Вопрос №1 . Экзистенциализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1 . Экзистенциализм.



ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философское течение второй половины XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Прежде всего, Э. - это онтология, учение о бытии, а не о том, что «надо» или «следует» делать человеку (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Предмет исследования - реальный чел, а не его сущность, наход. в опред. ситуации соей эпохи. Экзистенциализм бывает атеистичным и религиозным. И в центре внимания - переживания (страх скука одиночество и т.п.)
История и представители

В России экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны 1914—18: Л. Шестов, Н. А. Бердяев
В Германии экзистенциализм возник после 1-й мировой войны:: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер
Нашел своих последователей в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции: Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар
Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, Ф. М. Достоевского, Кьеркьегора, Ф. Ницше.
Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понимания посредством абстракций. Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самопознании человека. Экзистенция есть «внутреннее», которое постоянно переходит во внешнее, предметное бытие. Поскольку предметное бытие выражает собой «неподлинное существование» человека, обретение экзистенции предполагает решающий выбор, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды, к «самому себе», единственному и неповторимому.
Хайдеггер - dasein - здесь - наличное бытие - единственное бытие, способное осознать мир в его целостности и свое место в этом мире.
- человек - рупор бытия
- ответственность чела за окр. среду, среду бытия, соц. бытия, бытия др. челов
- существование (экзистенция) - начало философии чела
- признает существ. внешнего мира независимого от чела, но в центр анализа ставит чела и его бытие
- жизнь - бытие к смерти (смертность - общая судьба челов, следовательно, нельзя умножать смерть)
Ясперс - человек отчужден от самого себя, подавлен вещами
- задача философии - вернуть человекаа к самому себе(экзистенциальное становление чела):
1)ориентация чела по отнош. к миру
2) чел стремится познать себя (самореализуясь чел открывает для себя мир)
Сартр - акцент на индивидуальное, личное в бытие-существ
- Экзистенция - подлинная жизнь чела, внутр, интимная.
- мотивы поступков чела - внутр побуждения
- экзистенция предшествует сущности
- труд "Экзистенциализм - это гуманизм":
специфика существ. чела - чел делает себя сам, несет ответственность за все, что происходит с ним и с другими людьми
метод Гуссерля - феноменологическая редукция из 2 ступеней:
1)заключаем мир в скобки т.к интересует только личная жизнь чела
2)заключ. в скобки предрассудки и суеверия чела
Результат - чистая экзистенция, к-ая содержит в себе сознание бытия др. людей, сознание бытия внешнего мира и сознание своей свободы
Свобода у Сартра - все аутентичное в человеке
- не в достижении желания, а в его автономии, а автономия желания закл. в том, что его мотив - это личный, собств. выбор чела. Выбор - реализация способности быть свободным.
- Свобода обладает нами (от так от)
- Свобода - тяжкая ноша
Камю: символ экзистенц. чела - Сизиф
Предельная ситуация (одно из главных понятий Э.) - состояние на грани жизни и смерти, когда резко меняется система ценностей и окр. мир и чел должен делать свой выбор.
В Э. особое значение - фон человеческого существования.
Концепция бунта - разработана Камю в "Бунтующий человек"
Бунт - внутр, духовный процесс чела, индивидуальный.
В бунте человеке обретает экзист. сущность.
История - Хайдеггер различает историю как чередование фактов и "историчность" как подлинную историю. Последняя - деление во времени человеческого существования, проецированное в будущ. Оно дает челу сознание собств. бытия, идущего навстречу смерти, уникальность, неповторимость челов. личности.

Вопрос №2. Культура и Цивилизация
Культура - диалектическая противоположность понятия "природа"
- то дополнительное, что привнесено в бытие деятельностью самого человека
- не исключ. из себя природне начала
Культура в широком смысле - материальные ценности, духовные достижения творческой деят. чела
Культура в узком смысле - это культура духовная.
Материальная куьтура - показатель развития производства и основа для его дальнейшего совершенствования.
Духовная культура - "энергетический" сгусток деятельностно-преобразующ. человеческой сущности.
Дух. культура так или иначе объективируется в предметах мат. культуры.
Культура - не только продукт деятельности человека, но и свойственный ему способ бытия, способ разрешения его жизненных, экзистенциальных противоречий.
- исторически обусловленная форма разрешения коренных противоречий человеческого бытия, воплощенная мера овладения человеком силами собственной природы и объективными условиями своего существования.
Важнейшие ф-ии культуры:
Адаптационная (адаптация общества к переменам и общению с др. цивилизациями)
Человекотворческая (индивид становится личностью в процессе овладения культурой)
Негэнтропийная (сохранение общества как качественно своеобразного феномена)
Регулятивная ф-ия культуры
Все сферы человеческой культуры выполняют ф-ию социальной регуляции.
Мораль, религия, искусство - регулирую поведение людей, опираясь на ценностно-оценочные механизы (зло - добро, красота - безобразие и т.п)
Деятельностный аспект культуры
Человеческая деятельность - двухуровнева. Чел. содает кульурн. предмет с опред. св-вами, предназначнный для выполнения кокретны функций. Но одновременно он запечатлевает в матер. предмете свой образ мира. Овладеть данным предметом можно лишь тогда, когда не только ивестны его практич. устройство и назначение, но и осознан культурн. смысл, который в нем закодирован челом, носителем современной ему культуры.
Знаково-символический аспект культуры
С этой точки зрения, культура - сложно организованная знаковая система, являющаяся объектом духовного усвоения для тех, кто с ней соприкасается, и принципиально способная, при активном участии новы деятелей, к дальнейшему самопорождению.
Культура - качеств. характеристика общества, его развитости; это система созданных и освоенных ценностей, а также способ, которым эти ценности создаются и осваиваются.
Культурная деятельность имеет два плана:
-предметно-объективирующий
-внутренний, субъектно-развивающий
В центре культуры - человек (творец и творение)
Культура бывает:
-групповой и индивидуальной (мера социальности человека)
-элитарная и массовая
Цивилизация
термин используется в различных смыслах:
1)историческая ступень в развитии человечества, к-ая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государств, урбанизаций, и возникновение письменности
2)характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство
3)синоним термина "материальная культура": т.е. то что дает комфорт,, предоставляемое техникой
4)характеристика единства исторического процесса удобство
Кант усматривал различие между культурой и цивилизацией. Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент в развитии культуры. Он пришел к выводу, что в истории человечества существовало и существует множество самобытных и эквивалентных по значимости культур, каждая и которых завершает пройденный ею жизненный путь стадией омертвления, которую Шпенглер называет цивилизацией. Цивилизация переживает все возрасты человека:
-детство
-юность
-старость
В концепции Шпенлера цивилизация определяется как этап вырождения культуры.
Этнограф Тэйлор Х!Х в. отождествлял культуру и цивилизацию, полагая, что оба эти понятия обозначают комплекс знаний, верований, морально-этич. концепций, и т.п.
Бердяев - цивилизации старее и первичнее культуры.
Цивилизация - социальо-коллективный процесс, а культура - процесс индивидуальный, идущий вглубь. Цивилизация означает большую степень объективации и социализации, культура же больше связана с личностью и духом.
Цивилизация представляет собой конструкцию общества с исторически сложившимися и относительно неизменными социальными структурами и нормативно фиксированными отношениями между ними. Она есть сфера исторической необходимости, способ сохран. и воспозв. общественной жизни.
Типология цивилизаций - европейский тип и неевропейский тип.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.006 с.)