Порядок выполнения и защиты курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок выполнения и защиты курсовой работы



После выбора темы и согласования ее с руководителем составляется семестровый график выполнения работы (прил. 3).

Курсовая работа выполняется в пять этапов.

Первый этап. На данном этапе происходит выбор, анализ темы кур­совой работы и написание введения.

Второй этап – выполнение информационно-аналитического обзора методических основ занятия. Перед составлением обзора определяются основные понятия по выбранной теме курсовой работы, рассматриваются определения данных понятий из энциклопедий, толковых словарей. Основными понятиями темы могут быть все компоненты процесса обучения или методы исследования методических проблем.

Для решения методических проблем по конструированию занятия выбираются методы обучения. При выборе и обосновании методов обучения необходимо учитывать их основные характеристики, раскрывающие дея­тельность педагога и учащихся, содержание учебного материала, учебные цели, индивидуальные особенности учащихся, наличие дидактических средств и т.д. Для оптимального выбора методов обучения и их эффективного сочетания надо знать имеющиеся в педагогике методы и их целостную классификацию.

Третий этап – анализ и разработка нормативной документации. На данном этапе выбирается один раздел дисциплины отраслевого блока и разрабатывается примерная учебная программа раздела. Для этого необходимо провести анализ содержания раздела, обозначить цель и задачи изучения раздела, опи­сать основные требования к учащимся по окончанию изучения раздела, оп­ределить объем и виды работ изучения раздела, описать содержание тем раз­дела, указать литературу и дидактические средства для изучения раздела.

Четвертый этап – методический анализ учебного материала. На данном этапе выбирается тема из разработанной учебной программы, происходит подроб­ное ознакомление с содержанием учебного материала по теме и проводится структурно-логический анализ учебного материала, то есть структурируется учебный материал. Далее учебный материал методически редуцируется с ис­пользованием приемов методической редукции.

Пятый этап – методическое конструирование занятия. На данном этапе разрабатываются средства обучения к структурированному учебному мате­риалу. Вначале конструируется граф логики учебной информации и состав­ляется спецификация учебных элементов. Затем производится выбор и кон­струирование средств обучения (опорный конспект, листы рабочей тетради, блок-схемы, плакаты, контрольно-оценочные материалы и т.д.). Далее конструируется модель мыслительной деятельности педагога и учащихся по формированию знаний и умений на основе выбранных методов и средств обуче­ния и структурированного учебного материала. После выполнения пятого этапа пишется заключение по всей выполненной работе.

В процессе выполнения работы студент консультируется у руководителя по основным вопросам в установленное для этих целей время. На консультацию студент должен приходить с перечнем четко сформулированных вопросов, подлежащих уточнению и выяснению у руководителя, иметь при себе необходимые для их рассмотрения материалы.

Функции преподавателя при выполнении курсовой работы сводятся в основном к контролю за выполнением вышеперечисленных этапов работы и руководству. Преподаватель помогает в выборе темы курсовой работы, подборе основной литературы, контролирует сроки сдачи работы.

После завершения работы студент предоставляет руководителю пояснительную записку в окончательном виде для проверки. Если руководитель считает, что работа завершена, то он разрешает ее защиту; в ином случае – возвращает на доработку.

Защита курсовой работы происходит перед комиссией, в состав которой входят студенты и преподаватели.

В ходе защиты студент делает устное сообщение, в котором раскрывает тему, цели и задачи работы, дает их обоснование, кратко характеризует основные изученные вопросы, отмечает новые теоретические и практические разработки, формулирует выводы. Возможно использование мультимедиа презентаций и/или печатного раздаточного материала. В случае неудовлетворительной защиты выдается новое задание на курсовую работу.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение

Введение – это лаконичное изложение основной идеи курсовой работы (1-2 страницы машинописного текста). Структура введения включает основные характеристики курсовой работы: актуальность, проблему, объект, предмет, цель курсовой работы, ее задачи.

Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, и обосновать актуальность, необходимость исследования той или иной темы. Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, а какие не исследованы. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.

Для обоснования актуальности темы можно отталкиваться от логической схемы, где приведены основные ее характеристики:

1. Демонстрация значимости выделенной проблемы и необходимости ее разрешения.

2. Демонстрация недостатков в сфере обучения и воспитания учащихся, которые следует устранить.

3. Демонстрация трудностей в педагогическом процессе, которые ведут к указанным недостаткам в сфере обучения и воспитания.

4. Демонстрация степени разработанности выделенной проблемы в науке, указание аспектов, требующих рассмотрения.

Проблема – это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для решений какой-либо задачи. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и теоретическим осмыслением, между различными трактовками и т. д. Источником проблемы обычно являются специфические явления, затруднения, конфликты, рождающиеся в практической деятельности. Обычно проблемы исследовательской работы по методике профессионального обучения вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными образовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудностей в работе педагога или мастера производственного обучения. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Название темы должно отражать проблему, но их формулировки не должны совпадать. Размышляя над темой научного сочинения, исследователь отвечает на вопрос: как назвать работу? С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет.

Объект исследования (изучения) – это некий процесс, некое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на который обращено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Предмет исследования (изучения) – это сфера или аспект объекта, который в данном случае подлежит глубокому специальному изучению и может быть модифицирован или дополнен методическими разработками студента. Исследователь должен ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?

Цель исследования (изучения) – это предвосхищаемый, желаемый конечный результат исследования (изучения); то, что требуется достичь в результате исследования. Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Цели должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: определение, обоснование, конструирование, разработка, выявление и т.д.

Из целей исследования вытекают и его задачи. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения поставленной цели. Задача – это цель, преобразованная в конкретные, последовательно расположенные ситуации, которые требуют своего преобразования, разрешения как элемента достижения цели. Задачи должны быть взаимосвязаны, некоторые из них могут быть решены теоретически, другие – экспериментально, третьи – на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить три основные группы. Чаще всего первая группа – историко-диагностическая – связана с изучением истории вопроса и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, поиском общенаучных и психолого-педагогических оснований для исследования вопроса. Вторая – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели и функций изучаемого, способов его преобразования. Третья – практически-преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной и эффективной организации педагогического процесса, его предлагаемого преобразования, с разработкой практических рекомендаций и дидактических средств.

Задачи должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: внедрить, выполнить, выявить, изучить, исследовать, конкретизировать, обобщить, определить, рассмотреть, систематизировать, совершенствовать, проверить, разработать, уточнить и др.

Основная часть

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких параграфов (пунктов) плана (3–4).

Если курсовая работа включает в себя разработку и конструирование занятия по определенной теме с указанием контингента учащихся и цикла дисциплин, то примерную структуру содержания основной части можно выстроить следующим образом: выбор и обоснование метода обучения, примерная учебная программа раздела дисциплины, методическая разработка занятия по выбранной теме.

Примерная структура основной части курсовой работы складывается из элементов:

1. Информационно-аналитический обзор методологических основ занятия.

1.1. Обоснование выбора метода.

1.2. Сущность метода обучения.

2. Анализ и разработка нормативной документации.

2.1. Структура раздела.

2.2. Содержание раздела.

3. Методический анализ.

3.1. Подбор учебного материала.

3.2. Структурно-логический анализ.

3.3. Редуцирование.

4. Методическое конструирование занятия.

4.1. Конструирование средств обучения.

4.2. Конструирование контрольно-оценочных материалов.

4.3. Разработка модели деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.018 с.)