, в котором упоминается закон царя Федора Ивановича 1593–1595 гг. <…> И по тому Деи Лиситцкого монастыря игумена Ивана с братьею челобитью дана государева грамота из Поместново приказу…, а велено лишку земли у нево, у Ивана Баранова, взяти и отдати того Лиситцкого монастыря игумяну Ивану з братьею, а крестьян отдати не велено. И окольничей и воевода князь Петр Семенович Лобанов-Ростовский… отняли у нево, у Ивана, лишок земли и со крестьяны да отдали того Лиситцково монастыря игумену Ивану з братьею. А крестьян Деи тому игумену Ивану з братьею отдали трех человек… А за ним Деи, за Иваном, те крестьяне жили двенадцать лет… И будет так, как государю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии ноугородцкой помещик Иван Боранов бил челом, и та государева грамота, которая дана Лиситцково монастыря игумену Ивану з братьею ис Поместново приказу, да и те отписанные книги, по которым отписным книгам то сельцо Великое поле дано в помесье Ивану Боранову велено сыскати. Да будет в той государеве грамоте из Поместново приказу написано так, что велено по старым писцовым книгам, сыскав лишек земли, отдати Лиситцково монастыря игумену Ивану з братьею без крестьян, а крестьян будет в той государеве грамоте имянно не написано и в отписных будет книгах, по которым отписным книгам то сельцо Великое поле отдано в поместье Ивану Боранову те крестьяне написаны имянно, и за Иваном будет за Барановым те крестьяне жили двенатцать лет, и тех крестьян Онашку Яковлева с товарыщи, которые в сей государеве грамоте имяны писаны, велено у Лиситцково монастыря у игумяна у Ивана з братьею взяти и отдати назад старому помещику Ивану Боранову, потому что по государеву указу велено в крестьянском владенье давати суд и крестьян велено отдавати назад всево за пять лет, а те крестьяне за Иваном за Борановым живут двенатцать лет, а се в отписных книгах те крестьяне написаны имянно, по которым отписаны книгам то сельцо Великое поле дано в поместье Ивану Боранову.
Вопросы и задания к документу 23: 1. Опишите коллизию, изложенную в судебном документе. Что послужило причиной спора о владении крестьянами? 2. Какие документы используются в судебном деле в качестве юридического основания для владения крестьянами? На примере приведенного судебного дела покажите, как они подтверждали право на владение крестьянами. О какой характере зависимости крестьян – личном или поземельном – они свидетельствуют? 3. Какая норма стала основой для возвращения крестьян их прежнему владельцу? Как эта норма свидетельствует о развитии практики заповедных лет и процесса закрепощения?
Документ 24
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.022 с.) |