Вопрос№2 . Специфика философских размышлений о бытии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос№2 . Специфика философских размышлений о бытии.



Философия – знание всеобщего во взаимоотношениях мир-человек.

Понятие «бытия» (которое является частью центрального вопроса философии) объединяет и мир и человека. И то и другое бытийствует. Только философия занимается поисками ответа на вопрос, что такое бытие!!! Онтология (раздел философии) – учение о сущем, о бытии.

Итак, бытие – наиболее общее и абстрактное философское понятие, традиционно употребляемое в двух значениях: - объективный мир, существующий независимо от сознания людей, - всё существующее вообще. Однозначное определение данной категории до настоящего времени не найдено. Чаще всего проблема бытия решается в оппозиции бытие-небытие.

Рассмотрим, как философы разных исторических периодов видели данную проблему.

В Античном мире мир отождествлялся с космосом. Мир представлялся единым, неизменным, гармоничным. Парменид (представитель элеатов;!доказал бытие!) полагал что «бытие неразрушимо», признаками бытия являются целостность и истинность. Парменид провозглашал единство мысли и бытия.

Платон рассматривал мир и бытие в противоположности. По его мнению, существует подлинное (вещь) и неподлинное бытие. Подлинная сущность вещей – идеи, которые существуют вечно.

В эпоху Средневековья бытие делили на мир божественный (истинный, вечный) и мир земной (сотворённый Богом).

Философы Возрождения считали бытие, как и природу, объективным (человек сам по себе, природа сама по себе; человек хозяин природы и бытия, ему всё подвластно).

Философы эпохи Просвещения, немецкие классики и приверженцы марксизма задались вопросами «Что определяет бытие: дух или природа?» (спор идеалистов и материалистов) и «Един ли мир?» (некоторые философы полагали, что миров множество, а вот, например, Маркс утверждал, что мир един и единственен; это единство заключается в материальности мира).

Современные философы, философы 20 века, сходятся во мнении, что мир един, бытие материально. Бытие начали рассматривать с разных уровней. Так Хайдеггер представляет бытие в разных уровнях: 1)объективный мир, мир природы, 2)социальный мир, общественное бытие, реальный процесс жизни людей, 3)субъективное бытие, мысли, идеи, личность.

Не следует абсолютизировать понятие «бытие»!!! Существуют альтернативные ему понятия, как, например, небытие, ничто, виртуальная реальность и т.д.

Таким образом, положения современной философии о бытии таковы:

• небытие - это часть бытия

• бытие – часть небытия

• бытие и небытие взаимоисключают друг друга

(да – не нет, а нет – не да).

• Бытие и небытие, исключая друг друга, являются частями чего-то более общего, того, чему ещё нет названия.

Некоторые философы полагают, что бытие имеет приоритет над небытиём, а некоторые наоборот.

• Всё, что существует, существует во времени. Поэтому, всё, что существует, имеет свою причину и когда-то исчезнет.

При этом возникновение и гибель неравносильны, т.к. всё возникает на время, а погибает навечно!!!

Билет № 4.

Вопрос№1.Пифагор и пифагорейцы

1. Создание организации “Пифагорейский союз”

Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал. Около 532г., скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быстро завоевывает широкую известность и создает религиозно- философскую и политическую организацию - Пифагорейский союз. Этот союз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, “нравственном” смысле. Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.

Нравственные принципы и заповеди Пифагора.

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города – смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три:

- во-первых, прекрасное и славное,

- во-вторых, полезное для жизни,

- в-третьих, доставляющие наслаждение.

Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - “Золотые стихи”. Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории.

Образ жизни пифагорейцев.

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой

особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”,обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

Пифагорейский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Религиозно-философское учение.

В религиозно-философском учении раннего пифагореизма различаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий.

Космогония и космология.

Что же касается собственных знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.

Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”.

Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточного обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной, представляли значительное приближение к истине.

Но этой физической картиной дело не ограничивается. Пифагореизм создает определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственной оценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, что представляется так:

- предел и беспредельное,

- нечетное и четное,

- единое и многое,

- мужское и женское,

- покоящееся и движущееся,

- светлое и темное,

- хорошее и дурное,

- четырехугольное и разностороннее.

Дело не просто в противопоставлении - противоположности соединяются.

Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самого Пифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

У пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс “пифагорейского образа жизни”.

Философия числа.

Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа – особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления- геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Здесь нужно упомянуть о главном пифагорейском символе - пифагорейская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности.

Идеология пифагоризма включает три главных компонента: религиозно-мифологически-магический; научный, связанный с развитием математики; и философский.

Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.073 с.)