Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доиндуст.цивилизация. греция и рим

Поиск

Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное поме­щение - мегарон. В древнейшем доме в середине находился очаг, над ним -отверстие в крыше для вытяжки дыма. Это дымное, черное помещение на­зывалось атрием (от слова ater - черный). Позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений. Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колонна­ми - перистиля. У греков по сравнению с нашими домами не было жилых помещений, которые выходили бы в сторону улицы, все они были сосредо­точены во внутренней части дома.

Внутренние помещения греческого дома были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами. В неболь­ших комнатах находились постели с покрывалами, стулья, табуреты и сун­дуки. Украшением служили несколько красивых ваз, оружие на стенах, светильники и жаровни.
Не только для греческого жилища, но и для всего греческого искусства было характерно гармоничное сочетание жизнеподобия и меры.
Эстетику целесообразности демонстрирует знаменитая греческая кера­мика, удовлетворявшая множество всяческих потребностей. Из нее дела­лась столовая посуда и емкости для хранения припасов, светильники и многое другое. Очевид­но, что гидрию (сосуд для воды) можно было не только наполнить и удоб­но перенести, но и по художественно-выразительным признакам отличить от другого сосуда. И специальные тарелочки для рыбных блюд с углубле­ниями для жидкости, и кратеры для смешивания вина и воды имели свою отточенную, совершенную по своей целесообразности форму.
Пред­меты мебели заимствованные у египтян. Изменились не только сами предметы, но и их назначение, роль, отноше­ние к ним.
Мебель в Греции изготавливали ремесленники и предприниматели, которые использовали дешевую рабочую силу рабов. Существовали само­стоятельные профессии столяра, плотника, мебельщика, и уже можно было говорить о высоком уровне разделения труда. У столяров был вполне со­временный инструмент, они имели рубанок, токарный станок. Греческая мебель имела четкую конструкцию, отвечавшую свойствам материала. Для хранения одежды и пред­метов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов.
Известно, что важное место в греческом обществе принадлежало худо­жественным профессиям. Само изобразительное искусст­во считалось одним из видов ремесла. Прославленные художники занима­лись мелкой пластикой, бытовая керамика расписывалась искуснейшими вазописцами. Художники при этом пользовались почетом, как искусные мастера своего дела.
Римская империя.
Римляне многое переняли из греческой культуры. Собствен­ные художественные традиции римлян были очень скудны. Рим воспри­нял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только дру­гие имена. В пластических искусствах самобытность Рима проявилась мень­ше: римские художники не столько даже продолжали греческие традиции, сколько усердно воспроизводили и копировали греческие образцы.
Для греков внутреннее пространство было еще незнакомым понятием, у них не было в нем потреб­ности. Греческие храмы, например, внутри были очень тесными. Внутрен­нее пространство впервые появляется в просторных римских постройках.

К колодцам и фонтанам по трубам подводилась вода, нечистоты удалялись при помощи канализационной системы. К ус­лугам жителей Рима было множество самых разнообразных учреждений: превосходные стадионы, термы, театры и цирки со сложнейшими устрой­ствами, позволявшими превратить арену в водоем и разыгрывать в нем мор­ские баталии.
Малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула. Инсулы были прообразом мно­гоэтажной городской застройки европейских городов. В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. Комнаты домуса группировались (как и в греческих домах) вокруг атриума, открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды.
Другим типом римского дома была загородная вилла. Такие дома стро­или в живописной местности, в рощах, где они были окружены прудами, фонтанами и садами.
Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым: полы мраморные или из цветной мозаики, стены были украшены яркой декоративной росписью. Широко применялись ковры и драпировка (занавеси в дверных проемах для изоляции помеще­ний и др.).

Роскошному оформлению внутренних помещений соответствовала и мебель. В ее производстве участвовали кроме столяров и другие ремесленники. Столярной работой в Риме занимались в основном рабы.
Римляне откровенно украшали свои вещи - мебель, ут­варь, как и архитектуру, впрочем. Облицовка, внешняя оболочка предмета скрывала иногда очень прозаическую сущность. Изящные профилирован­ные ножки пиршественных лож или роскошных табуретов были набором нанизанных на стержень пустотелых элементов. Поверхность деревянного остова покрывалась листовой бронзой, накладками из серебра, слоновой кости, а бронзовая рама ложа могла быть сверху украшена драгоценным металлом.

Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастер­ства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожден­ным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм в римских образцах часто можно видеть вычурность декора. В мебе­ли господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспо­собить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавляли к перенятым у грекам основным формам, гораздо больше внимания они уде­ляли богатому, помпезному оформлению.

Подлинный конструктивный материал предмета не выявлялся, во вся­ком случае, римляне были к нему равнодушны. Зато они смело прикрепля­ли к законченному полезному функциональному объему круглые скульп­туры или же фрагменты архитектурного плана. Иногда тяга к самому безу­держному скульптурному великолепию была чрезмерной. Высеченная из мрамора опора стола могла иметь форму ноги животного: у основания это лапа с когтями, наверху же она переходит в цветок с фигурой ребенка сре­ди лепестков. Соотношение декоративного и конструктивного начала, то есть техники и искусства, сводилось к простому сосуществованию.

 

Промышленный переворот 19в.

переход от ручного труда к машинному, переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения.

Промышленная революция началась в Великобритании.

· Текстильная промышленность — прядение нити из хлопка на прядильных машинах Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна.

· Паровой двигатель — изобретённая паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.

· Металлургия — в чёрной металлургии кокс пришёл на смену древесному углю.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый электрический телеграф.

Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников.Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение с помощью газовых фонарей.

 

Развитие ремесла в италии.

Наступил момент, когда неизбежным стало превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства.

Другой предпосылкой отделения ремесла от сельского хозяйства явился прогресс в развитии последнего. По мере усовершенствования орудий и способов обработки почвы, особенно с повсеместным распространением железного плуга с упряжкой в несколько пар быков, а также двухполья и трехполья, росла производительность труда в сельском хозяйстве, увеличились площади культивируемой земли, в большей мере путем внутренней колонизации и хозяйственного освоения новых земель. Расширялись посевы зерна и технических культур: льна, конопли, вайды (растение, из которого добывалось вещество для окраски тканей), масличных и др.; развивались и усовершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и такие тесно связанные с сельским хозяйством промыслы, как виноделие и маслоделие. Увеличилось количество и улучшилась породность скота, в частности лошадей, которые все шире стали применяться не только в военном деле, но и как транспортное средство; в некоторых районах лошадей стали использовать вместо волов и в земледелии, что значительно ускорило процесс обработки почвы.

В результате всех этих изменений в сельском хозяйстве повысилась урожайность, сократилось время для производства сельскохозяйственных продуктов, а следовательно, увеличилось количество последних. Несмотря на рост феодальной ренты, в руках крестьянина начал оставаться известный избыток продуктов над тем, что производилось для нужд потребления. Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов, что освобождало крестьянина от необходимости производить все ремесленные изделия в своем хозяйстве. С другой стороны, крестьянство, подвергавшееся все большему гнету, все чаще стало убегать в города. Беглые крестьяне составили основу населения первых городов.

В VIII—IX вв. возникали и новые городские поселения, часто на перекрестках торговых дорог или путей пилигримов, по берегам рек и в морских бухтах. Складывались постоянные рынки расширялись торговые связи. Специализация - Милан уже в X в. стал центром оружейного дела, Павия славилась выделкой кож, Лукка — изготовлением тонких сукон, Венеция — изделиями из стекла. В раннее средневековье город имел и сельскохозяйственный облик — его ближайшая округа (контадо). Высокая степень урбанизации стала характерной чертой Италии уже к концу раннего Средневековья. Именно действия католической церкви приводили к закреплению раздробленности Италии, мешали развитию новых общественных отношений, ограничивали развитие экономики страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.007 с.)