Преимущества метода ранних воспоминаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества метода ранних воспоминаний.



1. Как правило, люди охотно их рассказывают, т.к. неискушенному рассказчику не понятен их глубинный символический смысл.

2. Для терапевта нет необходимости в установлении подлинности сюжетной и хронологической линии раннего воспоминания. Значение раннего воспоминания состоит в выводах и скрытом смысле, который влияет на дальнейший стиль жизни пациента и подлежит интерпретации.

3. Метод анализа ранних воспоминаний прост, компактен, может использоваться в групповой работе.

Недостатки метода.

1. Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства, не помнит, какое воспоминание было первым. Такое забывание может означать сопротивление, связанное со страхом дезорганизации, страхом лишиться привычной социальной маски, стереотипа. Иногда человеку бывает страшно узнать о себе глубоко то, что он знает поверхностно. Возможно, что человек не готов к сотрудничеству из-за страха каких-либо изменений. Причин может быть много, в том числе недостаток доверия к терапевту или ощущение небезопасности ситуации терапии.

Как правило, детство таких людей не было безоблачным, а мы знаем, что человеку свойственно вытеснять (забывать) неприятные переживания.

Когда клиент не продуцирует ранние воспоминания, есть другой выход. Можно, например, спросить его о любимой в детстве сказке или истории. Можно расспрашивать о семейных легендах, историях, передававшихся из поколения в поколение.

2. Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем. Как правило, с течением процесса терапии, с углублением в проблематику, пациенты продуцируют более обобщенные воспоминания, они имеют меньше отношения к актуальной жизненной ситуации.

3. Еще одна важная деталь, а именно интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.

 

Процедура анализа ранних воспоминаний.

При получении раннего воспоминания нужно объяснить клиенту, что ему:

1. Нужно описывать только то, что происходило до 8 лет; (техника используется со взрослыми пациентами или подростками старше 12 лет, до этого возраста работают с любимой сказкой).

2. Необходимо быть как можно более конкретным, не давать повторяющихся случаев, «характерных для его детства»;

3. Нужно рассказывать то воспоминание, которое придет в голову первым, даже если есть сомнения в подлинности происходившего, в составе участников, в его собственном участии. Если речь идет о сказке или семейной легенде, то имеет смысл получить рассказ в авторском исполнении, не давая клиенту возможности перечитать сказку или переспросить историю;

4. Стараться описывать самые мелкие детали, самые на первый взгляд незначительные подробности, события; называть имена присутствующих персонажей воспоминания

5. Хотелось бы, чтобы клиент описывал не только фактическую, сюжетную линию, но и чувства, даже если они кажутся неправильными, противоречивыми, дикими, глупыми;

6. Просить клиента примерно указать возраст, к которому относится это воспоминание;

В заключение процедуры получения воспоминания следует спросить клиента о том, что является наиболее ярким в воспоминании, какие события происходили до и после того, что там происходило. Возможно, у клиента появятся собственные догадки относительно смысла и цели своего поведения в раннем воспоминании.

Техники анализа раннего воспоминания.

1. Наиболее ранняя «классическая техника» состоит в том, что клиента просят рассказать свое самое раннее воспоминание, в котором он участвовал. Терапевт записывает дословно так, как рассказывает клиент то, что он говорил. После рассказа терапевт просит клиента остановиться на каком-либо моменте воспоминания, который оказался наиболее ярким (как правило, интерпретация именно этого момента поможет понять смысл проблемы клиента). Клиенту задаются следующие вопросы:

1. Что Вы чувствовали в этот момент? Почему?

2. Какой вывод Вы для себя сделали в этой ситуации?

3. Если бы эта ситуация произошла с Вами сейчас, что бы вы изменили?

2. Техника Уиллхайта.

Эта техника более структурирована, более детализирована. Клиента просят рассказать раннее воспоминание. Далее каждое предложение, сказанное клиентом, записывают на левой половине листа в столбик. Справа, после окончания рассказа клиента записывают чувства в каждый момент воспоминания. Таким образом, мы можем получить эмоциональную динамику ситуации. Следует обращать внимание на воспоминания со сходной эмоциональной динамикой, так как именно в них ключ к пониманию проблемы, а возможно и типа психопатологии клиента. По окончании возможен вопрос: «Что бы вы хотели изменить в данной ситуации и как тогда изменится Ваше состояние?» А. Адлер писал, что стиль жизни имеет цель и чувства никогда не противоречат ему, а подстраиваются под стиль жизни. Эмоциональный фон фиксирован как и стиль жизни. Поэтому данная техника бывает полезна для более глубокого понимания проблематики клиента.

Метод оценки зрелости психологической темы раннего воспоминания по Мэйман. (1978).

Мэйман писал о том, что зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость или незрелость нынешнего состояния психики человека. Иными словами, раннее воспоминание по теме можно отнести к той или иной стадии психосексуального развития по З. Фрейду.

 

Стадия развития Тема ранних воспоминаний
  Оральная Темы воспитания, недоверия, удовлетворения желания, лишения чего-либо.
  Анальная Темы бунтарства, неповиновения, власти, нанесения вреда себе и окружению, или послушания, опрятности, чистоплотности, заботы об имуществе.
  Фаллическая Темы получения удовольствия от власти, силы, или боязни наказания за это удовольствие. Возможны сексуальные темы.
  Эдипов конфликт Вражда, соревнование или гармоничные отношения и действия в семейной триаде.
  Латентная Совместная деятельность и игры со сверстниками, принятие или отвержение группой, индивидуальные умения и достижения.

Такая методика позволяет получить более обобщенное и структурированное представление о психике клиента в целом.

Контент-анализ ранних воспоминаний. По Сидоренко Е. В.

Е. В. Сидоренко предлагает схему анализа ранних воспоминаний, содержащую несколько этапов. Эта схема предполагает работу с материалом клиента как индивидуально, так и в группе. Работа с ранним воспоминанием разделена на ряд этапов.

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.

2. Проверка гипотез.

3. «Инсайт» - постижение формулы жизненного стиля автора.

4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.

Итак, контент – анализ производится по содержательным категориям раннего воспоминания. Сидоренко Е.В. предложены следующие категории анализа:

Мать.

1.1 Присутствие матери может быть у человека с жизненным стилем избалованного ребенка либо у тех, кто нуждался в большем внимании с ее стороны. Мать может присутствовать в раннем воспоминании людей, которые оказались хорошо адаптированными благодаря ей.

1.2 Отсутствие матери бывает у людей, живущих с ощущением. Что мать ими пренебрегала. Может быть так, что и ребенок не был привязан к ней или был неудовлетворен своей жизненной ситуацией. Отсутствие матери может быть связано с переживанием детронизации из-за рождения следующего ребенка.

Отец.

2.1 присутствие отца бывает связано с обращенностью в детстве ко второму родителю, в связи с неудовлетворительными отношениями с матерью, может быть, отец использовался как замещающая материнская фигура в связи с рождением второго ребенка. Часто в ранних воспоминаниях присутствует фигура отца у избалованных в детстве людей, которые восстают против строгого отца.

Сиблинги.

Присутствие сиблингов в раннем воспоминании может быть свидетельством:

· пережитой или переживаемой детронизации;

· несамостоятельности, зависимости от них;

· развитого социального интереса и сотрудничества, возможно неудачного.

Кузены, кузины.

Если в раннем воспоминании присутствуют двоюродные сестры или братья того же пола, что и автор, то это может быть свидетельством стремления к расширению поля социального действия. Если противоположного пола – то неудачи во взаимодействии с представителями противоположного пола.

3. Бабушки, дедушки.

Возможно бабушки и дедушки баловали автора воспоминания в детстве, «испортили ребенка». Если бабушки или дедушки появляются в дружественной атмосфере, но при этом исключены другие люди. То это может продемонстрировать недостаток социальной адаптации автора.

Посторонние.

Присутствие посторонних людей может быть отражением развитого социального интереса, сотрудничества, человек осознает себя частью общества, активно включен в него. Возможно, посторонние люди рассматриваются как источник опасности, исходящей о них или от мира вообще. Посторонние люди могут также символизировать проявление несамостоятельности и страха автора остаться в одиночестве.

Контент-анализ ранних воспоминаний предполагает также и анализ типа ситуации, представленной в раннем воспоминании. Итак, наиболее часто встречаются следующие типы ситуации.

1. Опасность, несчастные случаи, различные повреждения. Этот тип ситуации означает, что человек сосредоточен на негативных сторонах событий, на враждебности жизни.

2. Болезнь, смерть. Страх и стремление лучше подготовиться к встрече с этими событиями. Часто встречаются у врачей.

3. Проступки, кражи, сексуальные проступки. Если ситуация воспринимается как нечто привычное, следовательно свидетельствует об огромных усилиях избегать этого.

Для полноценного анализа раннего воспоминания. Необходимо обратить внимание на преобладающий вид чувствительности. А. Адлер писал, что трудности или дефекты зачастую становятся источником развития социального интереса и это может быть отражено в раннем воспоминании.

Важно обратить внимание на то, звучит ли в раннем воспоминании переживание ощущения принадлежности. Это можно определить по тому Я или Мы-ситуация представлена раннем воспоминании. Мы-ситуация является представлением более развитого социального интереса и сотрудничества, однако важно кто из персонажей представлен в раннем воспоминании. Например, только члены семьи или более широкий круг людей.

Таким образом, завершен первый этап контент-анализа ранних воспоминаний- категориальный анализ.

Второй этап – формирование гипотез, их анализ и исключение тех, которые опровергаются какими-либо элементами воспоминания.

Третий этап - представляет собой попытку поиска формулы жизненного стиля автора воспоминания. Можно воспользоваться готовыми формулами, представленными у А. Адлера (см. Тему «Стиль жизни») и его последователей и уточнить их применительно к индивидуальности автора, можно и попытаться сформулировать свою. Формула жизненного стиля может начинаться словами: «Жить – это…..», «Жизнь – это…»…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.62 (0.021 с.)