Понятие и сущность административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность административного права



Понятие и сущность административного права

Правовая система - юридическая доктрина, юридическая практика, система права.

Административное право - совокупность правовых норм, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией гос. упр. деятельности

Является публичной отраслью права, призванной обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулирования.

Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности

Предмет и цель административного права

Предмет административного права: управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти.

управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти.

Отд. управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности негосударственных учреждений, образований и организаций

Управленческие отношения в ходе осуществления негосударственными учреждениями, организациями образования определенных административных полномочий.

Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений: экономика, культура, образование, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях.

Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций.: правила дорожного движения, правила в сфере торговли, строительства

Метод административного права

Методы административного права представляют собой определённые правовые средства и способы регулирования воздействия норм на поведён. участи управленческих отношений.

Метод административного права носит эмпирический характер в способах:

Предписание, запрет, дозволение.

Предписание - это возложение приёмов юридической обязанности, совершенные те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой права. Непосредственное выражение предписание находит в определении нормы административного права, задач и функций органов государственной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа. Предписание наиболее типично для административного права как средство распорядительного характера.

Запрет - это возложение юридических обязанностей или совершение в определенных условиях, предусмотренных правовой нормы.

Дозволение - это юридическое разрешение совершать в условиях правовой нормы те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Принципы административного права

Принципы административного права - руководящие начала, идеи заложенные в основах права регулирования управленческих отношений.

принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;

принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;

принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;

принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;

принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Функции административного права

Категории дающие возможности определить внешние проявления административного права в правовой системе и системе права:

1. Регулятивная (основные ф.)

2. Охранительная (основные ф.)

1. Регулятивная выражается в создании нормами административного права определенного режима, организации деятельности органов государственной власти. Установление взаимных прав и обязанностей субъектов правоотношений, определение их правового статуса.

2. Охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов управленческих отношений

Правоисполнительная - заключается в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти

Правотворческая - выражается в наделении субъектов государственного управления полномочиями по принятию административных правовых норм по рассматриваемой сфере.

Организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса реализации административных правовых норм.

В сфере государственного управления:

Координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Понятие и виды административных правовых норм

Норма административного права, как и норма другой отрасли права, это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.

Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений в сфере государственного управления, преимущественно в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету правового регулирования:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

Признаки гос. Службы

1. Профессиональная служебная деятельность – деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, полученных в результате обучения (специальная подготовка) и подтвержденные соответствующим документом об образовании.

2. эта деятельность направлена на выполнение задач и функций государства, осуществляется от имени и по поручению государства.

3. эта деятельность осуществляется особыми субъектами - государственными служащими, которые являются гражданами РФ и осуществляют профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы, получая денежное вознаграждение, содержание, довольствие за счет средств бюджета. Государственные служащие состоят в особых отношениях между собой и государством.

Виды гос. службы.

– государственная гражданская служба;

– военная служба;

– правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется:

– на федеральную государственную гражданскую службу;

– государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

25. Принципы государственной службы

– федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

– законность;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

– равный доступ граждан к государственной службе;

– единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

– взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Понятие и сущность административного права

Правовая система - юридическая доктрина, юридическая практика, система права.

Административное право - совокупность правовых норм, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией гос. упр. деятельности

Является публичной отраслью права, призванной обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулирования.

Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.018 с.)