Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е. В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е. В.



Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.

Стиль жизни.

Ребенок создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, “маленькому”, справится с “большим” миром. Стиль жизни включает в себя те стремления, долгосрочные цели личности, “формулировки” тех условий, личных и социальных, которые необходимы для “безопасности” личности. Последние также являются фикциями и, как привило, возникают в терапии в виде “Если бы только…, то я бы…”.

Используя свою “карту”, человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт. Она дает ему способность предсказывать и контролировать его. В этой связи Лоуренсе Франк (1939) пишет:

“личностный процесс можно сравнить с некоторым видом резинового штампа, который эта личность накладывает на каждую ситуацию, при помощи которого придает ту форму, которая требуется этой личности; поступая таким образом, она неизбежно игнорирует многие аспекты ситуации, которые для нее неприемлемы или избирательно реагирует на определенные значимые аспекты.

Стиль жизни - инструмент, который позволяет справиться с опытом, но он в значительной степени является бессознательным. Стиль жизни заключает в себе скорее когнитивную, а не поведенческую организацию. В качестве иллюстрации приведем убеждение “Мне нужно возбуждение”, которое может привести к выбору профессии актера, автогонщика, исследователя или привести к “поведенческому отреагированию”. Такого рода убеждение может в дальнейшем привести как к попаданию в затруднительные или волнующие положения, так и к участию в творческих мероприятиях или научным открытиям.

При одном и том же стиле жизни можно вести себя полезно или бесполезно. Вышеупомянутое различие позволяет адлерианцам проводить различие между психотерапией и консультированием. Первое, утверждают адлерианцы, имеет целью изменение стиля жизни; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.

Так как в адлерианской литературе достаточно широко обсуждаются жизненные цели в любви, в профессиональной и социальной деятельности, то здесь они не будут разбираться тщательным образом, разве что будут даны некоторые краткие комментарии. Льюис Уей подчеркивает, что “проблемы, которые они ставят, никогда не могут быть разрешены раз и навсегда, и требуют от личности непрерывного и творческого движения к адаптации”.

Любовь, подобно другим эмоциям, имеет когнитивные основы. Люди не являются “жертвами” своих эмоций или страстей. Они создают эмоции, чтобы помочь себе в достижении своих целей. Любовь представляет собой связующее чувство, которое мы создаем тогда, когда мы хотим сблизиться с людьми.

Хотя жизненные цели любви, профессиональной и социальной деятельности требуют решения, существует возможность избегать некоторых решений или откладывать их, если можно компенсировать это в других областях. “Даже успешные люди впадают в невроз из-за того, что они не являются еще более успешными”. Невротический симптом выражает “Я не могу, потому что я болен”; действия личности явно выдают “Я не буду, потому что может пострадать моя самооценка”. Хотя действия невротической личности соответствуют ее “частной логике”, она по-прежнему цепляется за “здравый смысл”. Человек знает, что ему нужно делать или чувствовать, но он “не может”. Адлер относит его к личности “да–но”. Эрик Берн в своей игре “Почему Вы этого не делаете – Да, но” ярко описал подобные межличностные маневры. Истоки невроза находятся в утрате веры в себя. Индивид избегает решения и откладывает его, или идет обходными путями, с тем чтобы “сохранить лицо”. Даже если он ожидает неудачу и подготовился к ней, он пытается спасти самооценку. Студент, страшащийся провала на экзамене, будет отказываться от учебы. В случае, если он все же провалится, ему просто следует держаться мысли, что он был ленив или невнимателен, но не глуп.

Психотическая цель превосходства часто оказывается гораздо выше, чем может быть достигнута смертным человеком. “Индивидуальная психология показала, что цель превосходства может быть зафиксирована только на таких высотах, когда личность, помимо потери интереса к чужим доводам, также утратила интерес к своему благоразумию и пониманию…, здравый смысл стал для нее бесполезным”. А. Адлер использовал термин “здравый смысл” в том же значении, в котором Г. С. Салливан говорил о “согласованном подтверждении”. В области псевдоработы личность назначает саму себя главврачом психбольницы. В псевдосоциальной области гипоманиакальный пациент напоминает бодрого экстраверта, а более тяжелый маниакальный пациент становится “уничтожителем имен” и “проглатывает” людей. Параноидальный пациент представляет, что другие люди представляют собой, его “поиск славы” манифестируется, если использовать фразу Карен Хорни, в виде мании преследования, что они тайно замышляют сделать что-то со мной. Он - центр внимания людей. Еще одним “решением” душевных псевдозадач является мания величия у психотически депрессивного пациента (“Я самый худший певец всех времен”) или мания величия шизофреника, который считает себя Христом. Сюда же можно отнести галлюцинации разговора с Дьяволом.

Впервые понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни это тот инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой.

Стиль жизни - это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность устремлений и те подходы, которые он использует в решении жизненных проблем. Стиль жизни можно рассматривать как:

- принятую человеком концепцию жизни;

- принятый им паттерн поведения.

Обычно стиль жизни складывается у ребенка приблизительно к 5 годам. Он характеризуется тремя параметрами:

- ранним формированием;

- ошибочностью;

- устойчивостью.

С самого раннего детства ребенок пытается делать выводы о том, что такое этот мир и каковы правила взаимодействия с ним. Эти выводы делаются им на основе субъективных переживаний, и во многом ошибочны, фиктивны, но переживаются человеком как истинные. Таким образом формируется образ мира в психике ребенка. Стиль жизни имеет и когнитивную составляющую. Это стремления, дальние цели, условия, необходимые для безопасности личности.

А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку, однако он сделал попытку классифицировать наиболее типичные стили, на основе которых создается все многообразие возможных вариаций стилей. Он выделил 4 типа стилей:

1. Полезный.

2. Правящий.

3. Избегающий.

4. Получающий.

По мнению одного из последователей А. Адлера Mosak G., внутри стиля жизни существует 4 вида убеждений:

1. Я - концепция - те убеждения, которые есть у человека, относительно себя самого.

2. Я - идеал (термин введен А. Адлером в 1912 году) - убеждения о том, каким человеку следует быть, или каким он обязан быть, чтобы занять свое место.

3. Картина мира - убеждения о том, что не является им самим и о том, что мир требует от него.

4. Этические убеждения - персональный свод правил о том, что правильно и неправильно.

Помимо, чувства неполноценности из- за принадлежности к женскому полу, это чувство может также возникать, когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом (“Я низенький; я должен быть высоким”).

К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между представлениями понятия себя и представлениями о мире (“Я слаб и беспомощен. Жизнь опасна”). Несоответствие между понятием себя и этическими убеждениями (“следует всегда говорить правду; Я лгу”) приводят к чувству неполноценности в моральной области. Таким образом, чувство вины представляет собой лишь один из видов чувства неполноценности.

Это разнообразие чувств неполноценности само по себе не является “ненормальным”. Было бы трудно спорить с наблюдениями Адлера, что жить это значит чувствовать неполноценность. Лишь только тогда, когда личность поступает так, как если бы он был неполноценен, обнаруживает симптомы, или ведет себя как “больной”, тогда мы видим признаки того, что в медицинском случае назвали бы “патологией” и что адлерианцы называют утратой веры в себя или комплексом неполноценности.

Наиболее упрощенно, чувство неполноценности является всеобщим и “нормальным”; комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно – “ненормально”. Первое может быть замаскировано или спрятано от посторонних глаз; второе представляет собой открытую демонстрацию неадекватности или “болезни”.

Стремление к превосходству

псевдокомпенсация реальная компенсация нормальные люди, если такие есть  
1. Уход в болезнь 2. Сила воды.
3. Лжец 4. Ленивец
5. Жестокий тиран 6. Комплекс превосходства
7. Самореклама.  
ненужные, никчемные Умрите и исчезните! социальный интерес пустые делатели добрых дел Невежественные путаники

Рис. 1

1. Реальная компенсация. Люди, которые спешно справляются со всеми тремя задачами жизни. Описания таких людей у А. Адлера отсутствуют отчасти потому, что эти люди не попадают в поле зрения психотерапевта, отчасти потому, что развитие никогда не бывает идеальным.

2. Ненужные, никчемные. Эмпирических описаний таких людей у А. Адлера также нет, однако, есть фраза, характеризующая их. "Что стало с теми, кто никогда не сотрудничал... кто спрашивал лишь: Что я могу получить от жизни? Они не оставили ни следа...."Им как бы сама Земля говорила: "Вы не годитесь для жизни. Умрите и исчезните!"

3. Пустые делатели добрых дел. Эти люди не развивают своих способностей, не преодолевают своих слабостей. Они стремятся делать другим добро, не подозревая о том, что это может обернуться злом.

4. Псевдокомпенсация. Этот стиль формируется у людей, которые стремятся к превосходству, но выбирают обходные пути для борьбы с трудностями. Их чувство превосходства - иллюзорно, однако сами они заворожены этой иллюзией. Это мастера мистификации. Псевдокомпенсации принадлежат несколько различных стилей, описанных А. Адлером.

Уход в болезнь.

Этот стиль по смыслу согласуется с фрейдовским понятием вторичной выгоды от симптома. Проявления болезни, несмотря на ограничения, которые им сопутствуют, помогают ребенку получить несколько преимуществ, таких как:

- право избегать активных действий и не решать свои проблемы;

- контролировать других людей;

- получать помощь и сочувствие людей, ничего для этого не делая.

Достигая этих выгод, человек получает возможность формировать свою среду, а не жить в реальности, доминировать в любых обстоятельствах, не прикладывая к этому почти никаких усилий.

Сила воды.

Это разновидность ухода в болезнь, при котором доминирование и контроль достигаются за счет постоянных жалоб, слез. Как писал А. Адлер, у этих людей комплекс неполноценности лежит на поверхности. Они не скрывают своей слабости, однако, за ней лежит желание иметь все самое лучшее, завышенные цели и ложные ценности.

Ленивец.

Лень, по-мнению А. Адлера, не дурная черта характера, а способ скрыть недостаток веры в себя. Ленивец лучше ничего не будет делать, для того, чтобы решить свои проблемы, чем будет рисковать остаться в проигрыше.

Лжец.

Ложь – еще одна попытка скрыть комплекс недостаточности, с помощью хитрости и обмана. Как правило, лживые люди вырастают в условиях воспитания суровыми и наказующими родителями. Лживость может служить для привлечения к себе внимания или манипулирования другими людьми.

Жестокий тиран.

Обычно этот стиль как один из возможных формируется у избалованных детей. Получая «удар» от мира, они могут мстить либо через слабость, либо становясь жестокими и мстительными. Это может проявляться на уровне семейной тирании или на уровне тирании своих подчиненных. Такие люди часто стремятся стать начальниками любого уровня. Крайний вариант такого стиля - "убийца".

Комплекс превосходства.

Грандиозная личность всегда таит в себе черты недостаточности. По образному выражению Е. В. Сидоренко человек с комплексом превосходства как бы гипнотизирует самого себя, пытаясь тем самым ослабить ощущение неполноценности.

Самореклама.

Ее целью является достижение одобрения со стороны других людей. Ребенок в детстве, когда пытается обратить на себя внимание родителя, просит подтверждения, а не одобрения или поощрения. Хотя зачастую получает именно последнее. Впоследствии из этого ребенка вырастет человек, который будет постоянно переживать о том, что о нем подумают другие и получит ли он их одобрение. Без этого такой человек чувствует себя неполноценным.

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА.

Один из важнейших диагностических этапов адлерианской психотерапии – анализ ранних воспоминаний клиента. Прежде, чем говорить о технике, следует взвесить все за и против этого метода.

Что считается ранним воспоминанием? Ранним считается воспоминание о событиях происходивших с человеком в возрасте до 8 лет. Для того, чтобы оказаться более точным в своей диагностике, следует собрать не менее 3-4 ранних воспоминаний. Задача психотерапевта понять с их помощью стиль жизни своего пациента, попытаться сформулировать его основную проблему, базисную ошибку.

А. Адлер писал о том, что ранние воспоминания невербальны, субъективны. Их нельзя воспринимать как то, что происходило реально, однако это проекция сегодняшнего взгляда на самого себя, окружающих, жизнь в целом, на то, что мы ожидает от себя, окружающих и жизни. Адлер также отмечал, что у клиентов со сходной проблематикой в ранних воспоминаниях звучат одни и те же темы.

Например:

- депрессивные расстройства – тема отвержения, покинутости.

- невроз навязчивых состояний – запреты;

- анорексия – удушающий родительский контроль и сцены, связанные с весом и едой;

невроз тревоги - страхи.

Свои исследования А. Адлер начинал с изучения ранних воспоминаний врачей и обнаружил, что у них часто звучит тема смерти, болезней, потерь. А. Адлер интерпретировал выбор профессии врача, как проявление страха смерти и попытка справиться с ним, приблизившись и изучив болезнь и смерть.

А. Адлер считал, что ранние воспоминания – это первое фундаментальное обобщение жизненных явлений, субъективная стартовая точка жизни. Чрезвычайно важным для клиента может оказаться его самое первое воспоминание, которое в обобщенной, символизированной форме несет информацию о нем и окружающем мире глазами маленького ребенка, о той точке отсчета, с которой началось его вступление в долгий путь развития и социализации.

Часто самое раннее воспоминание оказывается глубоко лежащим в детской памяти, и клиент рассказывает свои впечатления о более поздних событиях. Это тоже очень важно, т.к. каждое воспоминание представляет для человека что-то достопамятное. Оно как будто говорит ему: «Вот чего ты должен избегать!» или «Вот какова на самом деле жизнь!». Оппоненты А. Адлера часто говорят: «Как мы может проверить, действительно ли происходили те события, о которых говорит пациент?», Можно ли этому верить?

А. Адлер считал, что само по себе событие не так важно, как его переживание человеком, тот эмоциональный след и тот глобальный детский вывод о мире, который пациент пронес через всю жизнь. Более того, практика адлерианской психотерапии показывает, что по мере разрешения проблемы пациенты продуцируют ранние воспоминания с другими темами, а иногда уже звучавшая в терапии история видоизменяется, появляется другой вывод о жизни. В случае благоприятного течения терапии этот вывод более позитивный, конструктивный, просто более зрелый. В каждый данный момент жизни припоминается именно то, что связано в бессознательном человека с его актуальной проблемой, нынешним положением. Эти воспоминания и есть история жизни, которую каждый из нас начинает писать. Выводы, обобщения, которые человек выносит из ранних воспоминаний, могут в дальнейшем поддерживать его, утешать, предостерегать, продвигать к будущей цели, помогать справляться с фрустрацией и много другое. Однако, бывают выводы, которые поддерживают фиктивные цели и неадаптивный способ поведения, неадекватное восприятие жизни в целом.

А. Адлер считал, что самое раннее воспоминание по 2 причинам занимает исключительное положение.

1. В нем содержится фундаментальная оценка самого себя и своего положения.

2. Это субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он сам для себя создает.

Недостатки метода.

1. Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства, не помнит, какое воспоминание было первым. Такое забывание может означать сопротивление, связанное со страхом дезорганизации, страхом лишиться привычной социальной маски, стереотипа. Иногда человеку бывает страшно узнать о себе глубоко то, что он знает поверхностно. Возможно, что человек не готов к сотрудничеству из-за страха каких-либо изменений. Причин может быть много, в том числе недостаток доверия к терапевту или ощущение небезопасности ситуации терапии.

Как правило, детство таких людей не было безоблачным, а мы знаем, что человеку свойственно вытеснять (забывать) неприятные переживания.

Когда клиент не продуцирует ранние воспоминания, есть другой выход. Можно, например, спросить его о любимой в детстве сказке или истории. Можно расспрашивать о семейных легендах, историях, передававшихся из поколения в поколение.

2. Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем. Как правило, с течением процесса терапии, с углублением в проблематику, пациенты продуцируют более обобщенные воспоминания, они имеют меньше отношения к актуальной жизненной ситуации.

3. Еще одна важная деталь, а именно интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.

 

Мать.

1.1 Присутствие матери может быть у человека с жизненным стилем избалованного ребенка либо у тех, кто нуждался в большем внимании с ее стороны. Мать может присутствовать в раннем воспоминании людей, которые оказались хорошо адаптированными благодаря ей.

1.2 Отсутствие матери бывает у людей, живущих с ощущением. Что мать ими пренебрегала. Может быть так, что и ребенок не был привязан к ней или был неудовлетворен своей жизненной ситуацией. Отсутствие матери может быть связано с переживанием детронизации из-за рождения следующего ребенка.

Отец.

2.1 присутствие отца бывает связано с обращенностью в детстве ко второму родителю, в связи с неудовлетворительными отношениями с матерью, может быть, отец использовался как замещающая материнская фигура в связи с рождением второго ребенка. Часто в ранних воспоминаниях присутствует фигура отца у избалованных в детстве людей, которые восстают против строгого отца.

Сиблинги.

Присутствие сиблингов в раннем воспоминании может быть свидетельством:

· пережитой или переживаемой детронизации;

· несамостоятельности, зависимости от них;

· развитого социального интереса и сотрудничества, возможно неудачного.

Кузены, кузины.

Если в раннем воспоминании присутствуют двоюродные сестры или братья того же пола, что и автор, то это может быть свидетельством стремления к расширению поля социального действия. Если противоположного пола – то неудачи во взаимодействии с представителями противоположного пола.

3. Бабушки, дедушки.

Возможно бабушки и дедушки баловали автора воспоминания в детстве, «испортили ребенка». Если бабушки или дедушки появляются в дружественной атмосфере, но при этом исключены другие люди. То это может продемонстрировать недостаток социальной адаптации автора.

Посторонние.

Присутствие посторонних людей может быть отражением развитого социального интереса, сотрудничества, человек осознает себя частью общества, активно включен в него. Возможно, посторонние люди рассматриваются как источник опасности, исходящей о них или от мира вообще. Посторонние люди могут также символизировать проявление несамостоятельности и страха автора остаться в одиночестве.

Контент-анализ ранних воспоминаний предполагает также и анализ типа ситуации, представленной в раннем воспоминании. Итак, наиболее часто встречаются следующие типы ситуации.

1. Опасность, несчастные случаи, различные повреждения. Этот тип ситуации означает, что человек сосредоточен на негативных сторонах событий, на враждебности жизни.

2. Болезнь, смерть. Страх и стремление лучше подготовиться к встрече с этими событиями. Часто встречаются у врачей.

3. Проступки, кражи, сексуальные проступки. Если ситуация воспринимается как нечто привычное, следовательно свидетельствует об огромных усилиях избегать этого.

Для полноценного анализа раннего воспоминания. Необходимо обратить внимание на преобладающий вид чувствительности. А. Адлер писал, что трудности или дефекты зачастую становятся источником развития социального интереса и это может быть отражено в раннем воспоминании.

Важно обратить внимание на то, звучит ли в раннем воспоминании переживание ощущения принадлежности. Это можно определить по тому Я или Мы-ситуация представлена раннем воспоминании. Мы-ситуация является представлением более развитого социального интереса и сотрудничества, однако важно кто из персонажей представлен в раннем воспоминании. Например, только члены семьи или более широкий круг людей.

Таким образом, завершен первый этап контент-анализа ранних воспоминаний- категориальный анализ.

Второй этап – формирование гипотез, их анализ и исключение тех, которые опровергаются какими-либо элементами воспоминания.

Третий этап - представляет собой попытку поиска формулы жизненного стиля автора воспоминания. Можно воспользоваться готовыми формулами, представленными у А. Адлера (см. Тему «Стиль жизни») и его последователей и уточнить их применительно к индивидуальности автора, можно и попытаться сформулировать свою. Формула жизненного стиля может начинаться словами: «Жить – это…..», «Жизнь – это…»…

 

Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.

Стиль жизни.

Ребенок создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, “маленькому”, справится с “большим” миром. Стиль жизни включает в себя те стремления, долгосрочные цели личности, “формулировки” тех условий, личных и социальных, которые необходимы для “безопасности” личности. Последние также являются фикциями и, как привило, возникают в терапии в виде “Если бы только…, то я бы…”.

Используя свою “карту”, человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт. Она дает ему способность предсказывать и контролировать его. В этой связи Лоуренсе Франк (1939) пишет:

“личностный процесс можно сравнить с некоторым видом резинового штампа, который эта личность накладывает на каждую ситуацию, при помощи которого придает ту форму, которая требуется этой личности; поступая таким образом, она неизбежно игнорирует многие аспекты ситуации, которые для нее неприемлемы или избирательно реагирует на определенные значимые аспекты.

Стиль жизни - инструмент, который позволяет справиться с опытом, но он в значительной степени является бессознательным. Стиль жизни заключает в себе скорее когнитивную, а не поведенческую организацию. В качестве иллюстрации приведем убеждение “Мне нужно возбуждение”, которое может привести к выбору профессии актера, автогонщика, исследователя или привести к “поведенческому отреагированию”. Такого рода убеждение может в дальнейшем привести как к попаданию в затруднительные или волнующие положения, так и к участию в творческих мероприятиях или научным открытиям.

При одном и том же стиле жизни можно вести себя полезно или бесполезно. Вышеупомянутое различие позволяет адлерианцам проводить различие между психотерапией и консультированием. Первое, утверждают адлерианцы, имеет целью изменение стиля жизни; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.

Так как в адлерианской литературе достаточно широко обсуждаются жизненные цели в любви, в профессиональной и социальной деятельности, то здесь они не будут разбираться тщательным образом, разве что будут даны некоторые краткие комментарии. Льюис Уей подчеркивает, что “проблемы, которые они ставят, никогда не могут быть разрешены раз и навсегда, и требуют от личности непрерывного и творческого движения к адаптации”.

Любовь, подобно другим эмоциям, имеет когнитивные основы. Люди не являются “жертвами” своих эмоций или страстей. Они создают эмоции, чтобы помочь себе в достижении своих целей. Любовь представляет собой связующее чувство, которое мы создаем тогда, когда мы хотим сблизиться с людьми.

Хотя жизненные цели любви, профессиональной и социальной деятельности требуют решения, существует возможность избегать некоторых решений или откладывать их, если можно компенсировать это в других областях. “Даже успешные люди впадают в невроз из-за того, что они не являются еще более успешными”. Невротический симптом выражает “Я не могу, потому что я болен”; действия личности явно выдают “Я не буду, потому что может пострадать моя самооценка”. Хотя действия невротической личности соответствуют ее “частной логике”, она по-прежнему цепляется за “здравый смысл”. Человек знает, что ему нужно делать или чувствовать, но он “не может”. Адлер относит его к личности “да–но”. Эрик Берн в своей игре “Почему Вы этого не делаете – Да, но” ярко описал подобные межличностные маневры. Истоки невроза находятся в утрате веры в себя. Индивид избегает решения и откладывает его, или идет обходными путями, с тем чтобы “сохранить лицо”. Даже если он ожидает неудачу и подготовился к ней, он пытается спасти самооценку. Студент, страшащийся провала на экзамене, будет отказываться от учебы. В случае, если он все же провалится, ему просто следует держаться мысли, что он был ленив или невнимателен, но не глуп.

Психотическая цель превосходства часто оказывается гораздо выше, чем может быть достигнута смертным человеком. “Индивидуальная психология показала, что цель превосходства может быть зафиксирована только на таких высотах, когда личность, помимо потери интереса к чужим доводам, также утратила интерес к своему благоразумию и пониманию…, здравый смысл стал для нее бесполезным”. А. Адлер использовал термин “здравый смысл” в том же значении, в котором Г. С. Салливан говорил о “согласованном подтверждении”. В области псевдоработы личность назначает саму себя главврачом психбольницы. В псевдосоциальной области гипоманиакальный пациент напоминает бодрого экстраверта, а более тяжелый маниакальный пациент становится “уничтожителем имен” и “проглатывает” людей. Параноидальный пациент представляет, что другие люди представляют собой, его “поиск славы” манифестируется, если использовать фразу Карен Хорни, в виде мании преследования, что они тайно замышляют сделать что-то со мной. Он - центр внимания людей. Еще одним “решением” душевных псевдозадач является мания величия у психотически депрессивного пациента (“Я самый худший певец всех времен”) или мания величия шизофреника, который считает себя Христом. Сюда же можно отнести галлюцинации разговора с Дьяволом.

Впервые понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни это тот инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой.

Стиль жизни - это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность устремлений и те подходы, которые он использует в решении жизненных проблем. Стиль жизни можно рассматривать как:

- принятую человеком концепцию жизни;

- принятый им паттерн поведения.

Обычно стиль жизни складывается у ребенка приблизительно к 5 годам. Он характеризуется тремя параметрами:

- ранним формированием;

- ошибочностью;

- устойчивостью.

С самого раннего детства ребенок пытается делать выводы о том, что такое этот мир и каковы правила взаимодействия с ним. Эти выводы делаются им на основе субъективных переживаний, и во многом ошибочны, фиктивны, но переживаются человеком как истинные. Таким образом формируется образ мира в психике ребенка. Стиль жизни имеет и когнитивную составляющую. Это стремления, дальние цели, условия, необходимые для безопасности личности.

А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку, однако он сделал попытку классифицировать наиболее типичные стили, на основе которых создается все многообразие возможных вариаций стилей. Он выделил 4 типа стилей:

1. Полезный.

2. Правящий.

3. Избегающий.

4. Получающий.

По мнению одного из последователей А. Адлера Mosak G., внутри стиля жизни существует 4 вида убеждений:

1. Я - концепция - те убеждения, которые есть у человека, относительно себя самого.

2. Я - идеал (термин введен А. Адлером в 1912 году) - убеждения о том, каким человеку следует быть, или каким он обязан быть, чтобы занять свое место.

3. Картина мира - убеждения о том, что не является им самим и о том, что мир требует от него.

4. Этические убеждения - персональный свод правил о том, что правильно и неправильно.

Помимо, чувства неполноценности из- за принадлежности к женскому полу, это чувство может также возникать, когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом (“Я низенький; я должен быть высоким”).

К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между представлениями понятия себя и представлениями о мире (“Я слаб и беспомощен. Жизнь опасна”). Несоответствие между понятием себя и этическими убеждениями (“следует всегда говорить правду; Я лгу”) приводят к чувству неполноценности в моральной области. Таким образом, чувство вины представляет собой лишь один из видов чувства неполноценности.

Это разнообразие чувств неполноценности само по себе не является “ненормальным”. Было бы трудно спорить с наблюдениями Адлера, что жить это значит чувствовать неполноценность. Лишь только тогда, когда личность поступает так, как если бы он был неполноценен, обнаруживает симптомы, или ведет себя как “больной”, тогда мы видим признаки того, что в медицинском случае назвали бы “патологией” и что адлерианцы называют утратой веры в себя или комплексом неполноценности.

Наиболее упрощенно, чувство неполноценности является всеобщим и “нормальным”; комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно – “ненормально”. Первое может быть замаскировано или спрятано от посторонних глаз; второе представляет собой открытую демонстрацию неадекватности или “болезни”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.083 с.)