Проведение полевых исследований рынка конкретного вида (группы) продукции или услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение полевых исследований рынка конкретного вида (группы) продукции или услуг



Содержание и методика проведения полевых исследований

 

На этом этапе обучающийся должен, предварительно выбрав какой-либо вид потребительского товара или услуг провести работу по трем направлениям.

1. Изучить особенности товара (услуги), состояние и развитие отрасли и рынка этого товара.

2. Разработать анкету и провести опрос покупателей выбранного товара (услуги) для изучения спроса на конкретном рынке.

3. Обработать полученную на основе опроса информацию, построив кривую спроса для данной группы покупателей и сделать выводы об особенностях спроса, его структуре и эластичности.

 

1. Особенности товара, его рынок и условия развития отрасли изучается на основе литературных источников, данных периодической печати и государственной статистики. При этом необходимо представить информацию в динамике за последние 5 лет по следующим показателям:

- объёмам производства в физических единицах в стоимостном выражении;

- структуре предложения (производства) по производителям, регионам, видам продукции (если исследуется однородная

группа товаров);

- структуре предложения по объемам: производства в рамках данного региона (нас. пункта); ввоза и вывоза,

объему и структуре товарооборота по данному товару (или однородной группе)

- динамике цен (индексов цен) по годам или месяцам последнего года периода.

 

Необходимо изучить качественные характеристики товара (услуги), его назначение, условия развития отрасли, её проблемы и перспективы, состав потребителей, особенности спроса, тип рынка и уровень конкуренции, состав производителей. Указанные выше вопросы и показатели должны быть рассмотрены на уровне экономики страны или отдельного региона, а также местного рынка (нас. пункт, город), на котором будет проводиться опрос потребителей.

 

2. Разработка программы опроса основывается на примерной анкете, представленной в данных методических указаниях, с учётом особенностей спроса на выбранный товар (услугу), а также географических границ рынка. При этом в примерную анкету вносятся необходимые изменения и дополнения. Обязательным является включение в анкету “ценовых” вопросов, предполагающих указание покупателем размера покупки по определённой цене и необходимых для построения кривой спроса и расчёта его эластичности по цене.

Для опроса выбирается группа покупателей числом не менее 25-30 человек разного возраста, пола и социального статуса (уровня доходов), проживающих в границах исследуемого рынка. Опрос должен проводиться на местном рынке того региона, по которому проводился предварительный анализ состояния отрасли и рынка в динамике.

 

3. Обработка полученной в ходе опроса информации осуществляется по всем вопросам анкеты, и должна дать ответы на вопросы о характере спроса, его структуре и предпочтениях покупателей.

Кривая спроса строится на основе суммирования показателей индивидуального спроса. Для этого необходимо построить таблицу:

Таблица 2.1

 

Результаты опроса потребителей по объёмам покупок

при разном уровне цен

№ анкеты Ценовая шкала
Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена j Цена n
  Q11 Q12 Q13 Q1j Q1n
  Q21 Q22 Q23 Q2j Q2n
  Q31 Q3 2 Q33 Q3j Q3n
i Qi1 Qi2 Qi3 Qii Q30n
м 1 2 3 j n
Итого

 

Где Qij-объём покупки i-го потребителя по j цене;

Qj- количество товара, которое может быть куплено по данной цене.

На основе данных таблицы строится кривая спроса:

 

Рис. 2.1. Кривая спроса на продукт (услугу)

 

 

Расчет средней эластичности осуществляется по формуле “дугового” коэффициента:

 

Спрос по цене эластичен, если Э>1, неэластичен, если Э<1, изменяется на 1 %, если Э=1.

Например, если Э = -3, то это означает, что спрос по цене эластичен и изменяется на 3% при однопроцентном изменении цены. Знак “ - ” в данном случае означает характер взаимосвязи между ценой и спросом. В соответствии с законом спроса она является обратной, поскольку с ростом цены спрос снижается и наоборот.

 

Приложение 3

 

Оформление отчета

Результаты учебной практики представляются в отчете, который должен иметь следующую структуру:

 

I. Решение задач:

1.1. Задача

1.2. Задача

 

II. Проведение полевых исследований рынка конкретного вида (группы) продукции или услуг.

2.1. Особенности товара (услуги) и динамика развития отрасли.

2.2. Характеристика и динамика рынка товара (услуги), проведение опроса и анализ его результатов.

Список использованной литературы.

Приложения (анкеты).

 

Первый раздел предполагает решение задач и представление вывода по каждой из них.

Второй раздел должен представлять характеристику товара, его назначение и анализ состояния и развития отрасли в стране или регионе. Должен содержать анализ состояния рынка продукции: объема и структуры предложения и спроса, их особенности, динамику цен, а также определение типа рынка.

В нем следует представить программу опроса покупателей с указанием:

· вида товара (услуги);

· географических границ рынка и торговых точек (места), где проводится опрос;

· особенностей разработки анкеты;

· числа опрошенных.

Затем проводится анализ полученных результатов опроса, строится график кривой спроса и делается расчет показателей эластичности. Обработанные данные анкет лучше представить в виде таблиц с соответствующими комментариями, включая таблицу данных для построения кривой спроса. Делается краткое резюме итогов исследования рынка.

В списке литературы указываются книги, статьи, справочная литература, использованная при изучении товара (услуги), отрасли и рынка, и решения задач.

В приложении должны быть представлены все анкеты, заполненные при проведении опроса.

Отчет оформляется на листах стандартного формата. Названия разделов в тексте должны быть указаны обязательно в соответствии с планом. При этом в заголовках следует указывать наименование конкретного товара (услуги), по которому проводилось следование.

Нумерация страниц начинается с титульного листа и заканчивается списком литературы. Таблицы, рисунки, графики должны быть пронумерованы и озаглавлены.

Отчет предоставляется в деканат в установленный учебным планом срок. Оценка учебной практики выставляется после проверки и защиты отчета.

 

 

Приложение 4

 

Проект опроса покупателей по товарам и услугам потребительского назначения

 

Вступление

Мы принимаем участие в изучении рынка ….. (указать вид продукции). Это является частью нашей учебной практики. С целью изучения ситуации в г. Кирове (или другом населенном пункте) проводится опрос некоторых жителей города (или другого населенного пункта)

Не возражаете ли Вы ответить на несколько вопросов. Ваши ответы будут совершенно конфиденциальны и мы не спросим Вашего имени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.38 (0.01 с.)