Виды экономического образа мышления и поведения. Рациональный выбор. Кривая производственных возможностей. Альтернативные и вмененные издержки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды экономического образа мышления и поведения. Рациональный выбор. Кривая производственных возможностей. Альтернативные и вмененные издержки



Экономический образ мышления. Экономическое поведение как форма принятия решений, его виды. Ограничения при принятии решений. Рациональное поведение. Норма как ограничитель выбора. Оппортунистическое поведение.

Производственные возможности общества. Проблема выбора оптимального решения. Граница производственных возможностей (КПВ). Вмененные (альтернативные) издержки или издержки упущенных возможностей. Закон возрастания вмененных издержек. Неполная взаимозаменяемость факторов производства. Сдвиги кривой производственных возможностей. Товары будущего и товары настоящего.

 

Модуль 2

Рыночная система: взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке. Равновесная цена и равновесный объем производства. Виды равновесия. Излишек потребителя и производителя. Эластичность спроса и предложения, виды эластичности.

Рынок: понятие, условия возникновения. Рынок как сфера обмена в форме купли-продажи. Субъекты рынка: домохозяйства, бизнес, государство. Объекты рынка: товары, деньги, услуги. Натуральное и товарное производство. Условия возникновения рынка (общественное разделение труда, обособленность и самостоятельность производителей, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсами). Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы.

Спрос и его факторы. Эластичность спроса. Спрос индивидуальный и рыночный. Цена и величина (объем) спроса. Закон спроса, функция спроса (обратная зависимость). Эффект дохода и эффект замещения, закон убывающей предельной полезности. Высококачественные блага, нормальные блага, взаимозаменяемые блага (субституты), взаимодополняющие блага (комплементы), товары Гиффена. Эффекты: подражания (моды), сноба, престижа. Неценовые факторы (детерминанты) спроса - уровень спроса. Эластичность спроса, коэффициент эластичности спроса. Виды эластичности: ценовая эластичность, перекрестная эластичность, эластичность по доходу.

Предложение и его факторы. Эластичность предложения. Предложение, цена и объем (величина) предложения. Закон предложения, функция предложения (прямая зависимость). Неценовые факторы (детерминанты) предложения - уровень предложения. Фактор времени и предложение. Эластичность предложения, коэффициент эластичности предложения.

Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесный объем продаж. Дефицит и избыток (излишки потребителя и производителя). Виды рыночного равновесия. Последствия изменения спроса и предложения. Виды рыночного равновесия: устойчивое и неустойчивое; мгновенное, краткосрочное и долгосрочное. Восстановление равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу. Паутинообразная модель ценообразования.

Основы теории поведения потребителя. Полезность. Кардиналистская и ординалистская концепции. Равновесие потребителя.

Маржинализм и теория потребительского поведения. Маржинализм как теория предельных величин. Потребительское поведение, рациональное потребительское поведение. Ценность и полезность.

Кардинализм (количественная теория): предельная и общая полезность благ. Потребительское равновесие. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена). Цена блага и предельная полезность - парадокс Смита. Равновесие потребителя в кардиналистской концепции – равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен. Функциональный потребительский спрос, нефункциональный потребительский спрос (социальный: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена; спекулятивный, нерациональный).

Ординализм (порядковая теория): выбор потребителя. Потребительские предпочтения, ранжирование. Аксиомы ординалистской концепции: аксиома «полной» (совершенной) упорядоченности, аксиома «транзитивности», аксиома «ненасыщения». Кривая безразличия, карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия (или линия бюджетного ограничения). Равновесие потребителя в ординалистской концепции – точка касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. Изменение цен потребительских товаров и наклон бюджетной линии (кривые «цена-потребление»). Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии (кривые «доход-потребление»). Кривые Энгеля и кривая спроса.

 

6.1-6.2 Фирма как экономический субъект. Производство экономических благ. Закон убывающей предельной производительности. Издержки фирмы понятие, виды. Прибыль фирмы. Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде.

Фирма (предприятие) как главный субъект экономики. Отрасль. Организационно-правовые формы предприятий. Внутренняя и внешняя среда предприятия.

Производство и производственная функция. Экономическая и технологическая эффективность. Краткосрочный и долгосрочный периоды в производстве. Постоянные и переменные ресурсы. Закон замещения факторов производства. Неоклассическая классификация факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность. Взаимозаменяемость (закон замещения) и взаимодополняемость факторов производства. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. Производственная функция. Совокупный продукт (TP). Средний продукт (AP). Предельный продукт (MP). Закон убывающей предельной производительности. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Изокванта как совокупность всех комбинаций факторов производства,обеспечивающих заданный объем выпуска. Карта изоквант. Совершенная замещаемость факторов производства (линейная изокванта). Жесткая дополняемость факторов производства (изокванта леонтьевского типа). Предельная норма технологического замещения. Бюджетное ограничение производителя. Линия изокосты. Оптимальная комбинация ресурсов. Эффект масштаба (отдача от масштаба: снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Траектория долгосрочного развития фирмы.

Издержки производства (затраты производителя). Бухгалтерские (явные) и экономические (явные плюс неявные) издержки. Частные издержки (издержки отдельной фирмы). Внешние эффекты (отрицательные и положительные). Общественные издержки (совокупность частных издержек и внешних эффектов). Возвратные и невозвратные издержки (регистрация, лицензии). Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон возрастания предельных издержек. Общие издержки (ТС), постоянные (TFC) и переменные (TVC), средние (AC) и предельные (MC) издержки. Закон возрастания предельных издержек. Порог целесообразности продолжения производственной деятельности (P>AVC, P=AVC и P<AVC). Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Долгосрочные средние совокупные издержки (LATC). Долгосрочные предельные издержки (LMC). Эффект масштаба: положительный, отрицательный и постоянный. Коэффициент эластичности производства по издержкам (Ec).

Выручка и прибыль (бухгалтерская, экономическая, нормальная). Принцип максимизации прибыли при заданной системе цен. Принцип максимизации прибыли или минимизации издержек. Два способа нахождения оптимального объема производства: «совокупный доход – совокупные издержки», «предельный доход и предельные издержки».

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде (MR=MC). Предельная фирма, запредельная фирма, допредельная фирма с нормальной прибылью, допредельная фирма со сверхприбылью. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде (MR=MC=P=AC). Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы и отрасли.

 

Модуль 3

7.1-7.2 Виды рыночных структур. Особенности ценообразование в условиях совершенной и монополистической конкуренции. Особенности ценообразования в условиях олигополии и чистой монополии. Антимонопольное законодательство.

 

Конкуренция. Типы (модели) рыночных структур (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции). Монополия, естественная монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Эффективность конкурентных рынков. Критерии анализа: количество фирм (степень концентрации производства Херфиндаля-Хиршмана), тип продукта, рыночная власть (коэффициент рыночной власти А.Лернера), барьеры входа и выхода.

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции и на монополизированном рынке. Цена в условиях совершенной конкуренции: равенство цены и предельных издержек (P=MC=MR=АR). Ценообразование в условиях монополистической конкуренции: равенство предельного дохода предельным издержкам (MC=MR).

Цена на монополизированном рынке: равенство предельного дохода предельным издержкам (MC=MR, где MR<P). Максимизация прибыли, монопольная власть, отсутствие функции предложения, директивные цены и выпуск, барьеры входа и выхода (в отрасли). Ценовая дискриминация: пространственная, временная, по доходам потребителей, трех степеней.

Ценообразование в условиях олигополии. Рынок олигополии. Модели олигополий: модель дуополии Курно; модель ломаной кривой спроса Сизи (некооперированные олигополии). Картельный сговор. Ценовое лидерство. Антимонопольная политика государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.011 с.)