Вопрос № 2 . Категория материи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 2 . Категория материи



Греческие философы Милетской школы пришли к выводу, что есть некий материал, из которого состоят все вещи – субстанция. Это было первым упоминанием «МАТЕРИИ». Они же первыми выдвинули теорию – материал, из которого состоят все вещи, это различные физические элементы, обладающие особыми качествами, или атомы, комбинации которых определяют свойства вещей.

Однако широкое развитие учения о материальном строении мира началось только в 17-18вв, поскольку начало развиваться экспериментальное естествознание(имеются ввиду всякие изобретения и открытия в области физики, перевернувшие и порвавшие в мясо все прежние идеи). Научные открытия вообще стали причиной «революции» в естествознании. «Для диалектического [диалектика – учение о всяком противоречивом развитии и изменении, следствием которого является появление чего-то нового] материализма материя есть «объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им».

Понимаемая таким образом материя уже не связана с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира -? Это понимание выражает всеобщие универсальные свойства материи и!!потому переходит в ранг философской категории!!

В определении философской категории материи важны 3 момента

1) материя – то, что существует вне и независимо от нашего сознания

2) материя – то, что прямо или косвенно вызывает ощущения

3) материя – то, отражением чего является сознание, мышление

ОДНАКО: например радиоволны мы ощутить не можем, следовательно 2 пункт не особо верен…3 тоже.

ГЛАВНОЕ – материальное от нематериального отличает существование вне сознания.

ОЧЕНЬ ГЛАВНОЕ – не только все материальное существует объективно, но и все существующее объективно, вне сознания – материально.

Методологическое значение философии обнаруживается сразу же, как только мы задаемся вопросом – каким образом все существует? Эта категория позволяет вскрыть Универсальные способы бытия – движение, время, пространство.

 

Билет № 5.

Вопрос №1. Философия Элейской школы

Элейская школа довольно интересна для исследования, так как это одна из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями элейской школы считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.) и Зенона (первая половина V в. до н.э.).

Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1)Есть только бытие, небытия нет; 2)Существует не только бытие, но и небытие; 3)Бытие и небытие тождественны. Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.

С защитой учения Парменида от возражений выступил его ученик Зенон. Древние приписывали ему сорок доказательств для защиты учения о единстве сущего (против множественности вещей) и пять доказательств его неподвижности (против движения). Из них до нас дошло всего девять. Наибольшей известностью во все времена пользовались зеноновы доказательства против движения; например, "движения не существует на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца, а чтобы дойти до половины, нужно пройти половину этой половины и т.д.".

Аргументы Зенона приводят к парадоксальным, с точки зрения "здравого смысла", выводам, но их нельзя было просто отбросить как несостоятельные, поскольку и по форме, и по содержанию удовлетворяли математическим стандартам той поры. Разложив апории Зенона на составные части и двигаясь от заключений к посылкам, можно реконструировать исходные положения, которые он взял за основу своей концепции. Важно отметить, что в концепции элеатов, как и в дозеноновской науке фундаментальные философские представления существенно опирались на математические принципы. Видное место среди них занимали следующие аксиомы:

1. Сумма бесконечно большого числа любых, хотя бы и бесконечно малых, но протяженных величин должна быть бесконечно большой;

2. Сумма любого, хотя бы и бесконечно большого числа непротяженных величин всегда равна нулю и никогда не может стать некоторой заранее заданной протяженной величиной.

Именно в силу тесной взаимосвязи общих философских представлений с фундаментальными математическими положениями удар, нанесенный Зеноном по философским воззрениям, существенно затронул систему математических знаний. Целый ряд важнейших математических построений, считавшихся до этого несомненно истинными, в свете зеноновских построений выглядели как противоречивые. Рассуждения Зенона привели к необходимости переосмыслить такие важные методологические вопросы, как природа бесконечности, соотношение между непрерывным и прерывным и т.п. Они обратили внимание математиков на непрочность фундамента их научной деятельности и таким образом оказали стимулирующее воздействие на прогресс этой науки.

Следует обратить внимание и на обратную связь - на роль математики в формировании элейской философии. Так, установлено, что апории Зенона связаны с нахождением суммы бесконечной геометрической прогрессии. На этом основании советский историк математики Э. Кольман сделал предположение, что "именно на математический почве суммирования таких прогрессий и выросли логико-философские апории Зенона". Однако такое предположение, по-видимому, лишено достаточных оснований, так как оно слишком жестко связывает учение Зенона с математикой притом, что имеющиеся исторические данные не дают основания утверждать, что Зенон вообще был математиком.

Огромное значение для последующего развития математики имело повышение уровня абстракции математического познания, что произошло в большой степени благодаря деятельности элеатов. Конкретной формой проявления этого процесса было возникновение косвенного доказательства ("от противного"), характерной чертой которого является доказательство не самого утверждения, а абсурдности обратного ему. Таким образом был сделан шаг к становлению математики как дедуктивной науки, созданы некоторые предпосылки для ее аксиоматического построения.

Итак, философские рассуждения элеатов, с одной стороны, явились мощным толчком для принципиально новой постановки важнейших методологических вопросов математики, а с другой - послужили источником возникновения качественно новой формы обоснования математических знаний.

Вопрос № 2. Движение, время и пространство

Почти все философы с древнейших времен доказывали, что все вещи в нашем мире пребывают в постоянном движении. В 19в с развитием науки произошел крах метафизической теории движения Т.е. классическая механика утверждала, что все процессы обратимы во времени, а термодинамика доказала, что хаотическое движение частиц приводит к необратимым последствиям.

МАРКС: движение есть всякое изменение вообще. Ученые выяснили и доказали, что не существует неизменных объектов. В частности, в микромире каждый объект существует постольку поскольку претерпевает постоянные изменения.

Движение неуничтожимо как в количественном отношении (непрекращаемость) но и в качественном(Безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие).

Короче говоря – это способ существования сущего, быть – значит быть в движении, изменении. Все материальное находится в движении.

Мысли и чувства нематериальны, но существуют в человеке, а он материален. Это к тому что смена мыслей, ощущении и настроения – не является движением без материи, т.к. они в материальном человеке происходят.

Движение вне сознания и движение в сознании не бывает без материи.

!!! 1. Нет материи без движения

!!! 2. Нет движения без материи

Пространство и время

Любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других предметов имеет свою конфигурацию в трех измерениях – все это называется ПРОСТРАНСТВОМ.

Длительность явления или смены явлений - это ВРЕМЯ.

Считалось, что время и пространство вне нашего сознания, НО тут пришел Кант и всех обломал:

О вещах мы узнаем из контакта с ними, т.е. из опыта. О времени и пространстве мы знаем не из опыта, а это значит, что их источник в нас самих => в нашем сознании. Это как «очки» в них все связано со временем и пространством, а без них(КОТОРЫЕ ПРИСУЩИ НАШЕМУ СОЗНАНИЮ) нет ни пространства ни времени. Потом правда Канта обломали, но это не важно, так как в конце концов появился Энгельс с такой идеей:

Пространство и время – формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие в нашей голове. (Надеюсь пока понятно). Мы можем мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но (самое интересное) но вне сознания людей, объективно эти формы и отношения неотделимы от материальных процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются. (О. Как?). Если я правильно понял, то на языке простых смертных это выглядит вот так:

!Пространство и время неотделимы от материи, т.к. являются частью материи.!

!!! 1. Нет материи вне пространства и времени

!!! 2. Нет времени и пространства вне материи.

Билет № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)