Программа идеального соц. исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа идеального соц. исследования



1. Методологический раздел – обоснование актуальности, противоречие, цели и задачи, объект/предмет, структурная/факторная интерпретация, гипотезы. 2. Методический раздел – опр-е типа исследования, выбоорочной совокупности, выбор методов сбора инф-ии, логико-концептуальная схема анкеты, логическая структура, график динамики сложности вопросов, инструментарий, рабочий план.

 

Методология, методика, метод, техника, процедура.

Методология – сов-ть принципов и способов орг-ии развития и оценки теоретического и эмпирического знания, система норм проведения исследования. Методика – сов-ть приемов, связанных с данным методом, частные операции и их взаимосвязь. Метод – и организационных основной способ сбора обработки анализа данных. Техника – сов-ть методических приемов, применяемых для эффективного использования того или иного метода. Процедура – посл-ть всех операций, общая система действий, способ организации исс-ия.

 

Функции программы

А) методологическая (цель/задача/предмет/объект) Б) методическая (выборка и анкеты) В) организационная (рабочий план)

 

Цель/задача/предмет/объект

Цель – модель конкретного ожидаемого результата. Задачи – формируют вопросы, на которые должны быть получены ответы. Объект – носитель социальной проблемы. Предмет – центральный вопрос проблемы.

 

Интерпретация основных понятий: сущность/виды.

Интер-ия – процедура уточнения смысла понятий, составляющих схему исследования. Теоретическая – уточнение теоретической формулировки данного понятия. Структурная – описание содержаний структуры понятия, выявление внутренних и внешних факторов.

 

7. Гипотезы – виды/требования

Гипотезы – главный методологический инструмент, орган-щий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. Обоснованное предположение и структуре социального обьекта, характере элементов и связей между изучаемыми соц. явлениями. Виды: а) по степени основания (основания, следствия) б) с т.з. задач исс-ия (основные, не основные) в) по содержанию предположений (описательная, объяснительная)

 

Методическая стратегия

Достижение обоснованного компромисса между познавательными возможностями методического аппарата социологии и организационно - экономическими условиями, в которых проводятся исследования.

 

9. Рабочий план соц. исследования

Отражает основные процедурные мероприятия исс-ия, фиксирует последовательность и объем всех действий и ресурсных затрат. Позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

 

Измерение в социологии: общая характеристика

А) процедура сравнения объектов по определенным показателям или хар-кам. Б) процедура, с помощью кот-ой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе. Объективные – проводятся приборами, действия кот-ых основано на использовании физических законов. Субъективные – проводятся человеком, кот-ый сам выполняет роль измеряемого прибора.

 

11. Классификация шкал

А) Наименований (номинальная) – объекты распадаются на множество взаимоисключающих и исчерпывающих классов. Между объектами в качестве моделируемых отношений выступают отн-ия равенства и неравенства. Количественные хар-ки не используются. Б) Порядковая – если при осуществлении измерении имеются не только эмпирические отн-ия, равенство и неравенство между изучаемыми объектами, но и отн-ия порядка между ними. В) Интервальный – если в процедуре измерения мы моделируем отн-ие «равенство-неравенство» и порядка между разностями интервалов. Главная трудность при построении – обоснование разности между интервалами. Г) Отношений – является единственной шкалой, имеющей 0 точку.

 

Понятие надежности измерения

а) объект измерения б) измеряющих средства в) субьект, производящий измерения

 

Приемы шкалирования

а) ранжирование – дифференциация альтернатив в иерархическом ранге по заданному критерию б) попарное сравнение – сравнение объектов относительно какого-либо качества в) балльная оценка – каждому суждению присваивается балл, затем сортируются более или менее предпочтительные суждения и делаются выводы. Все 3 приема характерны для порядковой ранговой шкалы.

 

Переменные, показатели, индикаторы, индексы. Соотношение понятий

Показатель является промежуточным звеном между понятием эмпирическим индикатором. Все показатели можно разделить на 3 основные группы: 1-я знакосимволические средства, 2-я средства наблюдения и измерения, 3-я социальные явления и процессы. Система показателей, описывающая той или иной объект, называется операциональной моделью. Она строится на базе концептуальной модели (теоретической модели исс-ия): индикатор – разновидность показателя, доступная наблюдению и измерению хар-ка. Индекс – специфическая конструкция, образованная путем комбинации индикаторов.

 

Вопрос в социологическом исследовании

Вопрос – инструмент, так как мы получаем ту совокупность единиц эмпирической информации, которая служит основой для построения индексов и установления соц.фактов. Требования: 1) Должен соответствовать цели и задачам исследования. 2) Каждый вопрос должен быть построен так, чтобы на него мог быть дан ответ. 3) Не множественный. 4) Уровень культуры и подготовленности респондента. 5) Нежнее! 6) Нейтрально задаваться

 

Функции вопроса

А) индикаторная (получение искомой информации) б) коммуникативная (связь между исследователем и респондентом) в) инструментальная (соблюдение специальных требований)

 

Эффект внушения» в социологии

В тех случаях, когда социолог ошиба­ется в определении базисной части вопроса (известной информации), появляется «эффект внушения». Такой вид методической ошибки (внушающий вопрос) ча­сто связан с проявлением субъективного отношения социолога к предмету, о ко­тором идет речь в вопросе. Происходит навязывание своего мнения респонденту. 1) Вводная часть вопроса оказывает сильное нормативное заявление. 2) Вопрос содержит множественные формы местоимений – личных и безличных. 3) Утвердительная базисная часть вопроса. 4) Начало – глаголы «нравится ли» и т.п

 

Проблема «неответивших»

Респонденту даётся право отмежеваться от той совокупности, которой адресован вопрос ответом «Затрудняюсь ответить». Если таких >25%, надо переформулировать. Всего должно быть не более 10%

Гало – эффект»

Эффект монотонности — респонденты игнорируют средние альтернативы. Такое особенно часто бывает в вопросах с множеством альтернатив

 

Классификация вопросов по наличию возможного ответа

Закрытый/открытый/полуоткрытый

 

Процедура «закрытия вопроса»

Надо, чтобы объём альтернатив исчерпывал объём понятия вопроса; лучше ограничиться 5-6 альтернативами; он должен быть примерно одного логического объёма, вопросы не должны покрывать друг друга; наиболее вероятные — в конец

 

Вопросы функциональные. Общая характеристика

Психологические — снять напряжение, поддержать интерес; контактные — ломают лёд недоверия, могут не нести смысловой нагрузки; подготовительные — предшествуют трудным, требующим больших затрат памяти; буферные — переключают внимание респондента; разграничивают отделы темы, вопросы-фильтры — отсеивать некомпетентных респондентов; вопрос-тест предшествует вопросу-ловушке

 

Вопросы содержательные. Общая характеристика

Фактологические; о знаниях; мотивационные

 

Логические ошибки вопроса

1) Два подвопроса. 2) Отсутствие пояснительных альтернатив (софизмы). 3) Неполнота набора альтернатив. 4) Плохо проведена операционализация основных понятий. 5) Смысл вопроса не всегда однозначно понятен респонденту

 

Классификация вопросов, различающихся по «отношению к респонденту»

Прямые-косвенные, трудные-нетрудные, личные-безличные, нейтральные-острые

 

26. Классификация вопросов, различающихся по «графическому оформлению»

В картинках, текстовые, табличные, графики, диаграммы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.013 с.)