Депозитные операций коммерческих банков. Понятие и виды депозитов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Депозитные операций коммерческих банков. Понятие и виды депозитов.



Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования.

В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица. Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.

Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной депозитной политики. под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

Конечной целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков. Поскольку каждый банк разрабатывает депозитную политику, то главный вопрос не только в том, есть ли она у банка, но и в ее качестве. Организация депозитных взаимоотношений банка с клиентами определяется многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление депозитных сделок, виды депозитов и др.

Депозиты — это главный вид привлекаемых коммерческими банками ресурсов. Действительно, именно они раскрывают содержание деятельности коммерческого банка как посредника в приобретении ресурсов на свободном рынке кредитных ресурсов.

Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:

юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);

физических лиц.

По форме изъятия депозиты подразделяются на:

до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

срочные (обязательства, имеющие определенный срок);

условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

К депозитам до востребования относятся:

средства на расчетных (контокоррентных), текущих и бюджетных счетах негосударственных предприятий, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности;

средства на счетах физических лиц — предпринимателей;

средства на счетах фондов различного назначения;

средства на корреспондентских счетах других банков (счета ЛОРО);

средства на счетах депозитов до востребования финансовых органов (федеральных и местных), коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности, негосударственных предприятий;

средства в расчетах (аккредитивы, чеки) и обязательства в расчетах по отдельным операциям (факторинговым, форфейтинговым, конверсионным);

вклады населения до востребования.

Невзирая на высокую подвижность средств на счетах до востребования, имеется возможность определить их минимальный не- снижаемый остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса.

7.Предмет и методы банковского права. Предметом банковского права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно встретить различные определения:

1) деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций;

2) деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций и сделок;

3) деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций и сделок и деятельность ЦБ РК по организации и регулированию банковской системы.

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере банковской деятельности, – это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.

Однако необходимо учитывать, что проблема метода в юридической науке достаточно дискуссионна. Так, в работах отдельных ученых выделяются два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Например, одни считают, что для каждой отрасли права есть конкретный метод, применяемый данной отраслью, другие, наоборот, – что все отрасли применяют аналогичные методы. Методом банковского права является императивный метод правового регулирования. Императивный метод предполагает, что между участниками банковских правоотношений отсутствует равенство сторон. Императивный метод - это способ правового регулирования, при котором один из участников правоотношений наделен властными полномочиями (полномочиями подчинения) по отношению к другим участникам правоотношений. Императивными полномочиями в банковском праве наделен - центральный банк и иные органы банковского надзора и регулирования.

Отличительными особенностями банковского права как отрасли права являются:

комплексный характер банковского права, т.к. правоотношения банковского права регулируются нормами различных отраслей права.

обязательным участником банковских правоотношений является центральный банк или иные органы банковского надзора и регулирования.

Банковские правоотношения имеют свои специфические черты (особенности), важнейшими из которых являются следующие.
Первое. Специфическая черта, оказывающая определяющее влияние на другие отличительные особенности банковских правоотношений, заключается в том, что последние возникают в процессе осуществления банковской деятельности.
Выделение законодателем банковской деятельности как особого вида предметной человеческой деятельности является, как уже говорилось, одним из аргументов в пользу утверждения о формировании банковского права как самостоятельной отрасли права.
Второе. Банковские правоотношения регулируются специальным банковским законодательством, а также иными, первичными по отношению к банковскому, отраслями законодательства (конституционным, гражданским, административным и т.д.).
Банковское законодательство является комплексной отраслью законодательства и в этом качестве представляет собой специфическое структурное образование в системе российского законодательства, которое использует для комплексного правового регулирования всех сторон деятельности банковской системы нормы различных отраслей права.

8.Принципы банковской деятельности. Под принципами банковской деятельности следует понимать правила, которыми руководствуется банк в процессе создания своего продукта. Банки придерживаются следующих принципов: • ориентация на запросы клиентов. Они дают банку работу, формируют его доходы, определяют успех его деятельности; • взаимная заинтересованность банка и клиента; • рациональная деятельность, в частности, правило рационального кредитования, предусматривающее ряд требований к оценке ссудополучателя, обеспечения кредита и др.; • платность. Этот принцип позволяет банку компенсировать затраты на производство банковского продукта и получать прибыль. Бесплатными могут быть отдельные второстепенные банковские операции. Согласно Кодексу этических принципов банковского дела, принятому на Съезде российских банков 2002 г., профессиональная деятельность банков осуществляется на основе: • понимания гражданского и профессионального долга перед обществом, государством, российскими гражданами; • признания равенства участников гражданского оборота, вовлеченных в сферу банковского дела, уважения их прав и законных интересов; • максимальной прозрачности профессиональной деятельности при абсолютной надежности в сохранении конфиденциальной информации и сведений, составляющих банковскую тайну; • совершенствования корпоративного управления и взаимоконтроля за добросовестностью участников рынка банковских услуг; • безусловного соблюдения взятых на себя обязательств и гарантирования высокого качества предоставляемых услуг; • обеспечения разумной рисковости банковских операций; • полноты ответственности за качество и результаты своей работы; • честной конкуренции, противодействия недобросовестным участникам банковской деятельности и предания гласности фактов нарушений положений Кодекса; • участия в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и другим противоправным деяниям; • отказа от сотрудничества с юридическими и физическими лицами с сомнительной деловой репутацией; • установления и развития межнациональных и международных профессиональных связей на основе взаимоуважения и взаимопомощи. Принципом банковской деятельности является соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций. В отношениях с деловыми партнерами банки: • строят отношения на взаимном доверии, уважении и равноправии, не допускают необоснованной критики деятельности партнеров; • строго руководствуются принципом не нарушаемости взятых на себя договорных и иных обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими; • полностью, своевременно и в строгом соответствии с законом выполняют свои обязательства, а также судебные решения в случае возникновения споров; • отдают приоритет переговорам и поиску компромисса в случае возникновения разногласий и споров. Сочетание деловых и нравственных принципов банковской деятельности позволяет банкам эффективнее реализовать свою роль в экономике. Выделяют следующие принципы банковской деятельности, как:1. Принцип экономической свободы 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. 3. Принцип единого экономического пространства. 4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. 5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

 

9.Банковская система государства: характерные условия, правовые основы, вопросы совершенствования. Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему.

Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы.

Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан".

Национальный Банк осуществляет регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствует созданию общих условий для функционирования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Регулирующие и надзорные функции Национального Банка в отношении банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, направлены на поддержание стабильности денежно - кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан.

Банк с иностранным участием - банк второго уровня, более одной трети размещенных акций которого находятся во владении, собственности и / или управлении:

а) нерезидентов Республики Казахстан;

б) юридических лиц - резидентов Республики Казахстан, более пятидесяти процентов размещенных акций или долей участия в уставных капиталах которых находятся во владении, собственности и / или управлении нерезидентов Республики Казахстан либо аналогичных им юридических лиц - резидентов Республики Казахстан;

в) резидентов Республики Казахстан, являющихся распорядителями средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Казахстан либо юридических лиц, указанных в подпункте б) настоящего пункта.

Исламский банк - банк второго уровня, осуществляющий банковскую деятельность, предусмотренную главой 4-1 настоящего Закона, на основании лицензии уполномоченного органа.

Исламский банк не является участником системы обязательного гарантирования депозитов, и депозиты в исламском банке не гарантируются системой обязательного гарантирования депозитов.

Особенности создания и деятельности исламского банка установлены главой 4-1 настоящего Закона.

Межгосударственный банк - банк, созданный и действующий на основании международного договора (соглашения), учредителями которого являются Правительство Республики Казахстан (или уполномоченный им государственный орган) и правительство (правительства) государство (государств), подписавшее данный договор (соглашение).

 

10.Правовое регулирование банковской - правовой ответственности. Банковская система страны предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом. В первые годы перестроечного процесса в стране появлялось огромное число различных коммерческих банков с разветвленной сетью филиалов и отделений по всей стране. Многие из них, не выдерживая конкуренции или просто не найдя своей ниши в банковской структуре, прекращали свою деятельность, вызывая неблагоприятные экономические последствия для своих клиентов.Количественный состав кредитных учреждений в рыночной экономике не может регулироваться государством. Он может зависеть лишь от объективной потребности экономики в банках. Регулирование со стороны государства должно быть направлено на упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.

Банковская сфера Казахстана открыта и доступна для иностранных инвестиций. В нашей стране могут создаваться кредитные организации с долевым или полным участием иностранного капитала. Зарубежным банкам предоставлена возможность учреждать в России свои дочерние кредитные организации - юридические лица, открывать филиалы и представительства. Таким образом, банковскую систему Российской Федерации составляют: Банк Казахстана, его учреждения, кредитные организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их филиалы и представительства.

 

11.Правовое регулирование ликвидации и реорганизаций банков в РК. Банк может быть ликвидирована а) по решению его акционеров при наличии разрешения уполномоченного органа добровольная ликвидация; б) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан (принудительная ликвидация).Прекращение деятельности банков, в том числе по основанию банкротства, осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан с учетом требований настоящего Закона. 1. После принятия общим собранием акционеров банка решения о его добровольной ликвидации, банк обязан принять меры по возврату депозитов физических лиц путем их прямой выплаты либо их переводу в другой банк, являющийся участником системы обязательного гарантирования депозитов. Порядок возврата депозитов физических лиц, а также их перевода в другой банк определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа.После осуществления возврата депозитов физических лиц банк вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством о даче разрешения на его добровольную ликвидацию. К ходатайству должны прилагаться перечень мероприятий о сроках и этапах подготовки банка к прекращению своей деятельности, утвержденный общим собранием акционеров, балансовый отчет, свидетельствующий о достаточности средств банка для осуществления расчетов по его обязательствам, список кандидатов в члены ликвидационной комиссии, в том числе ее подразделений, создаваемых в филиалах либо представительствах, и другие необходимые сведения. Перечень необходимых сведений устанавливается нормативными правовыми актами уполномоченного органа. Ходатайство о получении разрешения на добровольную ликвидацию банка должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня принятия надлежаще оформленных документов. В случае отказа в даче разрешения на добровольную ликвидацию банка уполномоченный орган выносит об этом мотивированное решение, которое доводит до сведения банка. При получении разрешения на добровольную ликвидацию банк создает ликвидационную комиссию, с учетом филиалов и представительств банка, к которой переходят полномочия по управлению имуществом и делами банка. Особенности деятельности ликвидационных комиссий добровольно ликвидируемых банков определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа. Контроль за деятельностью ликвидационной комиссии добровольно ликвидируемого банка осуществляет уполномоченный орган. После получения разрешения на добровольную ликвидацию банк обязан опубликовать информацию об этом в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Ликвидационная комиссия обязана в семидневный срок после утверждения ликвидационного баланса и отчета о ликвидации банка представить их в Министерство юстиции и уполномоченный орган. При завершении ликвидации банка ликвидационная комиссия обязана в установленном порядке сдать документы для хранения в архив и уведомить об этом уполномоченный орган. В случае недостаточности средств для удовлетворения требований всех кредиторов, банк подлежит принудительной ликвидации по основанию банкротства. В связи с невозможностью завершения процесса добровольной ликвидации, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка.

Принудительная реорганизация банка производится по решению суда в соответствии с действующим законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. Реабилитационная процедура в отношении банка производится по решению суда в рамках мер по принудительной реорганизации банка с целью восстановления его платежеспособности и (или) обеспечения возможности выполнения банком условий и требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Суд вправе решить вопрос и принудительной реорганизации банка либо проведении в отношении банка реабилитационных процедур только на основании соответствующего заключения уполномоченного органа. Обязательным условием для производства принудительной реорганизации банка, реабилитационных процедур является возврат банком всех находящихся у него депозитов заинтересованным лицам в течении одного года со дня принятия решения о принудительной реорганизации. Невыполнение этого условия влечет за собой принудительную ликвидацию банка. При наличии возможности восстановления своей платежеспособности и (или) устранения выявленных недостатков банк вправе заявить ходатайство о применении в отношении его реабилитационной процедуры в суд в связи с рассмотрением им вопроса о принудительной реорганизации банка. К ходатайству банка должен быть приложен план реабилитации банка. Один экземпляр ходатайства банка с прилагаемыми документами представляется в уполномоченный орган. План реабилитации банка подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом и утверждается судом в течение десяти дней со дня его представления. Изменения в план реабилитации банка допускаются с согласия уполномоченного органа по решению суда. Продолжительность периода осуществления реабилитационной процедуры в отношении банка не должна превышать шесть месяцев. Сроки начала и завершения реабилитационной процедуры определяются судом. Утвержденный судом план реабилитации банка является документом, обязательным для исполнения банком и его должностными лицами. Реабилитационная процедура проводится банком под контролем уполномоченного органа. Деятельность банка в период реабилитационной процедуры осуществляется в обычном порядке с учетом требований.

 

 

12.Управление в области государственных банков. Полномочия, Президента Парламента, Правительства в сфере банковской деятельности. Президент РК как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Президент представляет кандидатуру Председателя Банка РК и ставит вопрос об освобождении его от должности; он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка РК. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента РК всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы. Полномочия Президента Республики в отношении Национального Банка Президент Республики: 1) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Национального Банка Республики; освобождает его от должности; 2) по представлению Председателя Национального Банка назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Национального Банка; 3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Председателя Национального Банка о работе Национального Банка Республики. Правительство Республики Казахстан:
1) обеспечивает избрание Общим собранием акционеров президента Банка развития, а также двух членов Совета директоров Банка развития;
2) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия Правительства и местных исполнительных органов Республики Казахстан в отношениях с Банком развития реализуются через права акционеров Банка развития.
Национальный Банк Республики Казахстан:
1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением порядка проведения операций и исполнения Банком развития нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности, учета, платежей и переводов денег, исключая пруденциальное регулирование и надзор;
2) осуществляет лицензирование операций Банка развития, за исключением операций, указанных в статье Закона.
Министерство финансов Республики Казахстан:
1) осуществляет контроль выполнения Банком развития обязанностей заемщика и функций агента;
2) утверждает состав и формы отчетности Банка развития.
6. Иные полномочия государственных органов в отношениях с Банком развития осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность Банка развития за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательных актах Республики Казахстан.

 

13.Правовой статус ломбарда. Порядок создания и ликвидаций ломбарда. Ломбард - юридическое лицо (коммерческая организация), не являющееся банком, которое на основании лицензии Национального Банка РК правомочно проводить следующие виды банковских и иных операций:

1)ломбардные операции: предоставление краткосрочных кредитов под залог депонируемых легкореализуемых ценных бумаг и движимого имущества;

2) сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;

3) осуществление лизинговой деятельности;

4) покупку, прием в залог, учет, хранение и продажа ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Ломбарды могут создаваться и осуществлять свою деятельность в форме хозяйственных товариществ.

Учредителями и участниками ломбарда могут быть физические и (или) юридические лица - резиденты и нерезиденты РК, за исключением органов представительной, исполнительной и судебной власти и организаций, более пятидесяти процентов уставного капитала которых принадлежит государству.

Ломбард осуществляет свою деятельность на основании устава (с единственным учредителем) либо учредительного договора и устава (при количестве учредителей более одного) в соответствии с действующим законодательством, а также лицензии, выданной Национальным Банком РК. Учредительные документы, в том числе изменения и дополнения, вносимые в них, подлежат обязательному предварительному согласованию с Национальным Банком РК.

Руководящие работники ломбарда подлежат обязательному согласованию с Национальным Банком РК в порядке, установленном нормативным правовым актом, регулирующим порядок и условия согласования руководящих работников банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Руководящие работники ломбарда подлежат обязательному согласованию с Национальным Банком в порядке, установленном нормативным правовым актом, регулирующим порядок и условия согласования руководящих работников банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Руководящими работниками ломбарда признаются первый руководитель, главный бухгалтер ломбарда, а также первый руководитель и главный бухгалтер филиала ломбарда.

Руководящие работники ломбарда, а также кандидаты, рекомендуемые для назначения (избрания) на должности руководящих работников ломбарда, должны соответствовать требованиям, установленным банковским законодательством.

Реорганизация и ликвидация ломбарда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан. Ломбард может быть ликвидирован:

1) по решению его учредителей, при наличии разрешения Национального Банка (добровольная ликвидация);

2) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан (принудительная ликвидация). Обязательным условием для получения разрешения Национального Банка на добровольную ликвидацию ломбарда является достаточность средств ломбарда для осуществления расчетов по его обязательствам. Добровольная ликвидация ломбарда осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства Республики Казахстан. Вопросы, неурегулированные настоящими Правилами, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.029 с.)