Вопрос № 2 . Проблемы общественного развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 2 . Проблемы общественного развития.



Общество всегда находится в изменении, развитии.

Наиболее влиятельные концепции процесса общественного развития являются:

1) формационно-стадиальная (униформисткая)

2) культурно-релятивистская (плюралистическая)

Униформистский подход исторического развития общества был разработан Марксом в его теории общественно- экономических формаций.

Общественно-экономических формации – это общество в единстве всех его сторон и отношений на конкретной исторической ступени своего развития.

Основной признак отличия одной формации от другой – господствующая в обществе система собственности на средства производства.

Маркс считал развитие общества естественным историческим процессом смены одной формации на другую.

Высший этап развития общества, по Марксу, - коммунизм.

Существует еще одна униформистская концепция исторического развития общества – теория технологического детерминизма (авторы: Ростоу, Арона, Белла). Они считали, что уровень развития техники на производстве обуславливает ту или иную стадию развития общества.

Другой подход – культурно- релятивистские (цивилизованные) концепции истории. Сторонники: Тойнби, Шпенглер.

Тойнби обосновал теорию круговорота локальных цивилизаций в истории человечества.

Каждая локальная цивилизация проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой.

Тойнби вычленил около десятка цивилизаций. Расцветшие (Египет), застывшие (Спарта) и неразвивающиеся (города в средневековой Зап. Европе).

Тойнби считал, что движущей силой цивилизации была творческая сила.

Культурно - релятивистский подход подчеркивает уникальность каждой цивилизации, униформизм – необходимое и общее в историческом развитии.

Каждый народ по-своему решает общественные задачи, главной задачей которых является раскрепощение человеческой личности, создание для нее всевозможных социальных гарантий жизни.

Какова же направленность общественного развития? Регрессивно (так считал Бердяев) или прогрессивно (Гегель, Маркс) его развитие?

Прогресс (движение вперед, успех) – восходящее развитие связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизни людей, с ростом их материального благополучия.

Регресс (движение назад) – неуспех, движение вспять.

Общество – многокомпонентная система, сам процесс его развития противоречив. В жизни каждого общества может быть рывок в одних сферах общества и отставание в других.

Очень сложно определить прогрессивность исторического развития общества в целом.

В качестве критерия общественного развития выдвигались: реализация свободы, состояние здоровья, развития нравственности, достижение счастья и т д.

В настоящее время важным критерием является экологическая комфортность жизни человека.

Билет№24

Вопрос № 1. Неопозитивизм

Неопозитивизм — одно из распространённых направлений философии XX века, современная форма позитивизма.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Основные представители:

1) Философы «Венского кружка» (Шлик – основатель, его последователи – Карнап, Нейрат, Рейехенбах)

2) Представители Львовско-Варшавской школы (Тарский, Лукасевич)

3) Рассел

4) Витгенштейн

Основные идеи:

1. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

2. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков.

3. Основной принцип неопозитивистов – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами.

4. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.

5. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Вопрос№2 Субъект истории

Субъект (sub – под, до, ject – действие, акт) – носитель любой деятельности, направленной на объект (внешние предметы и условия его существования).

Только люди могут быть субъектами. Субъект всегда активен – способен не только приспосабливаться к окружающему миру, но и изменять, творить его.

Но далеко не всякая личность оказывает заметное влияние на ход общественных изменений в мире, стране, даже в отдельной социальной ячейке.

Люди, выступающие субъектами масштабных исторических процессов, в философии истории называются историческими личностями.

Но это не только конкретно-реальные личности, но и символические фигуры (Будда), во многом определившие направленность истории.

Историческими субъектами могут быть люди, деятельность которых достаточно отделена от политики и напрямую не связана ни с управлением государства, ни с руководством общественными партиями, движениями.

По Гегелю важной отличительным признаком выдающегося деятеля является цель. Он считает, что человек не является подлинным субъектом, а лишь посредником. Творит же историю дух.

Марксисты исходят из положения о решающей роли народных (трудящихся) масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности влиять на ход исторического процесса.

Немецкий социолог и философ Вебер считал, что рамки деятельности выдающейся личности должны ограничиваться конституционными формами организации общественной жизни людей.

Билет № 25
Вопрос № 1 Философия жизни
Представители: Ф. Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер, Л. Клагес и др.
У истоков философии жизни стоит Артур Шопонгауэр (1788-1860)
1)центральная категория –«воля»
2) основной труд – «Мир как воля и представление» - онтологическая и гносеологическая сущность его философии
3)главный принцип жизни и познания – воля, к-ая изначально враждебна разуму. Воля – вещь сама в себе, к-ая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания.
4) понятие воли – то, что составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления.
5) Мир как воля (мировая воля, всеобщая свободная воля, к-ая лежит в основе всего сущего)
6)гносеология. Истина имеет силу для каждого познающего существа, а именно: «Мир есть мое представление» Исходный и конечный пункт познания – воля.
7)Основное – интуитивное или непосредственное познание, которое реализуется через переживание мира. Высший вид познания – не наука, а искусство, которое основано на интуиции и способно раскрыть волю к жизни.
Фридрих Ницше (1844 -1900)
1) центральная категория – воля, но его интересует не воля вообще, а «воля к жизни» и прежде всего ее сущность – «воля к власти»
2)Как и само понятие «жизнь», «воля к жизни» и «воля к власти» - эти понятия носят не научный, а мифологизированный, метафорический характер. Все они лежат «по ту сторону» разума и природы, добра и зла.
3)Жизнь – это вечное становление и вечное вращение, круговорот Вселенной. А ее сущность – воля к власти – не есть ни бытие, ни становление, а пафос – самый элементарный факт, из к-ого только и возникает становление.
4)Иррационализм
5)Цель познания и его истинности с позиций иррационализма. Всякое познание – орудие власти, поэтому его цель чисто ирагматическая – приносить человеку пользу. А истина – это лишь полезное заблуждение, и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой.
6)Воля к власти – основа общественной жизни
7)Радикальный пересмотр старых ценностей (все старые ценности следует отбросить ибо они не способствуют утверждению воли к власти)
Мораль рабов и мораль господ (старая мораль рабов должна быть заменена моралью господ, к-ая прямо признает неравенство людей
9)концепция сверхчеловека (антихрист, белокурая бестия (!!!!) с врожденной аристократичностью, благородством и доброжелательностью по отношению к себе подобным….жуть)
Вильгельм Дильтей (1833-1911)
1)центральная категория – жизнь, как способ бытия человека и всей культурно-исторической реальности. Задача философии – понять жизнь исходя из нее самой.
2) понимание – метод познания жизни.
Понимание собств. Внутр. жизни достигается самонаблюдением.
Понимание чужой жизни достигается путем вчувствования сопереживания.
Понимание культуры прошлого – посредством герменевтики (искусство истолкования литерат памятников и т.п).
Георг Зиммель (1858-1918)
1) жизнь человека – чувство, опыт, мысли индивида (неподвластна законам)
2)человек – существо историческое (вся человеческая история – взаимодействие случайных, еповторимых, индивидуальных судеб)
Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
1) философия культуры.идея циклического развития общества (нет и не может быть общечеловеческой культуры)
2)цивилизация – последний этап развитии культуры, неизбежное явление для любой культуры, явление «возрастное»
3) человеческая история – проявление «единой жизни»
Культура – организм, развив циклически, три стадии:.рождение, развитие, гибель.
4)познание истории
История не имеет никаких законов, она имеет только судьбу.
Анри Бергсон (1859 – 1941)
1)главные характеристики жизни – длительность и жизненный порыв
2)подлинная реальность – жизнь (жизнь - непрерывная творческая эволюция)
3)роль интуиции в познании

Вопрос № 2. Человек и его сущность.
Во 2 половине 19 века, когда стало общепризнанным, что человек – продукт биологической эволюции, центральным стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных
- индивидуальная вариативность поведения
- чел. объединение (общество) имеет общепризнанный характер
- наличие культуры => производство
Важнейшие факторы, выделившие человека
- труд => орудия
- язык
- регуляция брачных отношений
- наличие нравственно-социальных запретов
Сущность
Человек - существо биосоциальное
- как биологический вид, человек обладает орп. совокупностью видовых признаков
- имеет устойчивые вариации (расы)
- уникальность каждого человека – факт первостепенной философско- мировоззр. важности
- человек включен в 2мира – общества и природы
Аристотель: «политическое животное»
- существуют 2 подхода: социологизаторский и биологизаторский.

Билет № 26.
Вопрос № 1. Психоаналитическая философия.
Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психологических процессов в жизни человека и общества. Основатель – Фрейд
Началом психоанализа можно считать два его открытия:
1) бессознательного – особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание.
2) реакции вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отриц опыта, всего того, что нарушает здоровье психики как способа психологической защиты!!!!
Отриц. эмоции, нереализованные желание – все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок и тд
Особая форма бессознательного – сны. По Фрейду сны – реализация скрытых стремлений человека.
Главные факторы, руководящие и направляющие психику:
1) удовольствия
2) вытеснение – психика вытесняет в бессознательное запретные желания и идеи.
Что же явл ядром бессознательной сферы??? рейд выдвинул 2 психоаналитические системы:
Первая: в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, интстинкт.
Вторая: центральные понятия: Эрос (инстинкт жизни) – лежит в основе конструктивного поведения человека. И Таиатос (инстинкт смерти) подталкивает чела на деструктивную деятельность.
Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Таиатоса.
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизм.
Разработано Альфредом Адлером.
В основе всех великих действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психологических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который чел желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике и т. д.
Эрих Фромм – поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Выделял следующие противоречия чел существования:
Патриархат, матриархат; Власть и подчинение; Стремление к обладанию и просто жизнь; Свобода от и свобода для – негативная и позитивная свободы;

Цель философии по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия.
Главный способ решения – культивирование всеобщей любви!!! Стремление сделать мир добрее.

Вопрос №2. Человек как личность. Свобода и ответственность личности.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе общественной жизни.
Всякий чел. есть одновременно и личность: - человек – родовое, общее; личность – единичное, специфически индивидуальное начало, проявляющееся через родовой тип.
Два подхода к понятию «личность»:
1) Личность – мера социальности того или иного индивида. Человек явл. личностью, если воплощает в себе социально значимые черты особенности обществ среды.
Люди становятся личностями в процессе социализации посредством усвоения через воспитание и образование подлинно человеческого опыта, общих ценностей и норм культуры.
2)Личность – уникальное, индивидуальное, особенное в социальном бытие человека.
С точки зрения психолога личность - это мера обособления, индивидуализации человека в обществе.
Личность это не только продукт (объект) конкретных обществ отношений, но и их субъект, воздействующий своей деятельностью на окружающую его среду. Личность как социальный субъект отличается своей многофункциональностью, на своем пути ей приходится выполнять мн-во разнообразных ролей (ф-ий). Конкретная роль человека (способ и характер его существования) почти всегда зависит от того, как он сам воспринимает и оценивает свое положение. (Ленин о рабах). Личность выступает объектом общественного развития в меру своей социальной зрелости.
Основные компоненты личности:
1) общие, соц. значимые особенности проявления сознания и деятельности (моральные св-ва, опыт, объем и качество знаний, и.пр.)
2) индивидуальные особенности проявления сознания и деятельности (характер, способности, привычки, интересы)
3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения.
Дифференциация людей по социальным типам (в основе – обществ. разделение труда, многообразие видов трудовой деятельности, различия выполнения функц. обязанностей). Каждый социальный тип имеет свою повседневность, привычки, одежды и т.п. (тип рабочего, крестьянина, интеллигента и т.п)
Классификации соц-психологич. типов личности…. Например:
- личность-экстраверт (направл. во вне, на других) - личность-интраверт
-конформистская личность – нонкоформистская
Э.Фромм: 1)продуктивные личности – творчески раскрывают самих себя, источники творчества
2)непродуктивные личности – теряют чувство своего «я», кто придерживается единой линии поведения
Бердяев: в личности пересекаются все круги бытия.
Свобода! Спиноза: свобода – познанная необходимость. Кант: свобода – подчинение закону, действие со знание дела, утверждение личностью самой себя.
Свобода включает в себя два условия:
1)возможность выбора цели или свободу воли
2)возможность достижения поставленной цели или свободу самого действия человеческой личности:
Свобода личности обычно связывается с обществом, рассматривают ее в зависимости от типа и состояния общественной жизни людей. (Ленин: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя)
Но! Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они свободны в выборе целей и средств достижения поставленных целей. Абстрактной свободы нет! Свобода всегда конкретна и относительна. Мера свободы определяется уровнем развития общественного способа производства матер. и дух. благ, и, как утверждает марксистская философия, социально-классовой природой общества, взаимоотношениями между различными соц. группами. Свобода личности достигается вместе с развитием общества и по мере достижения свободы самим обществом.
Подлинная свобода личности возможна лишь в свободном обществе и только тогда, когда каждая отдельная личность будет согласовывать свои цели с интересами остальных составляющих общество людей. Экзистенциализм – свобода – как способ и условие самореализации, человек приговорен к свободе ибо он независим ни от кого и ни от чего. (чел одинок в мире)
Свобода для Фромма – основание бытия. Свобода не нуждается в осуществлении. Человек – свободная личность, и как свободная личность ответственен за себя и за других. Подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, способный созидать свой дух из материалов своих страстей и талантов.
Ответственность:
1)отражает отношение личности к обществу и существующим в нем морали и права
2)характеризует, как и каким образом человек выполняет свой гражданский долг.
3)неразрывно связана со свободой личности
4)мера, позволяющая видеть, где свобода, а где произвол.
Бернард Шоу: Свобода означает ответственность.

Билет № 27.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.017 с.)