Что является предметом изучения психофизиологии? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что является предметом изучения психофизиологии?



Что является предметом изучения психофизиологии?

Психофизиология— наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий.Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин«психофизиология» появился в начале19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы.

Объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью,поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

В чем суть основной проблемы психофизиологии?

Психофизиологическая проблема—вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно. История научного спора о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи насчитывает не одно столетие. Начавшись с 17-го века с работ Р.Декарта, этот спор привлек таких выдающихся ученых как Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер,К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го века в спор включились ученики И.П.Павлова,пытавшиеся объяснить самые сложные психические процессы простой суммой условных рефлексов. Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы хорошо сформулировано известным отечественным психологом и психофизиологом Ю. Б. Гиппенрейтер: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса». Однако, проблема полностью не исчерпана и сейчас споры о первенстве психики или телесности вспыхивают с новой силой.

Трудами И. М.Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева,А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения. Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С.Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем,объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата.Одним из главных составляющих этого сложного процесса является принцип саморегуляции физиологических функций,сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. Современные тенденции в психофизиологии заложили в своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили,Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С.Русинов, Е. Н. Соколов.

В чем суть подхода к решению психофизиологической проблемы, обозначаемого как «психофизиологическое взаимодействие?»

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы:

1) психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: «Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь»;

2) психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Психофизиологическое взаимодействие – вариант решения психофизиологической проблемы, компромисс между точками зрения психофизиологического параллелизма и психофизиологической идентичности.

Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

в XVII в. сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга.

Какие отделы нервной системы включаются в понятие периферической нервной системы?

К периферическому отделу, или периферической нервной системе, относят все нервы, то есть все периферические проводящие пути, которые состоят из чувствительных и двигательных нервных волокон. Соматический отдел, или соматическая нервная система, включает черепномозговые и спинномозговые нервы, связывающие центральную нервную систему с органами, воспринимающими внешние раздражения — с кожным покровом и аппаратом движения. Вегетативный отдел, или вегетативная нервная система, обеспечивает связь центральной нервной системы со всеми внутренними органами, железами, сосудами и органами, в составе которых есть гладкая мышечная ткань. Вегетативный отдел делится на симпатическую и парасимпатическую части, или симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

 

В чем специфичность функций задних отделов коры больших полушарий?

Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов зрительного восприятия. При этом в области клина проецируется верхняя половина сетчатки глаза, воспринимающая свет от нижних полей зрения; в области язычковой извилины находится нижняя половина сетчатки глаза, воспринимающая свет от верхних полей зрения.

Что является предметом изучения психофизиологии?

Психофизиология— наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий.Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин«психофизиология» появился в начале19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы.

Объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью,поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.01 с.)