Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I.1.2. Экономическая и социальная жизнь в остготском королевствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При остготах разложение остатков рабовладельческого строя в Италии и углубление социальной дифференциации2 внутри варварского общества, которая могла бы впоследствии послужить предпосылкой возникновения элементов феодализации1, протекали еще в значительной мере, как два _________________________ 1 Остго́ты — древнегерманское племя, составлявшее восточную ветвь готского племенного объединения, распавшегося к середине III века на две племенные группы: вестготов и остготов. В III—IV вв. ареал проживания остготов от ареала вестготов отделяло Днепро-Днестровское междуречье; остготы тогда жили в Крыму и степях Приазовья между Днепром и Доном. После 375 года (вторжение гуннов, начало Великого переселения народов) двинулись в сторону Италии. 2 Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. раздельных процесса. Начинались они с разных исходных пунктов – с разложения позднеримского общественного строя и усложнения строя варварского общества. История остготского королевства делится на два этапа: первый из них, охватывающий правление Теодориха Великого и его ближайших преемников, характеризуется большой живучестью позднеримского общественного строя, второй, во время которого шла длительная война Остготского королевства с Византийской империей, более резко обнаруживает стремление остготов воздействовать на внутренний строй Италии. Остготы расселились неравномерно в разных областях Италии. Ввиду того, что остготов было сравнительно немного (около 100 тыс.), они стремились не раздроблять свои силы и заняли преимущественно северные и восточные римские провинции Италии. В Южной Италии они не получили большого количества земельных наделов и были арендаторами королевских доменов. Примечательно, что римское деление Италии на провинции было при них сохранено. Политическим центром остготского королевства до начала войны с Византией стала Равенна, которая была им и при Одоакре. Что касается правовых взаимоотношений римлян и остготов в сфере поземельной собственности, во время правления Теодориха Великого, можно сказать, что различий между ними практически не было, о чем свидетельствует Эдикт Теодориха, отмеченный сильным влиянием римского права2 и имевший силу закона для всего населения Италии. К слову, у остготов долгое время вообще не существовало записанного обычного права1, оно было устным, тем не менее, _________________________ 1 Феодализм - система общественного устройства, основанная на межличностных отношениях вассала и сеньора, крепостного крестьянина и помещика, которая в V - IX веках пришла на смену рабовладению; для феодализма характерны христианское мировоззрение и господство рыцарского (военно-дворянского) сословия. 2 Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VIII век н. э. достаточно действующим. Запись права не была осуществлена и после завоевания остготами Италии, видимо, в связи с тем, что остготы, несмотря на все земельные разделы и захваты римских владений, все же не составляли столь компактной массы, чтобы возникла потребность в подобном оформлении их племенных обычаев, так как они не могли конкурировать с римским правом. Отсутствие варварской правды вынуждает нас судить об остатках родоплеменного общественного строя2 остготов по косвенным данным и намекам, рассеянным в разных источниках. Так, например, можно выделить такие пережитки, как: –разрешение возникающих споров силой оружия (судебный поединок) –очистительная клятва или присяга (связанная с ордалией, т.е испытанием водой или огнем) –возможно, проявление кровной мести –обычай, в силу которого долги, подлежащие уплате кому-либо из соседей одним из родственников, перелагались на других родственников –общность имущества в пределах семьи –общинное землевладение. Среди рядовых свободных остготов наблюдается рост имущественной и социальной дифференциации. Этот процесс развивается уже в силу неравенства полученных ими при земельных разделах участков, а также насилие представителей знати и крупных землевладельцев над свободными, смешанные браки и обращение свободных в рабство за различные преступления. Эдикт Теодориха делит всех свободных на два разряда: «почтенных» (honestiores) и «низших» (humiliores), причем такое деление, восходящее к позднеримскому общественному строю, распространяется на всё свободное _________________________ 1 Обычное право — исторически первичный тип правовой системы, представляющий собой неписанные обычаи, традиции и пережитки данного общества или этноса. 2 Родоплеменной строй – организация общественной власти в догосударственном обществе, основанная на кровно-родственных связях. население Италии без указания этнической принадлежности. За одни и те же преступления Эдикт предписывает различные кары для honestiores и humiliores: для первых обычно – конфискацию (иногда даже всего) имущества и временную ссылку, для вторых – телесное наказание и вечное изгнание (а в некоторых случаях и смертную казнь). Однако градация свободного населения уже выходит за пределы чисто имущественных различий и приобретает сословный характер (что берет начало из римского права и на первых порах относится не к остготам, а к римскому населению). Несмотря на имущественную дифференциацию среди рядовых свободных остготов, каждый свободных гот, пока он не терял своей свободы в результате разорения, рассматривался как полноправных человек, имевший право и обязанность носить оружие и служить в ополчении. Именно по этим признакам разграничиваются варвары и римляне: остготы должны были защищать оружием государство, а тем самым и римлян, а римляне обязаны жить с ними в мире и соблюдать законы. Это ставило полноправных остготов в привилегированное положение. Кроме того, их ополчение превращалось в постоянное войско, созываемое королем – exerticus noster. Этим самым, остготские свободные землевладельцы составляли особый социальный слой населения Италии, что притормаживало процесс их разорения и превращения в класс зависимых людей, эксплуатируемых совокупностью крупных землевладельцев, в отличие от позднеримского населения. В среде самих остготов зарождалась и собственная знать: графы и сайоны. Графы назначались королем в каждую из провинций и имели судебные, военные и прочие гражданские функции наряду с римскими управителями провинций. Королевские сайоны были приближенными короля из среды придворной остготской знати, не имевшими строго ограниченной сферы компетенции. Важное значение имело функционирование наряды с римским правом особого остготского права. Графы готов разбирали дела между остготами по готскому обычному праву, дополняя его предписаниями Эдиктов Теодориха и Аталариха; между тем судебные дела между остготами и римлянами готский граф должен был разбирать с участием римского юриста. Несмотря на возникновение остготской знати и ее значительную роль в политической жизни Италии, она не успела еще за время существования остготского королевства сложиться в единый господствующий класс. Едва мы переходим от остготов к римскому населению, как тотчас погружаемся в иную социальную среду. Прежде всего, это проявляется в структуре крупной земельной собственности и системе эксплуатации римских непосредственных производителей. В источниках фигурируют римские fundi1 и виллы, которые обрабатываются трудом рабов, колонов2 разных категорий, а также лично свободных земледельцев. Структура этих крупных земельных владений представляет собой такое сочетание мелких хозяйств колонов и посаженных на землю рабов с крупной собственностью землевладельца, при котором мелкие хозяйства лишены всякой экономической самостоятельности и служат лишь интересам собственников латифундий и вилл, а непосредственные производители являются юридически неправоспособными. Высший правящий класс составляли те владельцы латифундий, которые входили в состав сенаторского сословия. Другие крупные собственники, не принадлежавшие к данному сословию, имели свои владения в разных провинциях Италии (genere nobiles). Остальные римские землевладельцы являлись средними собственниками (possessors), либо мелкими (обозначались также, но принадлежали к податному слою и приравнивались к трибутариям3). _________________________ 1 В Древнем Риме латифундиями назывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии. 2 Колон — полузависимый крестьянин в Римской империи времен упадка (третий-четвёртый века, т. н.Кризис III века.) 3 Трибутарии — в поздней Римской империи и в варварских королевствах лично и поземельно зависимые держатели, близкие по своему положению к колонам. Так как при остготском владычестве в Италии сохранился позднеримский муниципальный строй, то уцелело и сословие куриалов – слоя муниципальных землевладельцев, приписанных к своей курии и обязанных нести повинности (munera), но зато, в отличие от посессоров, освобожденных от уплаты поземельного налога. Куриалы фактически превращаются в крепостных и во многих случаях, подобно рабам и колонам, становятся собственностью крупных землевладельцев. Низшее сословие позднеримского общества составляли колоны, оригинарии и рабы (servi). Наряду с колонами и рабами в остготской Италии сохранилось немало лично свободных крестьян (ingenui), которые подвергались разорению, впадали в зависимость и даже в рабское состояние. Также, в Италии VI в. сохраняются остатки крестьянства, выступающего, как совокупность земледельцев, но не приписанных к участку, подобно оригинариям – rustici – зависимые крестьяне, которые в свою очередь могли иметь зависимых от них несвободных людей. Rustici – не особая сословная категория, а общее обозначение для земледельцев, ведущих самостоятельное хозяйство и состоящих из лично свободных, полусвободных и зависимых италийских крестьян.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.01 с.) |