Информационно-аналитический обзор методологических основ занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-аналитический обзор методологических основ занятия



При выборе метода обучения необходимо исходить из того, что каждый из них (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный) ориентирован на решение определенного круга задач. Применение оптимального сочетания методов обучения зависит от содержания учебного материала, учебных целей, индивидуальных особенностей обучаемых, наличия дидактических средств и др.

Для осуществления выбора метода обучения необходимо знать дидактические условия, которые объективно влияют на этот процесс. К ним относятся:

- структура и логика содержания учебного материала по конкретной теме занятия;

- учебно-познавательные возможности учащихся (знания опорных понятий, уровень развития мышления);

- возможности преподавателя в умении управлять познавательной деятельностью учащихся;

- материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Анализ и разработка нормативной документации

После выбора метода необходимо разработать примерную учебную программу раздела дисциплины и выстроить ее структуру в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке учебной документации.

Учебная программа выражает принципы построения учебного предмета. Главная ее функция – организация учебно-познавательной деятельности студента по формированию модели методического знания в учебном процессе. Она рассматривается с точки зрения способа (метода) изучения предмета как исследовательской деятельности, формирующей содержание, структуру и формы выражения знаний о нем.

Программа демонстрирует принцип единства знаний и деятельности, то есть способа организации деятельности и рассматриваемого им содержания знаний о предмете.

Учебная программа непосредственно не определяет состав и характер познавательных действий и операций учащихся, но обозначает содержание знаний, последовательность их усвоения и структуру, которые направлены на выполнение соответствующих учебных заданий.

Методический анализ

Сущность методического анализа заключается в определении приемов, способов и форм репрезентации отобранного материала, направленных на преодоление трудностей его понимания.

Основной задачей этого этапа является осуществление подбора соответствующей литературы. Отобранную информацию необходимо структурировать. Под структурированием в методике и дидактике понимают процедуру, с помощью которой составные элементы содержания учебной информации (понятия, способы, принципы передачи материала учащимся, действия учащихся по его усвоению) выстраиваются в определенных связях и отношениях. Также для того, чтобы теоретическая информация быстрее и качественнее усваивалась учащимися, необходимо присвоить ранги учебному материалу (описательный, объяснительный, предписывающий) и выделить внутри каждого ранга операции.

а) Подбор учебного материала

Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инструкции и т.д.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.

Результатом подбора содержания учебного материала по предмету, разделу, теме является выбор педагогом конкретного учебного материала или иной информации для его представления к занятию.

б) Структурно-логический анализ

Под структурно-логическим анализом понимаются выделения элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними.

Учебный элемент – понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т.д. При этом формулы законов или график зависимости не считаются учебными элементами. Классификация учебных элементов проводится по нескольким основаниям, например, выделяются опорные и новые понятия, также основанием для классификации являются уровни сформированности понятия – знакомство, воспроизведение, умение, трансформация (3-В-У-Т).

в) Редуцирование

Методическая редукция – это процесс переработки содержания учебного материала в более доступную для усвоения учащимися форму с соответствующим выбором дидактических средств обучения (знаковые системы, регулятивы и др.). Процесс переработки содержания учебного материала основан на принципах современной дидактики и приемах педагогической техники.

Для преобразования используют различные приемы редукции, такие как вербальность, лингвистическая трансформация учебного материала, мнемотехника и т.д.

Методическое конструирование занятия

В этой части курсовой работы необходимо разработать учебно-дидактические материалы (средства обучения и контроля) в соответствии с выбранным методом, поставленной целью и результатами методического анализа.

а) Конструирование средств обучения

Примером дидактических средств обучения могут являться граф логики, листы рабочей тетради, карты-задания, карты-схемы, опорный конспект и т.д.

Граф логики изложения учебной информации – искусственное средство обучения, в основу построения которого заложено понятие классификации, деления учебных понятий. Построение графа логики основывается на родовидовом соотношении понятий и выстраивается по принципу дедукции.

Опорный конспект – это наглядное представление основного содержания учебного материала, выстроенного в логике познавательной деятельности учащихся.

Рабочая тетрадь – одно из эффективных средств управления мыслительной деятельностью учащихся. Для нее разрабатываются специальные задания, упражнения, в ее структуре предполагается место под запись лекции, объясняются цели и задачи урока.

б) Методическое конструирование контрольно-оценочных материалов

В этой части курсовой работы необходимо разработать контрольно-оценочные материалы. В соответствии с основными характеристиками выбранного метода нужно описать обобщенную модель деятельности преподавателя и учащихся по формированию знаний и умений по разделу дисциплины. Примером контрольно-оценочных материалов могут являться тестовые задания, листы рабочей тетради, карточки-задания с эталонами ответов и др.

в) Модель мыслительной деятельности преподавателя и учащихся

Мыслительная деятельность преподавателя и учащихся представляет собой их органическую целостность в методической деятельности педагога, направленной на формирование профессиональной компетентности учащихся с применением принципов, приемов и средств обучения и с обязательным указанием видов деятельности преподавателя и учащихся по реализации поставленных целей занятия.

Особенностью деятельности преподавателя при подготовке к занятию является структурирование учебной информации по принципу ранжирова­ния, где его деятельность разбивается на три составляющих: описательная, объяснительная, предписывающая.

Деятельность учащегося на занятии нацелена на воссоздание учебной информации по следующим видам деятельности: ориентировочная основа деятельности, исполнительская деятельность, контролирующая деятельность.

На завершающем этапе занятия осуществля­ется контролирующая деятельность педагога с использованием контрольно-оценочного материала.

Модель совместной деятельности преподавателя и учащихся на разрабатываемом уроке можно представить в виде таблицы.

Таблица – Модель деятельности преподавателя и учащихся на уроке

Вид деятельности Принципы Граф логики Средства обучения Деятельность педагога по структурированию учебной информации Деятельность учащегося по воссозданию учебной информации Приемы
             

 

В таблице необходимо указать основные операции, осуществляемые педагогом и учащимися на каждом этапе формирования знаний, умений и навыков, основные используемые принципы и приемы педагогики.

 

Заключение курсовой работы

Заключение содержит итоги работы, выводы, сделанные студентом по видам выполняемой методической деятельности. Заключение должно быть кратким и в тоже время описывать все виды работ и рефлексивные отзывы студента по каждому виду работы. Структура заключения:

- результаты достижения учебных целей выполнения работы;

- методические умения, полученные в ходе выполнения курсовой работы;

- выводы, рефлексия;

- перспективы.

ТЕМАТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Примерная тематика курсовой работы:

1. Деловая игра как способ обучения основам делового этикета.

2. Методика работы с источниками экономической информации.

3. Основные этапы работы преподавателя над лекцией и уроком по теме «(по выбору студента)».

4. Методический анализ темы «(по выбору студента)» по дисциплине «..».

5. Структурно-логический анализ содержания учебного материала по теме ««(по выбору студента)».

6. Дискуссия как метод обучения дисциплине (экономическая дисциплина по выбору студента).

7. Повышение мотивации при изучении теоретического материала по дисциплине (экономическая дисциплина по выбору студента).

8. Метод конкретных ситуаций в системе обучения по дисциплине (экономическая дисциплина по выбору студента).

9. Методические приемы активизации восприятия учебного материала учащимися.

10. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического курса экономической дисциплины.

11. Конструирование занятия по теме «(тема экономической дисциплины)».

12. Конструирование форм предъявления учебной информации.

13. Опорный конспект как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках экономики.

14. Методические особенности преподавания экономических дисциплин.

15. Особенности использования межпредметных связей при изучении экономических дисциплин.

16. Задачи с межпредметным содержанием по теме «(по выбору студента)».

17. Разработка методического обеспечения технологии обучения (технология по выбору студента) дисциплине (по выбору студента).

18. Контроль и оценивание как учебно-методическая проблема при изучении экономических дисциплин.

19. Конструирование тестов по дисциплине (модулю) «(по выбору студента)».

20. Проектирование проблемного урока по теме «(по выбору студента)».

21. Проектирование дидактической игры по теме «(по выбору студента)».

22. Кейс-стади в преподавании экономических дисциплин [дисциплины, (по выбору студента).

23. Учебное портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений по дисциплине «(по выбору студента)».

24. Конструирование контрольно-оценочных материалов (одного или нескольких видов) по теме или дисциплине (по выбору студентов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.160 (0.014 с.)