Сущ-ть финанасов и их специфические признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущ-ть финанасов и их специфические признаки.



Сущ-ть финанасов и их специфические признаки.

Рассматрив сущ-ть финансов, следует отметить, что финансы – это историч категория, возникла и развивал вместе с чел общ-вом. Возникнов финансов связано с расслоением общ-ва на классы, возникнов гос-ва и появлением единого, денеж эквивалента.

Развитие денег упрощает товарный обмен и ведет к усложнению взаимоотношений в общ-ве.

В докапиталистических формациях взаимоотнош в общ-ве в большинстве своем имели натурал форму.

Финансы как историч и научн понятие ассоциируется с процессами протекающ в общ-ве и проявл в различн формах обязательно сопровожд движением денеж средств в различн формах (наличн и безналичн).

Фин отношения хар-ся фин операциями между участниками общественного произ-ва или общественных отношений.

В связи с этим все обществ отношения явл экономическими, т.к. возникают в пр произ-ва, обмена и распредел вновь созданной стоим-ти.

Экономич отношения отличаются большим многообразием, поскольку возникают на всех стадиях пр произ-ва, на всех ур-нях хоз-ния и во всех сферах произ-ва.

Финансы -это система эк-х отнош., в процессе кот-х происх. Формир-е, распред-е и испол-е централизованных и децентрализ-х фондов денежных средств, в целях выполнения ф-ий и задач гос. и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы как эк категория. Денеж хар-р фин отношений.

Финансы явл эк категорией, выражающей реально существующие производственные отношения, имеющие спецефическое общественное назначение и объектив хар-р.

Отличительной чертой фин отношений явл то, что они всегда имеют денеж форму т.е. появление фин отношений всегда связано с реал движением денеж сре-в. Если нет денег, то не может быть и финансов.

Романовский выделяет след черты финансов:1-всегда денеж отношение.2-денеж отношение, связанное с фактором наличия гос-ва как органа управления..3-отношения распределение уже распределенного СОП.

Рассматрив обществ произ-во можно отметить, что реал движение денеж стоим-ти происходит на второй и третий стадии. При этом движение стоим-ти – различные. Вместе с тем, на второй стадии отмечается движение стоим-ти обособленно от движения товаров – это движение одностороннее без встречного товарного эквивалента.

Рассматрив процесс кругооборота обществ произ-ва можно отметить, что фин взаимоотношения возникают только на второй стадии, т.к. данные взаимоотношения на этой стадии хар-ся движением стоимости без встречного эквивалента.

В связи с тем, что на второй стадии происходит реальное движение стоимости,но нет двустороннего встречного обмена эта стадия явл местом возникнов финансов.

Финансы – это сис-ма эк отношений в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованного и децентрализованных фондов денеж сре-в в целях выполнения фун-ций и задач гос-ва, обеспечение расширенного воспроиз-ва /Драбозина/.

 

Функции финансов

Сущ-ть любой категории проявл при выполнении определенных фун-ций, т.е. фун-ция – это внешнее проявл св-в объектов действий. Серез фун-ции происходит реализация назначения категории.

Являясь частью эк взаимоотношений финансы представляют собой инструмент стоимостного распределения, специфическим назначение которого состоит в распределении и перераспределении СОП.

В соотв с теорией финансов выделяют 2 основ фун-ции:1-распредел, 2-контрольная.

Через распредел фун-цию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого хозяйствования необходимыми ему фин ресурсами в форме денеж фондов, целевого и специального назначения.

С помощью данной фун-ции происходит первичное распределение вновь созданной стоим-ти и формирования на ее основе первичных доходов, т.е. сумма первичн доходов всех субъектов хоз-нияравна нац доходу страны.

Объектом действия распредел фун-ции явл СОП и часть нац богатства в денеж форме.

Субъектами при выполнении данной фун-ции вяступают юр и физ л в распоряжения которых образ фонды целевого и специал наз-чения (гос-во, предприятие и орг-ции).

Данная фун-ция не в полной мере раскрывает сущ-ть финансов, т.к. финансы,связанные с движением СОП обладают св-м количественно отображать вопроизводственный процесс.

В полном объеме данный процесс раскрывается при выполнении финансами контрольной фун-ции.

Контрол фун-цию финансов наз-ют «сигнализатором» пропорций распределения СОП.

Данная фун-ция способна отображать ход воспроизводств процесса и систематически контролировать складывающиеся общественные стоимостные пропорции.

Инструментом реализации контрол фун-ции явл фин инф-ция.

Субъектами выполнения данной фун-ции явл финансов органы субъектов хоз-ния(счетная палата).

В практике хоз-ния эти 2 фун-ции тесно связаны между собой.

В связи с многообразием подходов к теории финансов некотор ученые выделяют и др фун-ции финансов, например, Дробозина говорит о наличии регулирующей фун-ции финансов, котор по ее мнению заключается во вмешательстве гос-ва через финансы в процесс произв-ва.

 

Взаимосвязь финансов с другими категориями в процессе стоимостного распределения.

Эк природа финансов предпологает их непосредственное участие в стоимостном распределении СОП, участвуя в этом сложном процессе финансы взаимодействуют с 3 категориями:1-з.п; 2-цена; 3-кредит.

Финансов отношения возникают в вопроизводственном процессе на его второй стадии в рез-те первичного распределения вновь созданнной стоим-ти и созд на ее основе различн доходов и накоплений у субъектов хоз-ния.

Для завершения процесса произ-ва и начала процесса распределения необходима реализация вновь созданного продукта, чему способствует цена.

По-средствам цены, каждому субъекту хоз-ния поступает необходимый объем денеж сре-в.

Цена явл количеств выражением вложенной в созданный продукт труда и определ пропорции последующ распределения СОП.

Цена выступает основой финанс распредел стоим-ти, а финансы базируются на пропорциях стоимост распределения выступают инструментов реализации этих пропорций.

Различия данных категорий просматриваются в формировании стоим-ти.

Цена и финансы различн категории, котор по разному проявл при переносе авансированной стоим-ти и созд доходов.

В распределении СОП учавствует и з.п., т.к. распределенные СОП обусловлено необходимостью создания доходов и накоплений у граждан.

Как эк категория з.п. возникает при участии работника в создании СОП и показ величину доходов граждан в зависимости от кол-ва и кач-ва затраченного труда.

Взаимодействие финансов и з.п. проявл при распредел стоим-ти и при созд доходов и накоплений.

Однако в отличии от финансов з.п способствует удовлетсворению только частных потребностей.

Кроме того взаимодействие з.п. и финансов может проявл при созд устойчивых пассивов.

Данный источник финансов ресурсов возникает в рез-те временного разрыва между начислением и выдачи з.п. что явл основой для покрытия затрат, уплаты налогов.

В стоимост распредел учавствует и кредит и проявл при комплексном использовании ресурсов в рез-те их недостатка.

Свободн денеж сре-ва хранятся в банках и могут быть использованы для удовлетворения потребностей расширенного воспроиз-ва.

Это различн категории, т.к. кредит имеет возвратную основу.

 

Содержание и значение фин контроля.

Фин контроль явл формой реализации контрол фун-ции финансов. Она определ назначение и соодержание фин контроля.

Фин контроль – это совокупность действий и операций по проверке фин и связанных с ними вопросов дея-ти субъектов хоз-ния и упр с применением специфич форм и методов его организации.

Для осущ фин контроля созд особые конрол органы, укоплетованные высококвалифицир специалистами. Их права, обязанности и отвественность строго регламентированны, в том числе изаконодательном порядке.

Объектом фин контроля явл денеж, распредел процессы при формировании и спольз фин ресурсов, в том числе в форме фондов ден сре-в на всех ур-нях и звеньях народн хоз-ва.

Непосретвенным предметом проверок выступают такие фин (стоимост) показ-ли, как прибыли, доходы, налог на добавленную стои-ть, рентабельнольность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различн цели и фонды.

Перед фин контролем стоят след задачи: содействие сбалансированности между потребностью в фин ресурсов и размерами денеж доходов и фондов народн хоз-ва; обеспеч своевремен и полноты выполн финансовых обяз-в перед гос бюджетом,; вявление внутрипроизводств резервов роста фин ресурсов, в том числе по сниж себестоим-ти и повыш рентабельности; -содействие рационал расходованию мат ценностей и денеж ресурсов на предприятиях, в орг-циях и бюджет учереждениях.

Содержание финансов предприятий, принципы их организации.

В структуре фин сис-мы особое место составляют финансы экономич субъектов при этом финансы эк субъектов или финансы предприятий занимают исходное положение, т.к. в сфере финансов предпр возникает реал производств процесс с обществ воспроиз-вом СОП и здесь создаются материал и нематериал блага., формируется преобладающая часть фин ресурсов страны.

Родионова определяет финансы предпр как – денеж отнош, связан с формиров распредел денеж доходов и накоплений у субъектов хоз-ния их использования на выполнения обязательств перед финансово-банковской сис-мой на финансирование затрат по расш воспроиз-ву соц обслуживанию и материал стимулированию работающих.

Маликов отмечает, что финансы предпр – это совокуп-ть организуемых гос-м в определ порядке эк отношений, связанных с формированием распредел и использ валоваого дохода и фин ресурсов.

Колчина отмечает финансы предпр как – фин или денеж отношения, возникающ в пр формирования основного и оборотного капиталов фондов денеж сре-в предпр и их использование.

 

Бюджет сис-ма гос-ва.

Фин отнош, котор склад у гос-ва с предпр, организ учереждениями и населением, назыв бюджетными.

Специфич данных отнош, явл то, что они возник только в распредел процессе и непр уч-ов их явл гос-во.

По эк сущ-ти гос бюджет –это денеж отношения, возникающ у гос-ва с юр и физ л по поводу перераспредел нац дохода и нац богатства в связи с образов и спольз бюджет фонда, предназнач на финансир народн хоз-ва, соц культурн мероприятия, нужд обороны и управл гос-м.

Благодаря бюджету гос-во имеет воз-ть сосредоточить фин ресурсы на решающ участках эк и соц развития.

Гос бюджет как эк категория выполн 2 основ фун-ции:распредел и контрол.

Благодаря первой фун-ции происходит концентрация денеж сре-в в руках гос-ва и их использ на удовлетв общегос потребностей

Вторая позволяет определить на сколько своевременно и полно фин ресурсы поступают в распоряж гос-ва и как фактически складываются пропорции распредел бюджет сре-в эффективно ли используются.

Использование бюджета в кач-ве инструмента распределения и контроля воз-но только в процеесе чел дея-ти, что отражается в созд гос бюджет механизме.

Бюд мех-м – это совокупность конкретн форм бюджет отношений, специфических способов мобилизации и использ бюдже сре-в.

Функционир гос бюджета строится по сре-м особых эк форм доходов и расходов, выражающ последовательные этапы перераспред СОП в руках гос-ва.

Доходы бюджетов – это эк отн-ния, возникающ у гос-ва с предприятиями, орг-циями,учереждениями и гражданами в пр формирования бюджет фонда страны.

Расходы гос бюджета – это эк отн-ния,связан с распредел фонда денж сре-в гос-ва и его использ по отраслевому, целевому и территориальному наз-чению.; это единый распредел процесс, котор включ в себя разделения бюджет фонда на составные части, через бюджет асигнования.

 

Бюджет процесс, его стадии.

Бюджет пр – это реглументируемая законом.дея-ть органов власти и упр по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетами различн ур-ней.

Бюджет пр в суверен гос-ве строится на основе действующ зак-ва. В РФ это фед закон от 10.10 91 об основах бюдж устройства в РСФСР на основании данного док-та работа над бюджет Росии, т.е. составлениие проета, его принятие начинаетсяза 18 мес до начала фин года.

На основании фед закона принимается решение фед собранием о начале работы над проетом бюджета.

Прав-во РФ пользуясь данным решением организует поэтапную работу составление проекта.

В течении первых 3 мес составл прогноз соц-эк развития сводн баланс фин ресурсов, основ направления бюджет аолитика и расчитыв, контрол цифры проекта на соотв период.

в течении последующ 4 мес территор органы организуют детал проработку и согласование показателей соц-эк развития и контрол цифр бюджета.

 

Фонд соц страхования РФ.

ФСС явл специализированным финансово-кредитным учреждением при Прав-ве РФ и управл сре-мигос соц страхования РФ. Денеж сре-ва и иное имущ-во, находящееся в оператив управл Фонда явл федерал собств. Денеж сре-ва фонда не входят в состав бюджетов соответств уровней, др фондов и изъятию не подлежат. Сре-ва фонда образ-ся за счет: 1-страхов взносов работодателей независимо от форм собств, 2-страхов взносов граж-н, занимающ индвидуал трудов дея-тью, 3- страхов взносов граждан осущ разовую трудов дея-ть по договорам гражданско-правового хар-ра, 4-доходов отинвестирования временно свободн сре-в Фонда в ц.б. и банковские вклады, 5-добровол взносов граждан и юр л,6-асссигнований из фед бюджета.

Расходование сре-вгос соц страхования осущ ФСС в соотв с ФЗ, строго по целевому наз-нию на выплату пособий, оплату путевок на санторно-курортное лечение работников и членов их семей, оздоровление детей работников.

Денеж сре-ва ФСС хранятся на счетах ЦБ РФ. Контроль за расходованием сре-в отделениями Фонда осущ контрольно-ревизионной службой Фонда в порядке, определ Фондом.

40(41). Экономич содержание страхования.

Эк категория страхования явл составной частью категории финансов. Однако, если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением доходов и накоплений, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Можно выдел след сущ-тые признаки, характеризующ специфичность этой эк категории страхования:

1-при страховании возникают денеж перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, т.е. страховых случаев.

2-при страховании осущ раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования – страхователями, котор носит всегда замкнутый хар-р.

3-страхование предусматрив перераспредел ущерба, как между территориал единицами, так и во времени.

4-замкнутая раскладка ущерба обуславливает возвратность сре-в,мобилизированных в страхов фонд.

Страхование – это ссовокупн особых замнутых перераспредел отношений между его участниками по поводу формирования за счет денеж взносов целевого страхового фонда,предназначенного для возмещения или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страхов случаев.

Эк категория страхования проявл в практике хоз-ия в кач-ве одного из методов формирования и использов страхового фонда.

Сущ-ть страхования проявл в его фун-циях. Они позволяют выяв особенности страхования как звена фин сис-мы.

Глав определяющей явл рисковая фун-ция, поскольку страхов риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным наз-нием страхования по оказанию денеж помощи пострадавшим хоз-м и гражданам.

страхование имеет также предупредительную фун-цию, связан с использ части средств страхового фонда на уменьш степени и последствий страхового риска.

Контрол фун-ция страхования выражает св-во этой категории к строго целевому формированию и использ сре-в страхового фонда.

Понятие и значение страхового фонда.

Экономическую основу страхования составляет процесс формирования и расходования средств страхового фонда.

Страховой фонд - это совокупность натуральных и денежных запасов общества, предназначенных для предупреждения и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами.

Существует три формы организации страхового фонда:

-государственный централизованный страховой (резервный) фонд;

-фонд самострахования;

-страховой фонд, формируемый страховой организацией.

Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.

Фонд самострахования имеет организационно обособленный характер, формируется за счет натуральных и денежных запасов хозяйствующих субъектов. Назначение фонда самострахования — обеспечение бесперебойной деятельности субъекта и его финансовой устойчивости в неблагоприятных экономических условиях.

Страховой фонд страховой организации формируется только в денежной форме. Его создание определяется большим количеством участников (страхователей), уплачивающих страховые взносы. Средства, накопленные в страховом фонде, имеют строго целевое назначение — выплата возмещений и страховых сумм участникам фонда в соответствии с правилами и условиями страхования. Внутри страхового фонда происходит перераспределение убытка одного из участников между всеми оставшимися. При определении необходимого размера фонда страховая организация применяет методы актуарных расчетов, основанные на действии закона больших чисел и теории вероятности.

Страхование охватывает различные объекты и субъекты страховой ответственности, формы организации деятельности. Чтобы упорядочить разнообразие экономических отношений и создать единую и взаимосвязанную систему, необходима классификация страхования.

Она представляет собой систему деления на отрасли, виды, разновидности, формы и системы страховых отношений.

Отрасль страхования – это звено классификации страхования, характеризующее в широком смысле страхование жизни и здоровья человека, материальных ценностей, обязательств страхователей перед третьими лицами.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования: личное, имущественное, страхование ответственности.

Вид страхования выражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Личное страхование включает следующие виды: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.

Имущественное страхование включает следующие виды: страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование грузов, страхование других видов имущества, страхование финансовых и предпринимательских рисков.

Страхование ответственности включает следующие виды: страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств, страхование иных видов гражданской ответственности.

Разновидности страхования – это страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности. Разновидностями личного страхования являются: страхование детей, страхование бракосочетания, смешанное страхование жизни.

Разновидностями имущественного страхования являются: страхование строений, основных и оборотных средств, домашнего имущества, средств транспорта, животных, страхование финансовых и предпринимательских рисков.

Разновидностями страхования ответственности являются: страхование на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности, страхование от убытков, вследствие перерывов в производстве и т. д.

Страхование осуществляется в обязательной и добровольной формах.

Обязательное страхование

осуществляется в обязательном порядке в силу существующего законодательства. При этом виды, условия и порядок его проведения также определяются соответствующими законами.

Пенсионный фонд Рф.

ПРФ образ в целях гос управл финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПРФ явл самостоятельным финансово –кредитн учереждением и действ в соотв с зако-м РФ.

Сре-ва ПРФ формир за счет: - страхов взносов работодателей и граждан, занимающ индвидуал трудов дея-тью; - страхов взносов иных категорий работающ граждан; асиигнований из бюджетов субъектов Рф на выплату гос пенсий и пособий; - добровол взносов физ и юр л и др поступлений.

Сре-ва ПФР направл на: - выплату гос пенсий гражданам, выезжающим за пределы РФ, - выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет, - оказ соц защиты насления мат помощи престарелым и нетрудоспособн гражданам, -финансовое и материально технич обеспеч текущей дея-ти фонда и его органов.

Виды трудовых пенсий: 1- трудов пенсия по старости,2-трудов пенсия по инвалидности, 3 –трудов пенсия по случаю потери кормильца.

Соц пенсия нетрудоспособн гражданам.

Трудов пенсия по старости и трудов пенсия по инвалидности могут состаять из след частей: 1-базовой части, 2-страхов части, 3-накопител части.

Трудов пенсия по случаю потери кормильца состоит из след частей: 1-базов часть, 2-страхов часть.

Гражданам, не имеющ по каким либо причинам права на трудов пенсию, устанавл соц пенсия.

 

 

Др внебюджет фонды.

В фин сис-мах зарубеж стран специал фонды занимаютт важн место.

Классификация спец фондов в зависимости от целей использования: -экономич, - наусно-исследоват, - кредитные, - социальные, -личного и имуществ страхования, -военно-политические, - межгос.

Научно-исследоват: В США действуют 2 крупн фонда(нац научн фонд, Научн фонд бюро стандартов), котор финансир программы в обл фундаментал исследований и довести научн исследов до практич использ.

Кредитн фонды – ресурсы, находящиеся в распоряжении кредит орг-ций, предоставл на условиях возвратности и платности. Преимущественными правами пользования такими фондами обладает юр л, выполняющ гос заказы и работающие в соотв с гос програмами.

Соц фонды: за рубежом образ за счет 3 источников: страхов взносов предпринимателей и субсидий гос-ва.

Межгос: наибольш МВФ, ММир банк. Основ задача МВФ –урегулирование международн ликвидности.

Мир банк – предоставляет долгосрочн кредиты под гарантию прав-ва гос-ва.

 

Сущ-ть гос кредита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общ-ва гос-во может привлекать к покрытию своих расходов свободн фин ресурсы хоз структур и сре-ва населения. Главн способом их получ явл гос кредит.

Особенность гос кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы сре-в. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудн фонд использ для кредитов предпр и орг-ций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроиз-ва и поыв его эф-ти; кредиты могут получать и част лица.

Когда речь идет о гос кредите, то взятые взаймы денеж сре-ва поступают в распоряж органов гос власти, превращаясь в их дополнит фин ресурсы.Они направл как правило, на покрытие бюджет дефицита.

Гос кредит представл отношения вторичн распредел стоимости валового обществ продукта и части нац богатства. В сферу гос-кредитн отношений попадает только часть доходов и денеж фондов, сформулиров на стадии первичного распределения.

 

Сущ-ть финанасов и их специфические признаки.

Рассматрив сущ-ть финансов, следует отметить, что финансы – это историч категория, возникла и развивал вместе с чел общ-вом. Возникнов финансов связано с расслоением общ-ва на классы, возникнов гос-ва и появлением единого, денеж эквивалента.

Развитие денег упрощает товарный обмен и ведет к усложнению взаимоотношений в общ-ве.

В докапиталистических формациях взаимоотнош в общ-ве в большинстве своем имели натурал форму.

Финансы как историч и научн понятие ассоциируется с процессами протекающ в общ-ве и проявл в различн формах обязательно сопровожд движением денеж средств в различн формах (наличн и безналичн).

Фин отношения хар-ся фин операциями между участниками общественного произ-ва или общественных отношений.

В связи с этим все обществ отношения явл экономическими, т.к. возникают в пр произ-ва, обмена и распредел вновь созданной стоим-ти.

Экономич отношения отличаются большим многообразием, поскольку возникают на всех стадиях пр произ-ва, на всех ур-нях хоз-ния и во всех сферах произ-ва.

Финансы -это система эк-х отнош., в процессе кот-х происх. Формир-е, распред-е и испол-е централизованных и децентрализ-х фондов денежных средств, в целях выполнения ф-ий и задач гос. и обеспечения условий расширенного воспроизводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.064 с.)