Основные модели рынка. Признаки рынка совершенной конкуренции. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные модели рынка. Признаки рынка совершенной конкуренции. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.



В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли на рынке. Критерии определения вида рыночной структуры: 1) количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью; 2) характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная); 3) наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее; 4) степень доступности экономической информации. Сущ. соверш. конкуренция и несоверш. конкуренция (монополия, монополистич. конкуренция, олигополия). Конкуренция явл. соверш. при условиях: 1) Большое число фирм, проивод. однородн. продукцию: а) размеры по сравн. с общим объемом рынка очень малы б) незначит. влияние со стороны фирм на цены в) исключаются соглашения между фирмами. 2) Однородность продукции разн. предприятий в составе сектора. Это условие очень сложно реализ. на практике, т.к. соверш. одинак. товары могут быть неоднор. для покупателя в силу места продажи, рекламы, отсутствия обслуживания. 3) Отсутствуют входн. барьеры для вступл. в отрасль нового производит. и возможности свободного выхода из него. 4) Равный доступ ко всем видам информации (все покупатели имеют полн. информацию о хар-ке продукции, ценах на него, а продавцы располаг. информацией о производств. технологии и ценах на факторы пр-ва). 5) Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов пр-ва). 6) Рациональное поведение всех участников, прислед. собств. интересы, сговор исключен.

Фирма, имеющ. свою продукцию на конкурентн. рынке, назыв. конкурентной, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену; они выступают как принимающие цену. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совреш. конкуренции абсол. эластичен, а кривая спроса представл. горизонт. линию.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при кот не соблюд. хотя бы один из признаков совреш. конкуренции. Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену.

 

18. Сущность и признаки чистой монополии. Условия возникновения монополии. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Естественная монополия.

Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в кач-ве единств. производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль практически не возможен. Условия для создания: отсутствие товаров заменителей, полное регулирование цены, покупатели и продавцы обладают равной информацией, большие барьеры для входа на рынок. Черты чистой монополии: 1) Единственный продавец (одна форма проивод. данный товар или оказ. услугу, т.е. понтяие фирма и отрасль совпадают). 2) Нет близких заменителей. Фирма производ. такой уник. продукт, кот. не имеет близк. заменителей. Это означ., что у покупат. нет альтернат. выбора, а у производителя нет необход. рекламировать свой товар. Хотя вполне возможна реклама товара чистой монополии в кач-ве престижа. 3) Установление цены. Если в условиях соверш. конкуренции фирма выступ. как принимающая цену, то чистый монополист диктует цены. При нисходящ. кривой спроса на свой продукт фирма повыш. или пониж. цены, изменяя объем пр-ва продукта. 4) Барьеры для вступл. в отрасль. Вступл. в отрасль новых производителей заблокировано юридич. либо экономически. 3 причины, порожд. искусств. монополию: экономия от масштаба, гос. огранич. притока новых производителей, контрольнад некот. видами ресурсов.

Монополии бывают естественные (когда производство продукта требует уникальных природных условий или в отраслях производства, где не может быть больше 1 производителя) и искусственные (трест, картель, синдикат, концерн).

19. Монопольная прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ценовая дискриминация. Экономич. последствия монополии.

Теоретически для фирмы-монополиста в краткосрочном периоде существуют 4 ситуации равновесия фирмы - совершенного конкурента: фирма получает экономич. прибыль больше нуля; фирма получает экономич. прибыль равную нулю; фирма несет убытки, но минимизирует их; закрытие фирмы. Монополия достигает равновесия при объеме пр-ва меньшем, чем объем пр-ва, при кот. издержки достигают минимума. Фирма – монополист находится в состоянии равновесия в краткосрочном периоде, получая экономич. прибыли, равную и больше нуля. Возможна даже ситуация минимизации убытков фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Монополист максимизирует прибыль, производя такое кол-во продукции, при кот. MR(предельный доход)=MC(предельные издержки), P>MC. Поскольку монополист манипулирует и объемом пр-ва и ценой продукта, для него не существует какой-то определенной кривой предложения. В некоторых случаях фирма-монополист может применять политику ценовой дискриминации, устанавливая на один и тот же продукт разные цены для разных покупателей. В этом случае монополисту удается предлагать на рынке такой же объем продукции, который возможен в условиях конкурентной отрасли, а весь излишек покупателей монополист перераспределяет в свою пользу. Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде. Прибыль, получаемая фирмой-монополистом в краткосрочном периоде, будет привлекать в отрасль другие фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Препятствия, кот. выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами. Последствия для экономики: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное пр-во. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим кач-ом продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

20. Сущность, основные признаки, механизм монополистич. конкуренции. Монополистич. конкуренция и экономич. эффективность.

Монополистическая конкуренция –рыночн. структура, предполагающ. относит. легкость входа в отрасль и выхода из нее. Признаки: 1) Значит. число фирм на рынке. 2) Фирма производ. дифференциров. продукт. 3) Новые фирмы относит. легко могут войти в новую отрасль. 4) Каждая фирма облад. небольшой долей рынка и поэтому имеет очень огранич. контроль над ценой. 5) Невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен. 6) Влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно. Рынок характериз. дифференциац. продукции, когда покупатели рассматр. продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Дифференциация осуществляется по множеству параметров, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня сервиса и заканчивая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. Кривая спроса фирмы монополистич. конкуренции имеет отриц. наклон. Она менее эластична, чем у конкурентной фирмы, но более эластична, чем у чистого монополиста. Степень эластичности зависит от числа конкурентов и дифференциации продукции: чем больше число конкурентов и меньше дифференциации продукции, тем монопольная конкуренция ближе к чистой. Каждый конкурент в условиях монополистич. конкуренции имеет дело с нисходящей фу-ей спроса: для наращивания объема выпуска (и продаж) ему необходимо идти на снижение цены на свой товар. Таким образом, в краткосрочн. интервале монополистич. конкурент подобен монополисту. На долговременном интервале получаемая в отрасли экономич. прибыль будет стимулировать вступление на рынок др. фирм, поскольку доступ на рынок монополистической конкуренции является достаточно легким. Увеличение же кол-ва фирм в отрасли приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос на конкретный товар будут распределяться на большее число фирм, и спрос на продукцию данной фирмы понизится. В долгосроч. интервале вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономич. прибыль каждой из них не станет равной нулю. С точки зрения использования ресурсов экономич. системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным как и в случае совершенной конкуренции, поскольку данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распред. ресурсов: для общ-ва пр-во данного товара более желательно, чем выпуск любого альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях монополистич. конкуренции цена превышает минимум АТС; это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Экономич. эффективность требует тройного рав-ва- цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достиж. эффективного использования ресурсов. Рав-во цены с мин. средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это рав-во означ., что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, кот. будут допускать существующие издержки. При монополистич. конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность.

 

21. Олигополия: понятие и масштабы распростронения в совр. экономике. Стратегия фирмы в условиях олигополии.

Олигополия – рыночн. ситуация, при кот. несколько крупн. фирм доминир. в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночн. цену. Вхождение новых производ. в отрасль ограничено. Характ. черты: 1) Немногочисленность. Чем выше уровень концентрации, тем выше доля пр-ва приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближ. к монополии. Олигополистич. ситуация может возник. как в отраслях стандартизированных (сталь), так и в дифференцированных (автомобили, сигареты, продукты). 2) Высокие барьеры для вхожд. в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технич. открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья и высокими расходами на рекламу. 3) Всеобщая взаимозависимость. Небольшое число фирм в составе олигополии вынужд. их при формаир. экономич. полит. учитывать реакцию со стороны конкурентов. Необход. тщательного учета дейтельности конкурирующ. фирм на олигополистич. рынке при опред. цены и объема выпуска назыв. олигополистич. взаимосвязью. Последнее проявл. в 2-х вар. поведения фирм: а) некооперативное, когда кажд. фирма самост. опред. объем выпуска и уровень цен б) кооперативное (практич. ценовая война, связ. с циклич. пониж. цен с целью вытеснен. конкурента с рынка).

 

22. Особенности рынков факторов пр-ва. Динамика спроса на факторы пр-ва.

Рынки ресурсов пр-ва – это рынки, на кот. в рез. взаимодейств. спроса и предлодж. формир. цены на труд, капитал и природн. ресурсы в форме зараб. платы, %-ого дохода и ренты. Спрос на факторы пр-ва вторичен и опред. спросом на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы. Т.е. спрос на факторы пр-ва определяет объем каждого привлекаемого к пр-ву ресурса, кот. зависит от цен не только на кажд. из них, но и на отсальные, сопряженные с ним ресурсы. Цена фактора – одно из важнейш. условий изменения эластичности спроса по кажд. фактору пр-ва. Эластичность спроса на ресурс – это отнош. %-ого изменения потребления производств. ресурса к %-ому измен. его цены. Факторы устойчивости спроса на ресурсы: 1) эффективность (производительность) производств. ресурса при созд. товара (напр., чем более производит. технику использ. на предприят., тем меньше нужно станков для пр-ва заплан. кол-ва продукции). 2) рыночная стоимость (цена) товара, произвед. при помощи производств. ресурса (напр., если растет стоимость какого-л. товара, то становится выгодным увеличить объем его пр-ва, в рез. спрос на ресурсы возрастет). Виды рынков произв. ресурсов: 1) рынок произв. ресурсов в услов. соверш. конкуренции. Ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. 2). Рынок производств. ресурсов в услов. несовреш. конкур.- либо продавец, либо покупатель может оказ. влияние на цену ресурса пр-ва.. Цены факторов пр-ва устанавл. на рынках по воздейств. спроса и предлож. Проблема ценообразов. на экономич. ресурсы исключит. важна, что опред. след. обстоятельствами: а) цены на ресурсы – осн. фактор, влияющ. на денежн. доходы их владельцев (зарплата, %, рента) б) цены на ресурсы опосредуют их распределение между различн. отраслями и фирмами в) от цен на ресурсы зависят издежки пр-ва фирмы-покупателя г) в прямой завис-ти от цен на все 4 группы факторов пр-ва наход. распредел. богатства между наемными работниками, владельцами земли, собственниками капитала и предпринимателями.

 

23. Сущность и структурные элементы рынка рабочей силы. Спрос на рабочую силу и ее предельный продукт. Предложение рабочей силы.

Рынок труда – особая область рыночн. отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Появился в условиях классич. капитализма. Субъекты рынка труда: фирмы – выступают со спросом на рабочую силу; дом. хоз-ва – предложение рабочей силы. Спрос на раб. силу зависит от: заработной платы; объема продукции произведенной одним работником; цены на выпускаемую продукцию. Общественно-экономич. форма движения трудовых ресурсов представл. собой рынок труда. Хотя рабочая сила и явл. товаром, продавец не отказывается от права собственности на нее, то есть покупается только способность работника оказывать опред. услуги. Данный товар нельзя накапливать и легко увеличивать или уменьшать, как другие товары. В этом смысле рабочая сила явл. исключит. фактором пр-ва. Факторным доходом на рынке труда выступает заработная плата, экономич. значение кот. сост. в обеспечении жизнедеятельности наемного работника. Она представл. собой цену, выплачиваемую работодателем за использование труда. Заработная плата складывается в рез. конкуренции на рынке труда: работников - за рабочее место, работодателей - за рабочие руки, между работниками и работодателями - за условия найма. Инфраструктура рынка труда - нормативно-правовая среда, обеспеч. наиболее эффективное функционирование рынка труда. Инфраструктура рынка труда включает: - гос. учреждения; - негос. структуры содействия занятости; - кадровые службы управления персоналом предприятий и фирм; - общественные организации и фонды. Предложение труда - выраженные работниками, обладающими опред. качественными хар-ками, желание и возможность работать опред. кол-во времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях. Спрос на труд – кол-во труда, кот. работодатели желают нанять в данный период времени за опред. ставку заработной платы. Спрос на труд определяется: - объемом пр-ва и его отраслевой структурой;- степенью трудоемкости про-ва;- ценой труда. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществл. продажа рабочей силы на опред. срок. Отдельное предприятие, решая вопрос о том, какое кол-во рабочих ей следует нанимать, должна определить цену спроса на рабочую силу (т.е. уровень заработной платы). Цена же спроса на любой фактор пр-ва зависит от его предельной производительности, или в данном случае – от предельной производительности труда. Предельная производительность труда - это приращ. объема выпускаемой продукции, вызванное использованием доп. единицей рабочей силы, при условии, что другие факторы пр-ва явл. неизменными в условиях совершенной конкуренции отдельное предприятие будет нанимать рабочих до тех пор, пока предельный продукт их труда в денежном выражении не станет равным предельным затратам на оплату их труда. Предельный продукт труда - дополнительный объем пр-ва, полученный за счет применения доп. единицы труда.

 

24. Сущность использования капитала. Физич. и денежн. капитал. Капитал и процентный доход. Норма доходности.

Капитал – фактор пр-ва, представл. всеми средствами пр-ва, кот. создали люди для того, чтобы с их помощью производить тов. и услуги. Выгодность капиталовложений опред. либо путем сопоставления уровня дохода на капитал с процентной ставкой, либо с помощью дисконтирования. Ставка % - это цена, уплачиваемая собственником капитала за использование занимаемых на опред. срок средств. Она зависит от спроса и предложения заемных средств. Для субъекта спроса на капитал % выступает как издержки, для субъекта предложения капитала - как доход. Номинальная %-ая ставка – текущая рыночн. ставка % без учетов темпа инфляции, реальная – с ее учетом. Дисконтирование - это процедура вычисления сегодняшнего значения сумм, которые будут получены в будущем при существующей ставке %. Физический капитал - вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств пр-ва. Различают основной (участв. в процессе пр-ва на протяж. неск. производств. циклов и переносит свою стоимость на произв. товар по частям) и оборотный капитал (капитал, кот. участвует в проиводств. цикле лишь один раз и свою стоимость полностью перенос. на созданные товары). Физический капитал - машины, оборудование и сооружения, используемые для производства товаров и услуг, плюс запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Денежный капитал - капитал в денежной форме, в виде денежных средств. Обычно образование денежного капитала предшествует созданию на его основе физического капитала. Денежный капитал - промышленный капитал на исходной и заключенной фазах его кругооборота. Норма дохода на капитал — величина дохода в % к величине капитала фирмы. Когда мы принимаем решение о выборе наилучших инвестиций, нам необходим показатель, измеряющий доход или прибыль от капитала. Одним из самых важных индикаторов является норма дохода на капитал, кот. обозначает чистый долларовый доход в расчете на каждый доллар вложенного капитала.

 

25. Экономич. природа прибыли как факторного дохода. Фактическая, нормальная и экономическая прибыль.

Прибыль в рыночном хоз-ве явл. вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Риски+соединение др ресурсов(труда, капитала, земли). Экономич. прибыль можно рассматр. как вознагражд. за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночн. экономики; как вознаграждение за инновации. Одной из важнейш. причин динамичного хар-ра рыночн. экономики явл. деят-ть самих предпринимателей, направл. на внедрение новых технологий, освоение достижений науки и техники, совершенствование форм и методов организации пр-ва и т. д. Стимулом к такого рода инновационной деятельности явл. стремление снизить издержки пр-ва и таким образом добиться преимущества в конкурентной борьбе и получить большую прибыль. Источником экономич. прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Монополист имеет возможность, изменяя объемы предлож., влиять на величину рыноч. цены и устанавл. ее на уровне, превышающем предельные издержки, что позвол. ему получать сверхприбыль. Ожидание экономич. прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой-л. отрасли прибыли, превышающей нормальный средний ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос, и что общ-во заинтересовано в расширении её пр-ва. Ho прибыль нетолько создает стимулы для расширения пр-в, продукция кот. пользуется спросом, но и выступаетисточником финансирования такого расширения. Предприятия, получ. более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в пр-во в кач-ве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов пр-ва, но и на его совершенствование. Неопределенность, приносящая экономич. прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков явл. таким же мощным стимулом,как и желание получить прибыль. Бухгалтерская прибыль - это разность между общим доходом и бухгалтерскими (явными) издержками. Экономическая же прибыль - разность между общим доходом и экономич. издержками, т. е. суммой явных и неявных (вмененных) издержек. Нормальная прибыль – доход, который мог бы быть получен с собственного капитала при вложении средств НЕ в собственное дело, а в другие коммерческие и финансовые проекты с той же долей риска

 

26.?)))

 

 

27. Объективная необходимость гос. вмешательства в функционирование рыночной экономики. «Провалы рынка», их влияние на функционирование хоз. систем.

Провалы рынка - неспособность рыночн. механизмов удовлетворит. решать важные для общ-ва соц.-экономич. проблемы, несовершенство рыноч. институтов и инструментов; фиаско рыночн. отнош., не обеспечивающих рац. распред. и использов. ресурсов, свидетельствующее о необход. гос. вмешат-ва в экономику. Во всех обществ. системах гос-во играет весомую экономич. роль, выполняя набор хоз. и соц. ф-ий. В рыночн. экономике перед правит-ом не стоит задача непосредственной организац. пр-ва товаров и распред. ресурсов. С этим успешно справляется рыночн. механизм. Причины, кот. вызывают объективную необходимость гос. вмешательства в рыночн. экономику: можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, кот. либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначит. кол-ве; наличие внешн. эффектов; излишне коммер. распред. доходов. В наст. время существует 2 ведущих методологических подхода к вопросу гос. регулирования рыночной экономики. В наст. время экономисты рассматр. гос-во как субъект экономич. системы, облад. опред. собственностью и хоз. фун-ми. Гос-во осуществл. регулирование соц.-экономич. отношений, используя систему методов и инструментов, кот. могут меняться в завис. от экономич. задач, матер. возможностей гос-ва, накопл. опыта регулирования: правовые, административные, экономич. Правовое - условия заключ. контрактов, функциониров. предприятий, взаимн. обязат-ва в области трудов. отнош., профсоюзов и работодателей. Административное - меры осуществляющих гос. контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окруж. среды. Экономич. предполаг. воздействие на хар-р рыночн. связей, структуру экономики. Сущ. важные огранич. для регулирования гос-ом экономики: Недопустимы любые действия гос-ва, разруш. рыночн. механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же гос-во не должно своими действиями огранич. конкуренцию на рынке. Иногда рыночн. механизм не позволяет достичь эффективного размещ. ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами, в кот. рынок не справл. со своими фу-ми и либо вообще не может обеспеч. пр-во блага, либо не может обеспеч. его пр-во в эффективном объеме. Подобная неспособность рынка обеспечить эффективность рассматривается в кач-ве основания для гос. вмешательства в экономику. Потребл. или пр-во какого-то блага может оказывать побочн. воздействие на потребл. или пр-во др. блага. Такие воздействия называются внешними эффектами. Под внешн. эффектами подразумев. непосредств. воздействие одного процесса на др. Внешн. эффектами не явл. воздействие одного процесса на др. через систему цен. Отрицат. внешн. эффекты. Воздействие может быть отриц., если оно выражается в снижении полезности какого-л. потребителя или выпуска какой-л. фирмы. Уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деят-ти: загрязнение окруж. среды. Если химич. завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудш. кач-ва воды. Если потребители хотят очистить воду, это требует расходов. Положит. внешн. эффекты. Воздействие может быть положит., если оно выраж. в увелич. полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. Прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деят-ти. Сущ. 3 подхода к реш. этой проблемы: интернализация внешн. эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепл. прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза. 1.Под интернализацией понима. превращение внешн. эффекта во внутр. Возможным путем интернализации явл. объединение субъектов, связ. внешн. эффектом, в одно лицо.2. заставить его оплатить эти затраты. Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющ. уравнять предельн. частные и предельные обществ. затраты. Этот налог заставляет фирму восприним. внешние затраты, как свои собственные

 

28. Экономич. ф-ии гос-ва. Соц.-ориентированное распределение и перераспред. ресурсов. Антициклич. регулирование и стабилизация экономики.

Фу-ии гос-ва: Обеспеч. правов. основы функциониров. рынка: определение прав частных предпринимателей; установл. прав, ответственности и способов регулирования отношений владельцев частн. собственности, акционеров, членов кооперативов; регулиров. отношений между предприятием, защита конкуренции: обеспечив. антимонопольн. законодательством и др. правовыми документами; регулиров. деят-ти профсоюзов, корпораций с целью предотвращ. монопольн. сговора; стимулиров. развития конкуренции, перераспред. доходов: уменьш. нер-ва доходов; обеспеч. трансфертн. платежей; гарантия поддержки предпринимательства; установление миним. ставки зар. платы, стабилизац. экономика: обеспеч. максим. использов. ресурсов; стимулиров. предпринимат-ва; введение рац. налоговой политики; стабилизац. денежно-финансовой сферы;регулиров. цен и тарифов. min допустимые границы ограничиваются рамками обеспеч. норм функциониров., в том числе, финансиров. гос. сектора, нац. обороны, здравоохранения, образования, науки, культуры, гос. аппарата, обеспеч. обществ. благ гос-во должно проводить антимонопольн. и антиинфляц. политики. max - вмешательство таких размеров и форм, кот. не сбивают нормальной работы механизма рынка, т. е. граница разумного воздействия. антицикл. регулир: кредитно-денежная политика представл. собой комплекс взаимосвяз. мероприятий, предпринимаемых Центр. банком в целях регулиров. деловой активности путем планируемого воздействия на сост. кредита и денежн. обращения. фиск - воздействие г-ва на эк-ку посредством изменения величины гос закупок, системы налогооблажения с целью влияния на уровень занятости или темп инфляции.

 

29. Макроэкономич. показатели. Методика расчета макроэкономич. показателей по расходам и доходам. Устранение «повторного счета» и добавленная стоимость.

Осн макроэк показателем ВНП, кот означ кол-во произведен в течение года товаров и услуг, выраж в ден стоимости. ВНП учитывает только готовые товары, след сырье и полуфабрикаты не учитывает. при измер ВНП необх учитывать 2 особ: -необх избегать двойного счета, след при пр-ве учитывать только добавлен стоимость, создан на предприяии; -для расчета необх учитывать всю выпускаемую продукцию. Для более точного измер стоимости продукта использ показатель ВВП, кот оценивает выпуск продукции, создан факторами пр-ва внутренне для данной эк-ки независимо от того, кто ими владеет. В развитых рыночн странах рассчит потенциальный ВНП, показ произв возможности страны при полном использовании ресурсов. ЧНП - сумма конечной продукции услуг, оставш для потребителя после замены списанного оборуд. Он меньше ВНП на сумму амортиз отчислений. НД характериз. величину доходов всех поставщиков производств. ресурсов, с пом кот создается ЧНП. (ЧНП = НД). ЛД показ сколько ден ресурсов поступает на цели личного потребления населения, НД минус налоги на прибыль корпорации, объем их нераспред прибыли и величины взноса на соц страхование, но + трансферты (пенсии, стипендии).ЛРД=ЛД-налоги, кот выплачив населением. Для измер. итоговых результатов страны использ показатель национального богатства (НБ) - совок матер благ, кот накоплены в стране на данный период. Чаще всего используют два метода расчета ВВП: 1- путем суммирования всех доходов в экономике: заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты; 2- путем суммирования всех произведенных расходов: потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также чистого экспорта. ВВП. ВНП = ВВП – ЧФД. ЧВП = ВВП – амортизация (стоимость потребляемого капитала). ЧНП = ВНП – амортизация. НД = ЧНП – косвенные налоги. ЛД = НД – взносы по соц. страхованию – налог на прибыль корпорации - нераспределенная прибыль + трансферты + % по государственным облигациям. РЛД = ЛД – индивидуальные налоги; РЛД = личное потребление + личные сбережения.

 

30. Номинальные и реальные макроэкономические показатели. Исчисление ВНП в сопоставимых ценах. Индекс потребительских цен. Индекс потреб. цен. Индекс цен ВНП(дефлятор ВНП). Инфлирование и дефилирование.

Номинальный ВВП это ВВП, подсчитанный в текущих ценах. Реальный ВВП это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать < или > чем ВВп в текущих ценах. Это происх из-за изменения общ урня цен в стране. Соответственно для вычисл реал ВВП надо исп индекс цен. Реальный ВВП = Ном ВВП / индекс цен. Если величина индекса цен < 1, то происходит корректировка номинал ВВП в сторону увеличения – это инфлирование. Если величина индекса цен > 1, то происходит дефлирование – корректировка номинал ВВП в сторону снижения. Индекс цен исп для оценки изменения темпов инфляции, динамики стоимости жизни. Индекс потребительских цен – (ИПЦ) показывает изменение сред урня цен «корзины» тов и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей. Состав потреб корзины фиксируется на урне базисного года. ИПЦ расчит по типу индекса Ласпейреса или индекс цен с базисными весами(набором благ, фиксир по базисному году)). Он не учит изменения в стрктуре потребления в текущем периоде, что приводит к завышению роста стоимости жизни. Индекс цен – неявный дефлятор ВВП(дефлятор ВВП) – рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е. индекса где в качве весов исп набор благ тек периода. Он занижает рост урня цен в экономике, т.к. не учит динамику весов, но фиксир ее уже в тек периоде. Индекс Фишера – устраняет недостатки тех индексов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.61.14 (0.033 с.)