Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы социометрических процедур
Каждый тип процедур, перечисленных ниже, может применяться к любой группе независимо от уровня развития ее членов. Если применяемая процедура по форме ниже того уровня, который требуется для данной социальной структуры, результаты отразят неполную «инфраструктуру» данного коллектива. Адекватная социометрическая процедура должна точно соответствовать по сложности предполагаемой социальной структуре измеряемого коллектива. Один тип процедуры имеет целью вскрыть социальную структуру между индивидуумами путем простой записи их движения и положения в пространстве по отношению друг к другу. Эта процедура записи примитивных движений была применена в группе младенцев. При их уровне развития нельзя было применить успешно более сложную технику. Эта процедура вскрыла структуру, развивающуюся у ряда младенцев, между младенцами и ухаживающим персоналом и между младенцами и предметами, их окружающими в определенном пространстве, комнате. На ранней стадии развития физическая и социальная структуры пространства перекрещиваются друг с другом и соответствуют друг другу. На определенной точке развития структура взаимоотношений начинает все больше и больше отличаться от физической структуры групп, и с этого момента социальное пространство в своей зачаточной форме отличается от физического пространства. В этом случае социограмма представляет собой диаграмму положений и движений. Когда ребенок начинает ходить, возникает более развитая структура. Дети теперь могут направляться к лицу, которое им нравится, или удаляться от лица, которое им не нравится; направляться к предмету, который они хотят, или от предмета, которого они желают избежать. Фактор невербального спонтанного участия начинает оказывать более определенное влияние на структуру. Другой вид процедуры применяется в группах маленьких детей, которые до и после того, как они научились ходить, могут разумно пользоваться простыми словесными символами. Фактор простого «участия» субъекта становится более сложным. Субъект может выбрать или отвергнуть предмет или лицо, не делая никаких физических движений. Процедуры все больше усложняются, когда при установлении контакта дети подвергаются влиянию физических или социальных свойств других людей: пола, расы, социального положения и т. д. Фактор дифференцированного объединения означает новую тенденцию в развитии структуры.
До этого момента в ней выделялись и занимали определенную позицию только индивидуумы. Теперь же выделяются объединения индивидуумов и эти объединения занимают позицию группы. По мере того как развивается общество индивидуумов, количество критериев, на основе которых образованы или могут быть образованы объединения, значительно увеличивается. Чем более многочисленны и сложны критерии, тем сложнее становится социальная структура коллектива. Это небольшое количество примеров ясно показывает, что социометрическая процедура не является застывшим рядом правил, что она изменяется и приспосабливается к любой групповой ситуации по мере того, как таковая возникает. Социометрическая процедура должна соответствовать потенциальным возможностям субъектов в данный момент так, чтобы побудить их на максимальное спонтанное участие и максимум экспрессивности. Если социометрическая процедура не соответствует структуре коллектива в данный момент, мы можем получить только ограниченное или искаженное представление о ней. Участник-наблюдатель в социальной лаборатории, соответствующий научному наблюдателю в физической или биологической лаборатории, претерпевает глубокие изменения. Наблюдение движений и свободного объединения индивидуумов является ценным добавочным материалом, если известна основная структура. Но как может наблюдатель узнать что-нибудь об основной структуре коллектива, насчитывающего тысячу человек, если он пытается стать интимным товарищем каждого индивидуума в одно и то же время, участником каждой роли, которую тот играет в коллективе? Он не может наблюдать их, как наблюдают небесные тела, а затем составлять диаграммы их движений и реакций. Он упустит сущность ситуаций, если будет играть роль ученого-разведчика. Процедура должна носить открытый и явный характер. Члены коллектива должны стать в какой-то мере участниками проекта. Степень участия является минимальной, когда члены группы согласны только отвечать на вопросы относительно друг друга. Любое исследование, которое пытается с менее возможным максимальным участием членов группы вскрыть чувства, которые они питают по отношению друг к другу, является только приблизительно социометрическим. Приблизительно социометрические или диагностические процедуры весьма ценны на данном этапе развития социометрии. Они могут применяться в широких масштабах и, не выходя за определенные пределы, не причиняют неудобства участникам. Однако данные, полученные в приблизительно социометрических исследованиях, основаны на недостаточном стимулировании участников, которые не полностью выражают свои чувства. В приблизительно социометрических ситуациях участники редко действуют спонтанно. Разминка затягивается. Если спросить индивидуума, кто ваши друзья в городе, он может не назвать одно или два, наиболее важных в его социальном атоме лица, к которым он питает нечто вроде тайной дружбы и о которых он не хочет, чтобы знали.
Социометрист не отказывается от метода наблюдения группы, от изучения групповой формации извне. Однако это становится лишь частью более общей техники социометрической процедуры. Фактически социометрическая процедура является и действенной и наблюдательной в одно и то же время. Опытный социометрист будет постоянно собирать дополнительные данные экспериментов и наблюдений,— данные, которые могут быть существенным дополнением к его знанию изнутри социальной структуры группы в данный момент. Наблюдательные и статистические исследования, дополняющие и углубляющие анализ структуры, могут вытекать из социометрической процедуры. Переход от приблизительно социометрических к основным социометрическим процедурам зависит от методов создания стимула для более адекватного участия наблюдаемых. Если участнику-наблюдателю удается стать все меньше и меньше наблюдателем и все больше помощником и советчиком каждого индивидуума в группе в отношении его нужд и интересов, наблюдатель претерпевает изменения: из наблюдателя он превращается во вспомогательное лицо. Наблюдаемые лица, вместо того чтобы более или менее неохотно отвечать на вопросы относительно себя и других, становятся явными участниками проекта. Проект становится коллективным делом. Наблюдаемые становятся участниками и наблюдателями как своих, так и чужих проблем. Они становятся основными участниками в социометрическом исследовании. Они знают, что чем яснее и точнее они выражают свои желания, будь то в отношении партнеров по игре, соседей за обеденным столом, соседей по дому или коллег по фабрике, тем больше у них шансов занять положение в группе, которое больше всего соответствует их вожделениям и желаниям. Первым решающим шагом в развитии социометрии было вскрытие действительной организации группы. Вторым решающим шагом было применение субъективных приемов при определении этой организации. Третьим решающим шагом был метод, который придавал наивысшую степень объективности субъективным терминам благодаря функции вспомогательного ego. Четвертым решающим шагом было рассмотрение критерия (нужды, ценности, цели и т. д.), на основе которого складывается данная структура. Истинная организация группы может быть выявлена, если тест построен так, что он соответствует критерию, вокруг которого сложилась группа. Например, если мы хотим определить структуру рабочей группы, критерием будет являться отношение ее членов в качестве рабочих на фабрике, а не ответ на вопрос, с кем бы им хотелось пойти завтракать. Мы, следовательно, различаем существенный и вспомогательный критерии. Сложные группы часто формируются на основе нескольких существенных критериев. Если тест является приблизительно социометрическим или неадекватным, тогда он дает вместо действительной организации группы ее искаженную, менее дифференцированную форму, инфра-уровень ее структуры.
В работе социометриста можно различать несколько подходов: 1) исследовательская процедура, изучающая организацию группы; 2) диагностирующая процедура, классифицирующая положение в группе и положение групп в коллективе; 3) терапевтическая и политическая процедура, ставящая целью помочь индивидууму или группам лучше приспособиться к коллективу, и наконец, 4) полная социометрическая процедура, являющаяся синтезом Оформление и изучение социометрических данных Результаты, полученные при применении социометрической процедуры от каждого индивидуума, как бы спонтанны и важны они ни оказались, являются только предварительным материалом, а не социометрическими фактами. Нам надо сперва представить себе, как эти результаты связаны друг с другом. У астронома имеется вселенная звезд и других небесных тел, которая обозримо раскинулась в пространстве. География этих тел дана заранее. Социометрист находится в парадоксальной ситуации. Ему приходится строить и составлять план своей вселенной, прежде чем он может приступить к ее изучению. Был разработан способ составления плана — социограмма, которая, как это и должно быть, является большим, чем просто методом оформления материала. Прежде всего это метод изучения. Он делает возможным изучение социометрических фактов. Соответствующее положение каждого индивидуума и все взаимоотношения между индивидуумами могут быть отражены на социограмме. В настоящее время это единственно доступная схема, которая обеспечивает структуральный анализ коллектива.
Схема социальной вселенной необозрима для нас. Она становится обозримой путем нанесения на карту. Следовательно, социометрическая карта бывает тем полезнее, чем тщательнее и достовернее она отображает открываемые отношения. Так как важна каждая деталь, необходимо самое тщательное отображение. Проблема заключается не только в том, чтобы отобразить данные самым простым и кратким способом, но чтобы отобразить отношения так, чтобы их можно было изучать. Были разработаны многочисленные типы социограмм. Общим для них является то, что они отображают систему социальной структуры, а также положение каждого индивидуума внутри этой структуры. Один тип социограммы показывает развитие социальных конфигураций во времени и пространстве. Другие типы соци-ограмм дают моментальную и преходящую картину группы. Поскольку техника нанесения на карту является методом исследования, социограммы разработаны таким образом, чтобы дать возможноть выбрать из первичного плана коллектива мелкие части, перерисовать их и изучать их, так сказать, под микроскопом. Другой тип деривативной, или вторичной, социограммы получается, если мы выделим из плана коллектива большие структуры по их функциональному значению, например психологические сети. Карты сетей показывают, что на основе первичных социограмм мы можем разработать карты, которые позволят нам исследовать обширные географические области. Концепции и открытия Социометрия фактически возникла, как только мы оказались в состоянии изучать одновременно и социальную структуру в целом, и ее составные части. Это было невозможно, пока проблема индивидуума, а также связи индивидуума и его приспособления к группе оставались все еще нерешенными. Как только социальная структура возникла во всей своей целостности, стало возможно изучать ее малейшие детали. Таким образом, мы смогли описывать социометрические факты (описательная социометрия) и рассматривать функции специфических структур, влияние одних частей на другие (динамическая социометрия). Рассматривая социальную структуру какого-нибудь коллектива как целое, связанное с определенной местностью, с определенным географическим положением, например город, наполненный домами, школами, мастерскими, а также взаимоотношения между жителями в этой ситуации, мы пришли к концепции психологической географии коллектива. Рассматривая в деталях структуру коллектива, мы видим конкретное положение каждого индивидуума в ней, а также то, что ядро отношений вокруг каждого индивидуума является более плотным вокруг некоторых индивидуумов и более «тонким» вокруг других. Это ядро отношений является наименьшей социальной структурой в коллективе, социальным атомом. С точки зрения описательной социометрии социальный атом — факт, а не концепция, так же как в анатомии система кровообращения, например, является в первую очередь описательным фактом. Это стало концепцией, как только изучение развития социальных атомов подсказало, что они выполняют важную функцию в образовании человеческого общества.
В то время как некоторые части этих социальных атомов, по-видимому, остаются невскрытыми между участвующими индивидуумами, некоторые другие части объединяются с частями иных социальных атомов, образуя сложные цепи взаимоотношений, которые согласно терминологии описательной социометрии называются психологическими сетями. Чем старше и шире сеть, тем менее значительным, по-видимому, является индивидуальный вклад в нее. С точки зрения динамической социометрии эти сети обладают функцией создания социальной традиции и общественного мнения. Иначе следует описывать и в действительности труднее описать процесс, который привлекает индивидуумов друг к другу или который отталкивает их друг от друга. Это поток чувств, из которого, по-видимому, состоят социальный атом и сети. Этот процесс можно рассматривать как теле. Мы привыкли к мысли, что чувства возникают внутри организма индивидуума и что они в большей или меньшей степени связаны с людьми или вещами из непосредственного окружения. Мы привыкли думать, что эти конгломераты чувств возникают исключительно в организме индивидуума, в одной из его частей или в организме как целом, а также что физические и психические состояния после возникновения остаются навсегда внутри этого организма. Эмоциональное отношение к лицу или предмету называется привязанностью, или фиксацией. Но эти привязанности, или фиксации, рассматривались как чисто индивидуальные свойства. Это соответствовало материалистической концепции индивидуального организма как целого и — мы можем, пожалуй, сказать — соответствовало независимости его микрокосма. Гипотеза, что чувства, эмоции или идеи могут «составлять» организм или «возникать» в нем, по-видимому, несовместима с этой концепцией, а утверждения парапсихологии были легко опровергнуты, так как не подтверждались научными данными. Утверждение о коллективном единстве народа выглядит романтичным и мистическим. Сопротивление всякой попытке нарушить священное единство индивидуума коренится, с одной стороны, в идее, что чувства, эмоции, идеи должны покоиться в какой-то структуре, внутри которой они могут возникать или исчезать и внутри которой они могут функционировать или должны заглохнуть. Эти чувства, эмоции и идеи «оставляют» организм. Куда же они тогда исчезают? Когда мы обнаружили, что социальные атомы и сети имеют постоянную структуру и что они развиваются в определенном порядке, мы получили внеиндивидуальные структуры, и, вероятно, будет открыто еще много подобных структур. В данных структурах заключен этот эмоциональный поток. Но тут возникают новые трудности. Пока мы (в качестве вспомогательного едо) получали от каждого индивидуума результаты и материал, который нам был нужен, мы были склонны благодаря нашей близости к индивидууму рассматривать теле как исходящее от него по направлению к другим индивидуумам и предметам. Это, конечно, правильно в индивидуально-психологическом плане на предварительной стадии социометрического исследования. Но как только мы перенесли эти реакции в социометрический план и изучали их не в отдельности, а в их взаимоотношении, важные методологические основания заставили нас рассматривать это текущее чувство — теле — как межличную, или, более точно, социометрическую, структуру. Проецированные чувства бессмысленны с социометрической точки зрения, они требуют дополнения в виде «ретроецированных» чувств, по крайней мере в потенции. Одна часть не существует без другой — это континуум. В настоящее время нам нужно предположить, пока дальнейшие данные не заставят нас изменить и уточнить эту концепцию, что какой-то реальный процесс в жизненной ситуации одного лица чувствителен и соответствует какому-то реальному процессу жизненной ситуации другого лица и что имеется большое количество положительных и отрицательных степеней в этой межличной чувствительности. Теле между любыми двумя индивидуумами может быть потенциальным. Оно может стать активным,только когда эти индивидуумы приблизятся друг к другу или если произойдет соприкосновение их чувств и идей на расстоянии через какие-то каналы, например сети. Эти действия на расстоянии, или телеэффекты, оказались сложными социометрическими структурами, порождаемыми длинным рядом индивидуумов — каждый с различной степенью чувствительности к тому же самому теле: от полного безразличия до максимальной реакции. Таким образом, социальный атом состоит из многочисленных телеструктур. В свою очередь социальные атомы являются частями более обширной системы психологических сетей, которые связывают или разделяют большие группы индивидуумов в зависимости от их телеотношений. Психологические сети являются частями еще более крупной единицы психологической географии — коллектива. Коллектив в свою очередь является частью наиболее крупной конфигурации, психологической тотальности самого человеческого общества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.013 с.) |