Администрации Южноуральского городского округа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Администрации Южноуральского городского округа



Управление Образования

Администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное обЩЕОБразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 7»

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Директор МОУ «СОШ № 7»

Н.А. Масленникова

_________________________

«_____»_____________20___ года

 

 

Дополнительная образовательная программа

«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»

Возрастной диапазон: 10-12 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

 

Крушина Марина Юрьевна,

педагог дополнительного образования,

Высшая квалификационная категория

 

 

Южноуральск

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

· Тип программы: адаптированная

· Образовательная область: физическая антропология

· Направление деятельности: военно-патриотическая, спортивно-техническая;

· Способ освоения содержания образования: практический

· Уровень освоения содержания образования: профессионально-ориентированный

· Уровень реализации программы: основное общее образование

· Форма реализации программы: групповая; индивидуальная

· Продолжительность реализации программы: два года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В сфере патриотического воспитания есть множество форм обучения подрастающего поколения. В настоящее время стало особенно заметно проявление интереса детей к различным прикладным видам спорта, для реабилитации и укрепления здоровья, которыми школьники занимаются в образовательных учреждениях различных типов и видов, обеспечения безопасного существования в современном сложном мире.

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения являются одной из наиболее острых социальных проблем. Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т. д. В подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия и высокий уровень преступности.

Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой либо одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных и образовательных средств в профилактической работе с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех.

Значительную работу по созданию и реализации социально-педагогических и образовательных программ обучения детей действиям в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера ведут учреждения дополнительного образования детей туристской направленности. Хороших результатов в вопросах патриотического воспитания, социализации и подготовки детей и подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера достигли такие общественные объединения и движения, как: Российская Скаутская Организация, «Зарница - Школа безопасности», кадетские классы «Юный спасатель», дружины юных пожарных и др.

В социально-педагогической и образовательной деятельности используются различные формы работы: от семинаров с руководителями детско-юношеских объединений, организаций и учреждений, формирования и подготовки поисково-спасательных отрядов из числа педагогической и родительской общественности и до полевых и стационарных лагерей с учебно-воспитательными программами, тренировочными занятиями, походами и соревнованиями.

Практика работы и анализ проведенных мероприятий позволяют сделать выводы о необходимости разработки курса «Юный спасатель» для развития указанных видов деятельности среди учащихся младшего подросткового возраста в области защиты от чрезвычайных ситуаций; координации деятельности школы в дополнительном образовании детей с поисково-спасательными службами.

Программа «Юный спасатель» разработана в соответствии:

§ с Законами Российской Федерации от 11.11.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; от 12.02.98 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

§ постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера"; от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении Положения по организации обучения населения в области гражданской обороны";

§ программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 - 2010 годы", Законом Челябинской области от 29.05.97 г. N 18-ЗО "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Целью настоящей программы является развитие у подрастающего поколения готовности к выполнению гражданского долга по защите Отечества и оказанию помощи населению, оказавшемуся в чрезвычайных ситуациях, умения действовать в сложной обстановке, сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Основные задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с историей и структурой РСЧС, теоретическими основами поведения в ЧС, ситуациями различного характера.
  2. Обучение навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в различных ЧС и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;
  3. Знание основ оказания первой медицинской помощи

Развивающие:

  1. Формирование специальных технических умений и навыков поведения в ЧС и их последующее совершенствование.
  2. Развитие творческих способностей детей (гибкость в мышлении, быстрота реакции, развитие интуиции).
  3. Развитие специальных психических качеств, лежащих в основе технико-тактической деятельности и обеспечивающих ее эффективность в соревновательной борьбе.
  4. Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни;
  5. Повышение спортивных результатов.

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры, к природе;
  2. Формирование нравственной и духовной культуры личности, интеллектуальных и морально-волевых качеств.
  3. Воспитание характера, целеустремленности, способности к эмоциональному контролю и саморегуляции поведенческих реакций.
  4. Ориентация учащихся на будущую профессию спасателя

Данная образовательная программа рассчитана на возрастную категорию кадет 10-12 лет, 2 года обучения, 36 часов в год (72 часа за 2 года). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут + 15 минут – перерыв.

Форма проведения занятий – групповые занятия, индивидуальные занятия, полевой лагерь, профильный лагерь в ДОЛ, самостоятельная работа, соревнования, тестирования. Включают в себя как теоретические, так и практические занятия, последние занимают большую часть программы.

Программа предназначена для общеобразовательной школы, служит дополнением к урокам физической культуры и ОБЖ. Изменение содержания обучения в 7-9 классах (разделение курса на отдельные дисциплины) может положительно влиять на качество формирования детей, обучающихся в группах «Юный спасатель».

Концепция программы основывается на следующих принципах:

¨ Общее физическое развитие детей, независимо от первоначального уровня их способностей

¨ Воспитание личности: формирование моральных и волевых качеств

¨ Создание условий для развития творческих задатков детей, укрепление интереса к учебной деятельности

 

Ожидаемые результаты

 

Предложенная программа «Юный спасатель» может служить методическим руководством для работы педагогов образовательных учреждений различных типов и видов. Разработка и внедрение методики физического воспитания детей, обучающихся в объединениях дополнительного образования, способствует улучшению показателей физической и функциональной подготовленности детей, формированию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, грамотному поведению в различных жизненных ситуациях.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:

§ обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;

§ вовлечению детей в социально значимую деятельность;

§ профессиональной ориентации учащихся.

Первого года обучения

Тема занятий Кол-во часов Теория Практика Вид занятий
Специальная подготовка. (9 часов)
1. Вводное занятие. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории Челябинской области. ТБ       Лекция
2-3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России. Обязанности и права спасателей       Лекция
4. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера.       Рассказ
5-6. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий.       Рассказ
7. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Подача сигналов бедствия       Рассказ
8. Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. Участие в походе       Практ.
9. Горная подготовка (простые узлы)       Практ.
Противопожарная подготовка (6 часов)
10. Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы.       Рассказ
11. Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования.       Практ.
12. Самоспасение людей при пожарах.       Практ.
13. Пожарная техника и её применение.       Рассказ
14-15. Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации.       Практ.
Медицинская подготовка (9 часов)
16. Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях.       Рассказ
17. Средства оказания первой медицинской помощи спасателя.       Практ.
18. Виды повязок на конечности       Рассказ
19. Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. Виды повязок на тело и голову       Практ.
20. Первая медицинская помощь при переломах.       Практ.
21. Транспортировка пострадавшего.       Практ.
22-24. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего.       Практ.
Основы ориентирования. (3 часа).
25. Ориентирование на местности. Компас. Его назначение.       Практ.
  Роза ветров. Топографическая карта. Масштаб.       Практ.
  Соревнование. Определение точки стояния на карте       Практ
Физическая подготовка. (6 часов).
28-29 Общефизическая подготовка. Кроссовая подготовка.       Практ.
30. Бег на лыжах.       Практ.
31. Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине.       Практ.
32. Силовые упражнения. Сгибание и разгибание рук из положения лежа, подъем туловища       Практ.
33. Плавание       Практ.
Средства индивидуальной защиты (3 часа)
34. Виды бедствий с радиацией и химической средой       Практ.
35. Классификация средств индивидуальной защиты.       Практ.
36. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Пользование противогазом. Итоговое занятие       Практ.
  ИТОГО        

 

Учебно-тематическое планирование

Второго года обучения

Тема занятий Кол-во часов Теория Практика Вид занятий
Специальная подготовка. (9 часов)
1. Вводное занятие. ТБ. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории Челябинской области.       Лекция
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России.       Лекция
3-4. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера.       Рассказ
5-6. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. Аварийные световые и звуковые сигналы       Рассказ
7. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.       Рассказ
8. Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых.       Практ.
9. Горная подготовка (сложные узлы)       Практ.
Противопожарная подготовка. (6 часов).
10. Способы прекращения горения       Рассказ
11. Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования.       Практ.
12. Спасение людей при пожарах.       Практ.
13. Поражающие факторы пожара.       Рассказ
14-15. Способы эвакуации. Тренировочная эвакуация с транспортировкой пострадавшего       Практ.
Медицинская подготовка. (9 часов).
16. Первая медицинская помощь в различных ситуациях.       Рассказ
17. Назначение и применение лекарственных средств.       Рассказ
18. Основы гигиенических знаний.       Рассказ
19. Виды кровотечений       Рассказ
20. Первая медицинская помощь при кровотечениях       Практ.
21. Транспортировка пострадавшего на подручных средствах.       Практ.
22-24. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего.       Практ.
Основы ориентирования. (3 часа).
25. Ориентирование на местности. Азимут на карте и на местности       Практ.
  Топографические знаки.       Практ.
  Соревнование. Определение времени по солнцу и компасу       Практ
Физическая подготовка. (6 часов).
28-29 Общефизическая подготовка. Кроссовая подготовка.       Практ.
30. Бег на лыжах       Практ.
31. Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине.       Практ.
32. Силовые упражнения. Отжимание.       Практ.
33. Плавание        
Средства индивидуальной защиты (3 часа)
34. ОЗК, правила его использования       Практ.
35. Преодоление «зараженного» участка местности       Практ.
36. Средства индивидуальной защиты кожи. Итоговое занятие.       Практ.
  ИТОГО        

 

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

Специальная подготовка

Гражданская обо­рона и ее задачи. Классификация чрезвычайных си­туаций. История и структура ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России. Обя­занности и права спасателей. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории Челябинской области. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. Аварийные световые и звуковые сигналы. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых.

Горная, спелеологи­ческая подготовка- у злы: встречный, встречный-восьмерка, булинь, проводник-восьмерка, карабинная удавка. Узлы: стремя, двойной булинь, узел среднего, симметричный и австрийский схва­тывающий

Противопожарная подготовка

Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы. Правила пожарной безопасности. Огнетушащие сред­ства. Способы прекра­щения горения. Способы прекращения горения. Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования. Спасение людей при пожарах. Поражающие факторы пожара. Самоспасение людей при пожарах. Способы эвакуации. Пожарная техника и её применение. Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации. Тренировочная эвакуация с транспортировкой пострадавшего

 

Медицинская подго­товка

Основы гигиенических знаний. Назначение и применение лекарственных средств. Первая медицинская помощь в различных ситуациях. Состав походной аптечки. Виды кровотечений. Виды ожогов, ранений. Обморожения. Наложе­ние повязки при наружном кровотечении конечно­стей. Правила им­мобилизации при переломах конеч­ностей. Назначение и при­менение лекарств. Изготовление но­силок из подруч­ных материалов. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего.

Топография и ориен­тирование

Роза ветров. Топо­графическая карта. Масштаб. Опреде­ление точки стоя­ния по карте. Спортивное ориентирование. Азимут по карте и на местности. То­пографические знаки. Определе­ние времени и по солнцу и компасу. Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы.

 

Физическая подготовка

Общефизическая подготовка. Кроссовая подготовка. Бег на лыжах. Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине. Силовые упражнения. Сгибание и разгибание рук из положения лежа, подъем туловища. Плавание. Участие в походе с ночевкой в поле­вых условиях. Разжигание костра и кипячение воды. изготовление на костре или приму­се каши, супа. Ох­рана природы

 

Средства защиты

Пользование про­тивогазом. Одевание обще­войскового защит­ного комплекта (ОЗК) и преодоле­ние «зараженного» участка местности.

Список литературы

для педагога:

  • Закон РФ "Об образовании", 10 июля 1992 (с изменениями 1995 г.)
  • Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», 28.03.1998
  • Закон РФ "О статусе военнослужащих", 27.05.1998
  • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841"Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
  • Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г.)
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г.)
  • Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2, 29 ноября, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)
  • Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005:
  • Драчев П.Н., Коледа С.Н. Выживание. – Минск, «Лазурак», 1996.
  • Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2005.
  • Учебник спасателя/ С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева – 2 изд., перераб. и доп.- Краснодар, «Сов. Кубань», 2002

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. Ред. Володин В.А. – М.: Аванта+, 2001

 

Управление Образования

Администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное обЩЕОБразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 7»

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Директор МОУ «СОШ № 7»

Н.А. Масленникова

_________________________

«_____»_____________20___ года

 

 

Дополнительная образовательная программа

«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.053 с.)