Определение бухгалтерского учета, его содержания и предмета, деление учета по видам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение бухгалтерского учета, его содержания и предмета, деление учета по видам



Бухгалтерский учет — это система наблюдения, сбора, регистрации, обработки и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций хозяйствующего субъекта.

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность предприятий и организаций и включает в себя:

1) хозяйственные процессы и хозяйственные операции (производство, реализация, снабжение).

2) расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и т.д.);

3) кругооборот средств, включающий в себя четыре стадии: процесс заготовления материальных ценностей, процесс производства продукции, процесс реализации готовой продукции, процесс обращения, включающий расчеты с бюджетом и другими организациями);

4) затраты труда и оплату труда;

5) движимое и недвижимое имущество;

6) источники формирования имущества (собственные, заемные и привлеченные).

Виды бухгалтерского учета:

1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – формирование информационной системы на предприятии.

Главная задача управленческого учета – подготовка достоверной и полной информации, которая служит источником для принятия на предприятиях необходимых управленческих решений в процессе управления.

Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.).

Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии (в целях финансового учета). Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;

2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;

3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Цель налогового учета – обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами.

4 Функции бухгалтерского учета, требования к нему задачи и принципы

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.

1. Контрольная функция бухгалтерского учета
Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. В бухгалтерском учете отражается весь кругооборот средств предприятия, источников их формирования и хозяйственные процессы. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.

2. Обеспечение сохранности собственности
Данная функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок, но и предупреждать их. Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. Действенная система бухгалтерского учета позволяет совместно с другими службами обеспечить сохранность собственности, создать заслон всевозможным видам хищений, порчи и потер

3. Информационная функция бухгалтерского учета
Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности. Бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

4. Функция обратной связи
Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более ориентированной на широкую автоматизацию. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.

5. Аналитическая функция бухгалтерского учета
Аналитическая функция тесно связана с информационной; однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов.

5.. Признаки экономической классификации обьектов БУ
Классификация счетов по экономическому содержанию (экономическая классификация) отвечает на вопрос, ЧТО отражается на том или ином счёте. Иными словами, какова природа учитываемого объекта, сколько нужно счетов для того, чтобы тот или иной объект получил полную характеристику в текущем учёте. По этому признаку счета подразделяются на три группы:
1. Счета для учета имущества по составу и размещению позволяют контролировать их наличие и движение (поступление и выбытие). Все счета этой группы активные и имеют дебетовое сальдо; дебетовый оборот показывает поступление, кредитовый – расход; аналитический учёт ведётся по каждому виду средств в натуральном и денежном измерении.
2. Счета источников хозяйственных средств позволяют контролировать наличие и движение источников, как собственных, так и привлечённых. Счета этой группы пассивные, сальдо кредитовое, увеличение источников отражается по кредиту, использование – по дебиту, учёт ведётся, как правило, в денежной оценке по каждому источнику отдельно.
3. Счета хозяйственных процессов (заготовление, производство и реализация) и финансовых результатов позволяют осуществлять наблюдение и систематический контроль за процессами заготовления (снабжения), производства и реализации (продажи).
На счетах, отражающих процесс снабжения, учитываются фактические затраты по заготовлению, показывается объём заготовленных ценностей, исчисляется их фактическая себестоимость. Дебетовое сальдо показывает затраты незавершённого характера по процессу заготовления.
По дебету счетов, отражающих процесс производства, учитываются все затраты, определяющие фактическую себестоимость изготовленной продукции. Дебетовое сальдо по этим счетам показывает затраты незавершённого производства.
На счетах реализации (продаж) отражается и контролируется процесс реализации готовой продукции. По дебету учитывается реализованная продукция по полной себестоимости, включая расходы по её реализации; по кредиту отражается выручка, полученная за эту продукцию. Сальдо показывает финансовый результат (дебетовое – убыток, кредитовое – прибыль).

Данная классификация развивалась в нескольких направлениях, что свидетельствует о размытости самого признака классификации, его недостаточной научной проработке и связано с неоднозначностью применяемых экономических теорий.

6 экономическое содержание хозяйственных средств и их класификацию

Хозяйственные средства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, можно классифицировать по составу и по источникам их формирования

Основные и оборотные средства различаются по характеру участия в производственном процессе (длительное использование или потребление в течение одного производственного цикла) и по характеру переноса стоимости (по частям в течение длительного периода или в течение одного производственного цикла).

Привлеченные средства не являются собственностью предприятия, используются им временно в течение определенного срока, по окончании которого подлежат возврату за определенную плату (процент).

Данная классификация является основой для построения баланса, который представляет собой наиболее общую характеристику состава и размещения хозяйственных средств, источников их формирования и состоит из двух равных частей, называемых активом и пассивом.

Каждый элемент пассива и актива называется статьей баланса. Статьи баланса сгруппированы в активе в 3 раздела, в пассиве - в 2 раздела. Важнейшей особенностью баланса является равенство актива и пассива.

Совокупность основных и оборотных средств представляет активы предприятия. Экономическая интерпретация актива баланса заключается в следующем. С одной стороны, актив показывает состав, размещение и фактическое целевое использование средств предприятия. При этом основной упор делается на то, во что вложены финансовые ресурсы предприятия и каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. С другой стороны, актив представляет собой величину затрат предприятия, сложившихся в результате предшествующей производственной деятельности, финансовых операций и понесенных расходов ради возможных будущих доходов. То есть в активе отражены экономические ресурсы предприятия, которые способны приносить будущий доход.

Пассив баланса показывает, из каких финансовых источников образованы активы предприятия, то есть его хозяйственные средства, и по экономическому содержанию представляет собой капитал собственников предприятия и сумму обязательств предприятия:

Баланс характеризует хозяйственные средства на определенную дату. Итоги актива (пассива) баланса принято называть валютой баланса.

В процессе хозяйственной деятельности средства могут либо увеличиваться (на сумму полученной прибыли), либо уменьшаться (на сумму убытка). Поэтому актив и пассив баланса регулируются путем введения в пассив статьи "Прибыль" или введения в актив статьи "Убытки".

7 Экономическое содержание источников формирования хозяйственных средств и их класификацию

Собственные средства — фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.

Основной собственный источник хозяйственных средств предприятия — уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия. Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия.

Резервный капитал — это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.

Фондами специального назначения называется совокупность средств, формируемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или образуемых за счет безвозмездных взносов учредителей для использования в определенных, заранее установленных целях.

Целевое финансирование — безвозмездно выделенные другими предприятиями, фирмами или бюджетом средства, которые становятся собственностью предприятия и используются им на какие-либо цели, оговоренные при передаче либо по своему усмотрению.

Прибыль — основной источник хозяйственных средств любого предприятия, это результат его хозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница между его доходами и расходами.

Резервы — источники средств, предназначенные для покрытия в будущем целевых расходов (оплата отпусков, текущий ремонт, и т.д.).

9 Определение Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов отражения хозяйственной деятельности предприятий, в основе которых лежит моделирование фактов хозяйственной жизни.

Различают восемь элементов метода бухгалтерского учета.

Документация — совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Инвентаризация (от лат.: нахожу, обнаруживаю) — это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка с данными бухгалтерского учета, один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в РФ регламентируется федеральным законом «О бухгалтерском учете», «Положением о бухгалтерском учете и отчетности» и «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Бухгалтерские счета — способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций.

Двойная запись — метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов дважды.

Баланс способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату.

Оценка — способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем стоимостном измерителе, единицей которого является рубль.

Калькуляция — способ определения себестоимости единицы продукции на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период.

Бухгалтерский учета состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые могут объединяться в две группы:

объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;

объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.

К первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй - хозяйственные процессы и их результаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.254.78 (0.034 с.)