Насколько научна психология? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Насколько научна психология?



 

Психология — это не форма научного познания, как, например, термодинамика или органическая хи-мия. Когда мы говорим о психологии, мы говорим о замысловатой гамме идей и теорий, многие из кото-рых довольно-таки противоречивы. Психология ещё даже не показала себя способной эффективно позна-вать человеческий разум, умственные и эмоциональ-


 


 

 

Наша достаточность во Христе

ные процессы. Таким образом, она вряд ли может счи-таться наукой.

 

Многие, я уверен, возразят против моего определе-ния психологии как псевдонауки. Но это в точности то, чем она является — самое последнее из человеческих изобретений, предназначенная объяснять, ставить диа-гноз и лечить проблемы поведения, не касаясь духов-ных и нравственных вопросов. В прошлом столетии кипел спор о другом виде «поведенческой науки» под названием френология. Френология считала, что характер личности определяется формой черепа чело-века. Вы, возможно, видели старые френологические диаграммы — карты головы с помеченными областя-ми, показывающие, какая область мозга определяет конкретную эмоцию и черту характера. Френологи прощупывали головы людей, диагностируя проблемы по расположению шишек у них на голове.

 

Если вы думаете, что поведенческая наука с того времени сильно продвинулась вперед, задайте себе вопрос, насколько здраво окружать взрослого чело-века подушками, для того чтобы он опять представил себя в положении зародыша и вспомнил свои вну-триутробные желания. Стоя перед таким выбором, я думаю, что предпочёл бы, чтобы у меня прощупы-вали шишки на голове.

 

Современные психологи используют сотни душе-попечительских подходов и приемов, основанных на множестве конфликтных теорий, поэтому невозмож-но говорить о психотерапии, как о единой и последо-вательной науке. Однако, ниже изложенные взгляды, популяризованные психологией, проникли в церковь из обширного ассортимента в психологическом резер-вуаре и оказывают серьёзное разрушительное влияние


 


 

 

Нуждается ли Бог в психиатрах?

своим подходом к оказанию помощи людям. Эти взгляды утверждают:

 

• Человек по своей природе в основном добр.

• Ответы на проблемы людей находятся внутри их самих.

 

• Ключ к пониманию и исправлению отношений и по-ступков человека лежит где-то в его прошлом.

 

• Проблемы личности являются результатом неправиль-ного обращения с ней других людей.

 

• По своей природе человеческие проблемы могут быть чисто психологическими.

 

• Глубоко укоренившиеся проблемы могут быть решены только профессионалами, использующими терапию.

 

• Для решения отдельных видов проблем Священное Писание, молитва и Святой Дух — недостаточные и упрощенные средства.

 

По иронии, ещё до того, как церковь сильно увле-клась «поведенческой наукой», те, кто хорошо с ней знаком, начинали сомневаться в том, является ли пси-хотерапия наукой вообще. Несколько лет тому назад журнал «Тайм» напечатал передовую статью под на-званием «Психиатрия на диване». Там говорилось сле-дующее:

 

Похоже, психиатрия заняла круговую оборону. Многие психиатры хотят предоставить лечение обычных, повсед-невных нервнобольных («сильно обеспокоенных») психо-логам и практикующим любителям. В итоге, разве нужно усердно учиться на врача… чтобы располагающе беседо-вать и говорить пациенту: «Вы слишком строги к себе!»? И если психиатрия — это медицинское лечение, то почему практикующие её врачи не могут показать измеримые


 


 

 

Наша достаточность во Христе

 

научные результаты, какие достигаются другими докто-рами?

 

Сами психиатры признают, что их профессия часто напоминает современную алхимию — полная жаргона, неясностей и мистификации, но является драгоценным маленьким реальным знанием…

 

Как всегда психиатры сами себя строго критикуют. Томас Жаж, откровенный зануда в своей профессии, утверждает, что на самом деле нет такого понятия как душевная болезнь, есть только обычные проблемы жизни. Другой психиатр, Фуллер Торрей, также выступающий против психотерапии, готов допустить, что есть несколько заболеваний мозга, таких как шизофрения, но говорит, что их можно лечить конкретными лекарствами, кото-рые могут назначаться любым врачом или терапевтом… В противоположность ему шотландский психиатр и поэт Р. Д. Лейнг уверен, что шизофрения реальна, и считает, что она полезна для человека. Лейнг объясняет: это психо-делическая эпифания, намного превосходящая обычный опыт.

 

Даже опытные практики не уверены, что психиатрия может отличить нормального от ненормального. 1

 

Статья продолжала анализировать просчеты психи-атрии, отмечая, что «из всех пациентов треть, в конце концов, «вылечивается», трети лечение помогает отча-сти, а трети вообще не помогает». 2 Но в ней утвержда-лось:

 

Проблема в том, что большинство видов лечения, включая и нетрадиционные, также приводят к некоторому улучшению у двух третей пациентов. Критики доказы-вают, что многие пациенты идут на обследование после моральной травмы, связанной с разводом или смертью


 


 

 

Нуждается ли Бог в психиатрах?

 

близкого человека, и, рано или поздно, когда пройдет по-трясение, им обязательно станет лучше. Одно исследова-ние показывает улучшение у людей, только ожидающих психоаналитического лечения; возможно, простое реше-ние пройти курс лечения является полезным. 3

 

Статья заканчивается пессимистическим прогно-зом Росса Болдессарини, психиатра и биохимика Ис-следовательского Центра Мейлмен. В интервью жур-налу «Тайм» он сказал: «В обозримом будущем мы не сможем найти причины и лекарств для душевных болезней». 4

 

Несколько лет спустя в Финиксе, штат Аризона, конференция под названием «Эволюция психоте-рапии» собрала 7000 ведущих специалистов по пси-хическому здоровью со всего мира. Это была самая большая такая встреча в истории, названная её органи-заторами Олимпом психотерапии. И на ней было сде-лано несколько поразительных признаний.

 

Например, газета «Лос-Анджелес Таймс» цитиро-вала Лейнга, который «сказал, что не мог вспомнить какого-либо существенного открытия в человеческих отношениях, сделанного за столетнюю историю пси-хотерапии. «Не думаю, что мы ушли далеко от Со-крата, Шекспира, Толстого или Флауберта», — сказал он». 5 Лейнг добавил:

 

«И вообще я не считаю психологию наукой. Она не похожа на химию или физику, где мы выстраиваем ком-плекс знания и прогресса».

 

Он также признался, что в его нынешней личной борь-бе с депрессией напевание любимой мелодии иногда помо-гает больше, чем любой рецепт, предлагаемый психотера-пией. 6


 


 

 

Наша достаточность во Христе

Журнал «Тайм», рассказывая о конференции, отме-тил, что в открытой дискуссии между специалистами по шизофрении три «эксперта» из четырёх сказали, что такой болезни вообще не существует. 7

 

Р. Д. Лейнг, известный психолог студенческих высту-плений в 60-е годы, бережёт своё романтическое мнение о шизофрениках, как о смелых жертвах, бросивших вызов злой культуре. Он предположил, что многих людей назы-вают шизофрениками просто потому, что они днем спят, а ночью бодрствуют. «Шизофрении не существовало, пока не было придумано это слово», — сказал он… На одной из следующих открытых дискуссий женщина из зала спро-сила Лейнга, как бы он повел себя с шизофрениками. В течение 27 минут Лейнг крутил, вилял, и, наконец, пред-ложил лечение людям, которых он не считает больными: «Я лечу их точно так, как кого-либо другого. Я веду себя по обычным правилам вежливости и любезности». 8

 

На конференции ясно вырисовалась одна истина: среди самих психологов очень мало согласия. Нет еди-ной «науки» психотерапии; есть только множество противоположных взглядов на теорию и практику психотерапии. Доктор Джозеф Волп, ведущий ис-следователь поведенческой терапии, охарактеризовал конференцию в Финиксе как «смесь противоречивых голосов». 9

 

И она действительно была такой. Один специа-лист, Джей Халей, описал то, что он назвал подходом «пуделя». Очевидно, он подразумевал, что психо-терапия как пушистое животное, которое выглядит упитанным, пока не намокнет, — в нём кажется больше веса, чем есть на самом деле. Вот его подход к терапии:


 


 

 

Нуждается ли Бог в психиатрах?

 

Убедите пациента принять твёрдое решение изменить-ся, затем гарантируйте ему исцеление, но в течение не-скольких недель не говорите, в чём оно состоит. «Однажды отложив ответ, вы никогда не потеряете их как пациен-тов, — сказал он. — Они должны узнать, в чём состоит ис-целение». Одна женщина сильно страдала от переедания. Она безудержно ела, а затем вырывала всё, что съела. Так происходило от пяти до двадцати пяти раз в день. Ей было сказано, что она вылечится, если будет давать психоте-рапевту один цент после того, как вырвет первый раз, и удваивать сумму после каждого следующего раза. Халей говорит: «Они вскоре подсчитают, что сумма растет так быстро, что через несколько дней они будут должны пси-хотерапевтам сотни тысяч долларов, поэтому они переста-ют рвать». 10

 

Джеффри Цайг, организатор конференции, конста-тировал, что только в Соединенных Штатах насчиты-вается около сотни различных теорий психотерапии. Большинство из них, по его словам, «обречены на провал». 11

 

Психологи не только продают мнимые лекарства по высокой цене, но они также придумывают болезни, которые потом сами станут лечить. Их маркетинговая стратегия очень эффективна — придумать проблему или трудность, твердить о ней до тех пор, пока люди не поверят, что они безнадежно больны, а затем пред-ложить свой выход. Некоторые из мнимых проблем нашей культуры трогательно банальны: личный имидж, внешность, зависимость, эмоциональное ос-корбление, кризис среднего возраста, несбывшиеся мечты. «Слабости» сегодняшнего дня когда-то более правильно называли терзаниями эгоизма. Эгоцен-тричность стала ведущей маркетинговой стратегией


 


 

 

Наша достаточность во Христе

для психотерапевтов. Поощряя естественную тенден-цию людей к самоснисхождению, психология завое-вала авторитет у жаждущей публики. И церковь, не бодрствуя, пошла у неё на поводу.

 

Психология не более научна, чем атеистическая тео-рия эволюции, на которой она основана. Как и теисти-ческая эволюция, «христианская психология» является попыткой гармонизировать две изначально противо-положные системы мышления. Библию нельзя объ-единить с современной психологией без серьёзного компромисса или полного оставления принципов до-статочности Писания.

 

Хотя психотерапия и стала прибыльным делом, она не может решить духовных проблем человека. В луч-шем случае, она может изредка использовать челове-ческую проницательность для поверхностного изме-нения поведения. Она в одинаковой степени успешна и бессильна для христиан и для неверующих, потому что даёт только временное улучшение — что-то типа умственного или душевного массажа. Но она не может изменить человеческое сердце, и даже эксперты психо-терапии это признают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.35.30 (0.023 с.)