Mantra for Apas, the water element



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Mantra for Apas, the water element



 

 


Глава 6. УМ И СОЗНАНИЕ

 

Йогины с незапамятных времен воспринимают тонкие вибрации и умеют различать и определять, где ум, а где сознание. Поскольку их чувствительность очень высока, они без особого труда воспринимают то, что другие не видят и не слышат. В царстве всего сущего они выделяли вибрацию сознания, которое многие отождествляют с умом. Но ум только инструмент сознания. Та способность, которая наделяет нас возможностью знать больше, чем ум и есть сознание.

Рассекая тело на части, вы можете увидеть мозг, но не найдететам ума. При помощи современной технологии вы, возможно, обнаружите прану. Но нет устройства, которое бы смогло измерить или вычислить степень ума, не говоря уже о качестве сознания.

 

Масштабы ума

 

Йога определяет ум как плод атма шакти или творческой силы сознания. В Бхагавад Гите Кришна сравнивает ум с каретой, тело и чувства - с лошадьми и атму с - кучером. Это три уровня, которыми мы оперируем. В свара йоге каждый уровень связан с определенным каналом нади. Пингала обуславливает понимание внешнего мира и побуждает тело к действиям, ида отвлекает ум от внешнего мира и погружает во внутренний мир самосознания, сушумна - канал для продвижения трансцендентального сознания.

Согласно Юнгу и другим современным психологам, ум классифицируется по трем уровням - сознательный, подсознательный и бессознательный. Йога их определяет соответственно терминами джаграт, свапна и сушупти. Пока сознание сковано рамками этих трех состояний, оно ослеплено опытом ума и тела. Но йога описывает и другой, четвертый уровень, где ум уже ничем не скован и ничто его не ограничивает. Здесь сознание перемещается в более высокое измерение, которое называется турия и находится вне досягаемости объективного или субъективного опыта.

Здесь уже нет индивидуальности, нет понятий «я» и «ты», нет прошлого, настоящего и будущего, а есть только единство и цельность. В этом состоянии индивидуальное сознание и прана возвращаются в космическое тело.

 

Три состояния сознания

 

В состоянии бодрствования (джаграт), внешний мир воспринимается посредством грубого физического тела (стхула шарира). Мандукья Упанишада говорит, что на этом уровне «наслаждение ограничивается видимыми объектами мира»(3). Джаграт приковывает к внешнему миру пятью цепями или пятью органами чувств (индриями) - ушами, глазами, языком, носом и кожей, а также пятью органами действия - руками, ногами, речью, репродуктивными и выделительными органами. Воспринимаемую информацию в состоянии бодрствования интерпретирует манас (мышление), буддхи (интеллект), ахамкара (эго) и читта (память). Все они непосредственно связаны с функциями пингала нади.

На более глубоком уровне сознание сталкивается с субъективным опытом в подсознательной области (свапна), когда погружается в состояние сновидений и фантазий. Это уже астральный опыт тонкого тела (сукшма шариры). На этом уровне сознание переваривает впечатления, полученные в состоянии бодрствования (джаграт), вновь переживая, иногда даже более интенсивно, те же ситуации. В подсознании нет объективного опыта чувств, это опыт спонтанного воображения и потому связан с мистическим каналом ида нади.

Когда ум погружается в бессознательное состояние, он входит в причинное или эфирное тело (карана шарира). Этот опыт сушупти также описан в Мандукья Упанишаде как состояние «сна без сновидений, без желаний в царстве интуиции»(5). Здесь уже нет ни грубого, ни тонкого ума, «их проглотило Я» и сознание не обусловлено уже ни временем, ни пространством. Однако еще остались копии и клише индивидуальности и «атман (душа) все еще блуждает в потемках». Бессознательная область остается обусловленной сушумной до тех пор, пока сознание не проснется полностью. Лишь после окончательного пробуждения от кошмара бдения и сна наступает подлинное просветление сознания.

Эти три состояния мы проносим сквозь всю нашу жизнь, так и не достигнув завершающего опыта. Однако опытные йогины обнаружили, что если полностью сосредоточить внимание на дыхании и пране, можно испытать все три состояния, не утрачивая осведомленности о каждом из них. Они даже могли переходить без ограничений из обусловленного состояния ума в состояние полного освобождения. Об этом также говорится в Мандукья Упанишаде, когда атма «забывает обо всех трех мирах - внешнем, промежуточном и внутреннем - и входит в турию, куда не проникает ни свет, ни мысль»(7). Состояние турий невозможно описать вербальными средствами эмпирического мира, который оперирует дуальностью. Индивидуальное сознание сливается со своим источником, безупречным Атманом.

Все эти уровни ума можно испытать одновременно, и цель йоги состоит в том, чтобы пробудить наше понимание каждого состояния и собрать воедино расщепленные области ума. Мы постоянно живем под прессом дуальности иды и пингалы. В то время как они управляют телом и умом, сознание также подвергается этим испытаниям. Поэтому свара йога стремится установить равновесие между идой и пингалой и активизировать канал сушумны, предназначенный для созревания чистого сознания.

 

Кто я?

 

Изменение в состоянии сознания вызвано различными физическими и тонкими факторами. Разница между одним состоянием и другим можно легко заметить на физиологическом уровне. Неврологи показали, что страдания и удовольствия, которые мы испытываем в каждом состоянии, являются только игрой тех химических процессов, которые происходят в мозгу человека. Так как же определить, какой уровень переживания является подлинным? Трудно узнать, где искать реальный опыт - в окружающей действительности или, быть может, в нашем подсознании? А что, если состояние бессознательности и есть реальный опыт? Возможно, что наш так называемый реальный опыт исходит из этих двух источников? Свара йога ясно говорит, что если мы извлечем концентрацию из дыхания и праны, то поймем, что мы и есть дыхание, а тело - это проявленное дыхание и сознание. Итак, возникает вопрос - КТО ЖЕ Я?

На сознательном уровне реальностью является физическое тело и ум, но на другом уровне они исчезают, и вы уже не сможете там сказать, что у вас тело и ум. Это напоминает историю с Чжуан Цзы, который заснул и ему приснилось, что он - бабочка. Когда он проснулся, то спросил: «Когда я сплю, я - бабочка, а когда бабочка спит, я - человек. Кто же я?». Ум и сознание могут принимать любую форму, которая в тот момент превращается в действительность. Поэтому свара йога советует - постарайтесь понять, что сознание в чистой форме и есть атма.

Современная наука, психология, и нейрохимия возможно уже открыли какие-то химические реакции, которые могут изменить наше сознание, но они до сих пор не могут точно определить, что же такое сознание. Они все еще не могут объяснить, как и каким образом сознание полностью освобождается от оков ограниченной индивидуальности. Пока что только йога способна практически решать проблему понимания более тонких областей сознания при помощи своих систем и технологий развития. Подлинная сущность сознания не расщеплена фрагментами, она едина и чиста, как сияние солнца.

 


Глава 7. ЗВУК И ФОРМА СВАРЫ

 

В свара йоге функция дыхания описана с научной точки зрения вполне корректно. Когда сознание поглощено дыханием, его движением, его звуками, оно становится тем транспортным средством, которое позволяет транзитом пересечь поверхностные уровни ума и получить более высокий опыт, свободный от влияния внешних чувств.

Йога и тантра объясняют, что дыхание вибрирует под воздействием праны. Но каждая вибрация сопровождается звуком. Поэтому и дыхание также имеет специфический звук, который можно уловить на специфическом уровне сознания. В Йоге Чудамани Упанишаде сказано: «Дыхание выходит со звуком ХАМ и входит со звуком СО. Поэтому каждый на протяжении 24 часов в сутки бессознательно и невольно повторяет мантру ХАМ-СО около 21.600 раз. Такое непрерывное повторение мантры называется аджапа джапа»(V.3132).

Далее в Упанишаде говорится о том, что если эту мантру сознательно сопровождать дыханием, звук мантры можно услышать внутренним ухом. Чуткое вслушивание в эту вибрацию освобождает человека от кармы и самскар. Чтобы исследовать это явление, необходимо практически испытать эффекты мантры дыхания на различных уровнях ума и сознания.

 

Диапазон звука

 

Звук, который мы слышим ушами и способность мозга реагировать на него - только один уровень восприятия. Если звуковые волны существуют на сознательном уровне, они должны также существовать на более тонких уровнях. Человеческое ухо имеет очень ограниченный диапазон восприятия. Известно, что кошки, дельфины, летучие мыши и многие другие животные имеют настолько острый слух, что могут воспринимать частоты, неслышимые в человеческом диапазоне восприятия. Чем выше частота, тем меньше способны наши внешние уши уловить эти тонкие колебания. Хотя мы не слышим тонких вибраций, они все же воспринимаются в более глубоких областях нашего сознания.

По мере того, как наше дыхание расширяется и становится более тонким, расширяется так же и порог нашего восприятия более тонких частот. Так постепенно человек начинает улавливать вибрации, исходящие поначалу из подсознания, затем из сферы бессознательности и, наконец, из сверхсознания, которое продуцирует трансцендентальные звуки. В обычном состоянии мы не способны воспринимать высшие вибрации, потому что мы их не осознаем и вследствие этого та часть ума, которая могла бы их воспринять, пока еще спит. Эти центры еще не активизированы. Но когда мы сможем оживить подсознательное восприятие, тогда услышим звуки подсознания. То же самое произойдет с бессознательностью и сверхсознанием.

Поэтому древние риши и йогины, которые при помощи медитации поднимались до более высоких уровней сознания, могли воспринимать звуки более тонких вибраций. Уже до вхождения в трансцендентальное состояние они слышали звук входящего и выходящего дыхания и то, что они слышали, был звук ХАМ СО ХАМ СО ХАМ.

Звук присутствует и в диапазоне турий, но в этом состоянии утрачивается чувство индивидуальности, которая могла бы зафиксировать этот факт. Это - звук вселенной, вибрация АУМ. В бессознательной области вибрирует ХАМ СО. Когда устраняется субъективность ограниченного ума, завеса между ХАМ (Шакти, индивидуальная джива) и СО (Шива, космическое сознание) исчезает, как иллюзия. Поэтому между звуком дыхания и различными уровнями сознания существует непосредственная связь.

 

Мантра дыхания

 

Что означает словосочетание мантра дыхания? Мантра не просто звук. Слово мантра состоит из двух корней: ман означает размышление и созерцание, а тра - освобождение. Когда трансцендентальная вибрация мантры отождествляется с дыханием, безграничное сознание освобождается из плена ограниченного ума. Мантра дыхания высвобождает прежде закрепощенные энергии, которые необходимы для очищения сознания. Это не религиозный подход, а вполне научный.

Корень ман означает также отражение (манана). Поэтому мантра приносит освобождение тогда, когда она отражается в дыхании, как в зеркале. Отражение звука в дыхании содействует пробуждению самосознания, и ум поглощается этим процессом самореализации. Когда проявляется эффект освобождения, сознание больше не связано с чувственным миром и сливается с вибрацией на более глубоких уровнях ума.

 

Янтра дыхания

 

Упанишады утверждают, что освобождение сознания от ума есть освобождение от самскар и кармы. Но что связывает ум и карму?

Каждый опыт пяти органов чувств и пяти органов действия сохраняется в подсознательном и бессознательном уме в особой геометрической форме, известной как янтра или архетип. Когда вы смотрите на объект или наслаждаетесь ароматом, когда что-то радует вас или печалит - память об этом сохраняется в символической форме, в которой сберегается весь ваш опыт, подобно тому, как молекула ДНК сохраняет весь ваш генетический код. Точно так же каждое переживание запечатлевается в особой символической форме, которая называется янтрой. Таким образом, мантра дыхания - это звуковая вибрация, а янтра - форма.

Повторение мантры дыхания подводит ум к подсознанию и затем погружает его в бессознательное состояние. Когда сознание погружено в глубокую сферу ума и не отвлекается на внешние раздражители, тогда возникает живой опыт - янтра дыхания. Поэтому концентрация на янтру помогает уму приблизиться к завершающей точке просветления.

Когда янтра воспринимается, как очевидная реальность - возникает энергетическая вспышка. Тантрические тексты также сообщают о том, что когда два противоположных полюса, Шива и Шакти, время и пространство, сливаются воедино в ядре Космического Яйца - происходит взрыв, который проявляет то, что мы называем словом Сущее.

 

Концентрация ума

 

Концентрация на мантру или янтру дыхания является одним из наиболее мощных интравертных методов для экстравертного ума и состоит из четырех стадий: отвлечение от внешнего мира и погружение в себя (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и, наконец, трансцендентность (самадхи).

Слово концентрация означает однонаправленность, сосредоточенность на одном, процесс увеличения силы путем уплотнения и сжатия объема восприятия. Эти четыре различные стадии олицетворяют диапазон между двумя полюсами - умом и восприятием. Во время пратьяхары два полюса времени и пространства начинают взаимно приближаться, отдаляясь от заурядной, обычной формы восприятия. В дхаране они встречаются, как противоположные заряды. В дхьяне приближаются еще ближе, а в самадхи происходит пламенный контакт в ядре Космическог Яйца. Происходит вспышка, и осмысление мантры отбрасывается назад, в реальность ограниченного ума. Так безграничное сознание покидает пределы ограничененого сознания при помощи индивидуального опыта, полученного в дар от СО ХАМ благодаря космическому эксперименту АУМ.

 


Глава 8. КОШИ

 

Тысячелетиями йоги говорят, что существо человека простирается далеко за пределы того, что его глаз может увидеть. Конечно, каждый осознает себя через способность думать и знать. Но существо человека нечто гораздо большее, чем материя и интеллект. Если б мы смогли взглянуть на наше тело и ум сквозь тонкое видение и если б мы смогли обнаружить еще одно тело позади нашего тела и еще один ум позади нашего ума - что бы мы увидели?

Прежде всего, мы увидели бы фундаментальную энергетическую структуру, от которой зависит жизнь физического тела. Далее, на более тонком уровне, мы все еще продолжали бы видеть жизнь, обусловленную умом и мышлением. За этим уровнем мы увидели бы, как оперирует более высокий тип сознания, которое мы называем интуицией. А за интуицией мы пережили бы восторг абсолютной реальности нашего существа.

Свара йога установила, что человек состоит из этих пяти оболочек (панча майя коша). Термин коша указывает на специфическую сферу бытия, а майя - из чего слагается это бытие. Так, например, первая оболочка аннамайя коша состоит из анна, т.е. пищи. Это физическое тело и мозг. Вторая оболочка пранамайя коша соткана из праны. Третья, маномайя коша, состоит из манаса или ума. Вигьянамайя коша пронизана интуитивным знанием. Анандамайя коша насыщена возвышенным опытом ананды или беспредельного счастья.

Опыт трех категорий ума - сознательного, подсознательного и бессознательного - испытывается в различных кошах. Каждая способность ума и тела состоит из материала соответствующей коши.

Все коши органично связаны между собой и постоянно влияют друг на друга. Пранамайя коша является промежуточным звеном между сознанием и подсознанием, а вигьянамайя - между подсознанием и бессознательностью. Каждый человек состоит из этих пяти кош - так что же можно сказать о восприятии физического тела, если оно представляет лишь четвертую часть полного диапазона опыта.


 

КОШИ ПСИХИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Аннамайя коша (питаемое тело) Сознающий ум Бодрствование Физический опыт
Праномайя коша (праническое тело)   Физиологиче­ ский опыт (пищеварение, кровообраще­ ние и др.)
Маномайя коша (ментальное тело) Подсознание Сновидение Опыт мышле­ ния и эмоций
Вигьянамайя Коша (интуитивное тело) Опыт психиче­ ского и при­ чинного тела
Анандамайя Коша (экстатическое тело) Бессознатель­ ность Глубокий сон Медитация Опыт гомо­ генный, бес­ сознательный

 

Культивируя свара йогу, мы должны физически ощущать дыхание в носу и действовать в соответствии с потоком свары, используя сознающий ум и физическое тело (аннамайю кошу). Управляя дыханием и праническим потоком и увеличивая его способности, мы стимулируем пранамайю кошу. Практика концентрации развивает маномайю. Выполняя тратаку на таттва янтру, мы пробуждаем вигьянамайю кошу. Но влиять на анандамайю без медитации невозможно, потому что в этой коше имеется только калька, энграмма[1] сознания, т.е. возможность функционирования.

Первая ступень свара йоги пробуждает пранамайю кошу, как промежуточное звено между телом (аннамайей) и умом (маномайей), после чего начинается продвижение в более тонкие области бытия. Дальнейшее пробуждение продолжается в рамках маномайи и вигьянамайи, как прелюдия к развертыванию потенциальных возможностей анандамайи. Такова эволюция посредством кош.

Сознание развивалось на протяжении многих воплощений, проявляя умственные и физические возможности. Здесь мы не ссылаемся на теорию Дарвина о естественном отборе, так как эволюция предполагает эволюцию сознания.[2]

При помощи материи сознание развертывает свои возможности и выходит за ее пределы, а не наоборот. Таким образом, эволюция сознания - это процесс преобразования материи. Если на первых стадиях эволюции сознания жизнь еще обусловлена законами природы, как только мы входим в сферу человеческого опыта - сознание развертывает свои новые возможности. Именно этот фактор дает возможность ускорить процесс нашей эволюции, а это уже йога. Вот почему свара йога очень важна, потому что она квалифицированно и эффективно подводит нас к более высоким вибрациям сознания, а, следовательно, и бытия.

Со временем материя преобразуется в энергию, а затем и в чистое сознание. Энергия - развитая форма материи, но этот медленный и непрерывный процесс в большой степени зависит от того, насколько естественное развитие человеческого тела подготовлено к этому процессу. Миллионы лет назад форма человека была такой же, как и сегодня. В зависимости от условий окружающей среды человек, возможно, был высоким или низким, толстым или худым. Правда, объем человеческого мозга вследствие неразвитости сознания был тогда сравнительно меньше, чем сейчас, но он и сегодня еще недостаточно развит, потому что (как говорит наука) в настоящее время функционирует лишь часть потенциальных возможностей человеческого мозга, а подавляющая часть его еще ожидает пробуждения. Это научно установленный физиологический факт, что часть мозга, контролирующая инстинкты - используется постоянно, в то время как лобная область - очень редко. Цель свара йоги и состоит в том, чтобы активизировать эти пассивные центры.

С точки зрения эволюции, наши умы все еще поглощены физической кошей аннамайей или царством материи. Однако высшие центры мозга могут взаимодействовать только с тонкими кошами. Пока современная наука знает немного об этих дремлющих центрах и только начинает проникать в те области, которые могут функционировать.

Человек должен активизировать оставшиеся девять десятых долей мозга и в этом нет сомнения. Таков процесс эволюции, и его современная наука может только ускорить. Полное пробуждение, однако, можно совершить уже сейчас, в течение одной жизни пяти кош, если регулярно практиковать йогу.

Подобно тому, как лед превращают в воду и далее в пар при помощи огня, так и ум можно преобразовать в чистое сознание при помощи очищающего огня йоги.

Методы йоги перестраивают внутреннюю систему тела таким образом, чтобы прана могла проникать всюду свободно, не встречая преград. Ресурсы праны необходимо увеличить настолько, чтобы они стали жизнеспособны и дееспособны. Только так мы сможем пробудить дремлющие зоны мозга. И здесь свара йога незаменима.

Эволюция – это возрастание субъективного понимания от материальной области до более тонких и более высоких уровней существования, где ум обретает осознанность и расширяется от аннамайи коши до вигьянамайи и даже до анандамайи. В этом цель йоги, а не в чем-то другом. Поэтому всем нам полезно понять эту науку древних риши, корректно интерпретировать ее и так интегрировать в нашу повседневную жизнь, чтобы советы риши можно было бы использовать в полной мере.

 


Глава 9. ПРАНА ВАЙЮ

 

Исследуя дыхание, свара йогины обратили внимание на то, что оно как бы волнами расходится по всему телу. Они смогли зафиксировать, как прана впитывается различными органами и распределяется по всему организму. Кроме того, они определили, как прана циркулирует, изменяется и приспосабливается к функциям каждой части тела или комплексу. Изучив различные моди фикации пранических потоков, риши классифицировали их и эту информацию сохранили Упанишады.

Прашна Упанишада, например, объясняет, что существует «ведущая прана, которая управляет другими пранами так же, как это делает король, направляя своих подданных в различные регионы своего королевства». Всего насчитывается десять вайю, но пять из них оказывают особое влияние на тело. Они известны как панча праны (пять пран): прана, апана, самана, удана и вьяна. Остальные пять вайю обладают меньшим потенциалом и потому их называют упа т.е. дополнительными.

Все вайю сотканы из пран джив (живых существ), и имеют много примесей. Каушитаки Упанишада говорит, что «каждая сущность имеет свою собственную прану, которая восходит к одной пране».

Тело, ум и чувства поностью зависят от праны. В Прашна Упанишаде рассказывается о том, как однажды чувства и ум провозгласили себя «полководцами» тела. Но прана сказала им: «Не обольщайтесь, пожалуйста, только я одна буду себя разрывать на пять частей и поддерживать всех вас». Сказав это, прана покинула тело. Ум и чувства также поспешили покинуть тело, как «пчелы, которые вылетают из ульев, когда вылетает матка, и возвращаются обратно вместе с маткой»(2:2,3,4). Таким образом, маха прана обуславливает каждую нашу мысль и каждое действие, в то время как остальные прана вайи выполняют ее волю.

 

Прана, апана и самана

 

Каждая вайю имеет свое направление пранического потока, который локализован в определенной части тела. Наиболее мощными потоками обладают прана (восходящий поток) и апана (нисходящий поток). Прана вайю функционирует в грудной области, стимулируя систему органов дыхания и усвоение праны. Когда диафрагма сокращается, в легких возникает вакуум и воздух вместе с праной естественно впитывается телом. Происходит вдох.

Противоположную функцию выполняет апана, которая локализована в области ниже пупа, ближе к тазу. Эта энергия выталкивания особенно активно функционирует в кишечнике и мочеполовом комплексе. Апана изгоняет из тела газы и испражнения. Все тело контролируется этими двумя важнейшими движениями праны и апаны. В течение дня более активна прана, а ночью активизируется апана. Дхьяна Бинду Упанишада говорит, что из-за праны и апаны джива или индивидуальная душа колеблется вверх и вниз, пойманная ловушкой противоположных сил. Джива сравнивается с птицей, которая привязана к своему насесту: куда бы она ни улетала - все равно возвращается назад.

Однако ключ к освобождению находится в самане, в третьей вайю, которая уравновешивает прану с апаной. Саманау называют «средним дыханием», которое локализовано между сердцем и пупом и выполняет свою основную функцию - ассимиляцию праны. С физиологической точки зрения самана возрождает жизнеспособность печени, поджелудочной железы, желудка и пищеварительного тракта. С точки зрения дыхания самана занимает промежуточное положение между вдохом и выдохом.

Самана связывает прану с апаной, нивелируя их встречные движения. Когда прана усваивается и сохраняется, жизненная способность тела возрастает. Поэтому Брихадараньяка Упанишада утверждает, что смерть убегает от того, кто увеличил среднее дыхание. Вот почему йогины культивируют кумбхаку (задержку дыхания), увеличивая интервал между вдохом и выдохом и таким образом объединяя прану и апану с саманой.

Пока прана продвигается вверх, а апана вниз - они никогда не встретятся. Совершенство йоги заключается в том, чтобы эти две вайю изменили свои направления в противоположные стороны. Лишь тогда они смогут встретиться с саманой в области пупа, когда прана начнет опускаться, а апана подниматься. Столкновение двух противоположных энергий продуцирует невероятную силу, которая вталкивает прану в канал сушумны, пробуждая сияние праны во всем теле, возвышенное сознание и просветление души. Так в самане воплощается великий тантрический принцип слияния двух противоположных сил, которые взрывают космическое ядро и рассеивают его созидательную мощь в бесконечном пространстве и времени.

 

Распределение пяти пран

(сверху вниз: удана, прана, самана, апана и вьяна)

Удана. вьяна и упа праны

 

После среднего дыхания активизируется удана, которая по утверждению Майтри Упанишады «поднимает и несет вниз то, что было съедено». Удану называют «верхним дыханием», потому что она локализована в горле и на лице, т.е. способствует глотанию и отражается в мимике лица и речи. Эта вайю также сохраняет силу мышц. Когда прана и апана сливаются с саманой, удана перемещается вверх и «достигает сахасрары чакры, устремляясь к высшим мирам» (Патанджали - Йога Даршана, 3:39).

Обычно удана доносит прану от саманы до вьяны, которая затем распределяет прану по всему телу, снабжая его питательными веществами, жидкостью и энергией.

Благодаря этому все части тела продолжают взаимодействовать и сопротивляться распаду. Дальнейшее продвижение праны сопровождается саманой, апаной и уданой под руководством вьяны. Таким образом, взаимосвязь этих пяти пран очень сложна. Сказано, что во время смерти, когда прана возвращается к себе, жизненные функции ума и чувств, как аспекты пранического выражения, уходят во вьяну. Это означает, что все праны взаимозависимы, но соединились при помощи вьяны.

Действия основных пяти пран корректируют другие пять пран - упа праны, которые как бы вносят в механизм тела «последние штрихи». Глаза смыкаются, но еще продолжают сохранять угасающее вожделение курмы. Крикара провоцирует голод, жажду, чихание и кашель, Девадатта - сон и зевоту, Нага - икоту и рвоту. Наконец, после смерти дханаджая расправляется с одиноким телом.

 

Праническое тело

 

Если бы мы могли теперь увидеть движения праны, то созерцали бы праническое тело. Иногда, когда человек умирает, люди воображают, что видели душу. Но в действительности они видели прану, которая покидала тело. Здесь нет ничего сверхъествественного, и не следует этого бояться, так как на наших глазах происходит вполне естественный процесс.

Физика описала тонкое поле, состоящее из заряженных частиц, которые принимают увеличенную форму физического тела. На структуру этого тонкого (астрального) тела могут оказывать воздействие как состояние внутренних органов и ментальная энергия, так и внешние электромагнитные поля. Мы же можем сказать, что здесь проявляется большая концентрация праны.

Праническое тело - это сгусток энергий, принявших очертания физического тела, которое излучается наружу, подобно тому, как свет электрической лампочки выходит за пределы ее стеклянного колпака. Но форма этих очертаний постоянно меняется, расширяясь и сжимаясь. Каждое ослабление жизненных функций любой вайи вызывает сокращение пранического тела, в то время как усиление этих способностей расширяет его. Мысли и эмоции также используют прану и праническое тело под влиянием настроения. Отрицательные мысли понижают прану и истощают ум, а положительные - расширяют и активизируют.

Фактически на праническое тело влияет весь наш жизненный путь, а пранические функции в свою очередь воздействуют на наши способности и отношение к жизни. Практикуя свара йогу, мы поймем принцип взаимодействия между пранами и умом и научимся жить и работать вместе с ними, а не против них.

Если мы отождествим наше осознание с природой пранического тела, то сделаем еще один шаг навстречу высшей Реальности. В Каушитаки Упанишаде сказано: «Только одна прана сознает и вдыхает жизнь в тело. Прана - это дыхание жизни. Что такое дыхание жизни? Это чистое сознание. Но что такое чистое сознание? Это дыхание жизни»(*3).

 


Глава 10. НАДИ

 

Присутствие положительно и отрицательно заряженных частиц, активизирующих тело и ум, дает нам возможность жить в этом мире. Но чудеса природы не ограничиваются этим. Человек открыл способ расщепления атомной энергии и выпустил ее наружу. Таким же образом он может высвободить большой энергетический потенциал внутри себя. В древности риши использовали свое знание первооснов для повышения пранической энергии и ускорения развития человеческого сознания. Единственная разница между древним и современным способом извлечения энергии заключается в том, что первые добывали ее из внутреннего источника, а вторые - из внешнего.

Праническое тело имеет такую же энергетическую структуру, как система атомного ядра, функционирующего на основе гидравлики и термодинамики. Под давлением воды или повышения ее температуры вращаются турбины, которые преобразуют эту энергию в электричество. Возникает мощное магнитное поле, силу которого можно сконцентрировать и сохранить в аккумуляторах. В йогических текстах говорится о том же: праническое поле человека можно зарядить дыханием, которое продуцирует энергию. Эту энергию можно направить в особые пранические аккумуляторы, которые называются чакрами, и накапливать ее там для дальнейшего благоразумного использования.

Мало накопить энергию - необходимо использовать ее рационально и эффективно. Электростанция направляет энергию подстанциям по высоковольным линиям. На подстанциях ее преобразуют трансформаторы высокого напряжения и направляют дальше потребителям. По такому же принципу работает и физическое тело человека. Только здесь проводниками энергии являются не кабели высокого напряжения, а нади.

 

Паутина нади

 

Физическое тело соткано из нади. Иногда систему нади называют нервной системой. Но такие авторитетные источники, как Чхандогья и Брихадараньяка Упанишады ясно сообщают, что нади - очень тонкие невидимые каналы. Слово нади восходит к санскритскому корню над, что означает поток. Нада - это резонатор тонких вибраций. В Упанишадах говорится, что нади пронизывают и насыщают праной или дыханием жизни все тело от пальцев ног до макушки головы и что источником жизненной энергии и всего сущего является Атман.

Паутина нади настолько безгранична, что даже йогические тексты сообщают различные данные. Например, Горакша Сатарка и Хатха Йога Прадипика называют 72,000 нади; Прапанчасара Тантра - 300,000; Шива Самхита - 350,000. Но независимо от точного числа нади, описание структуры везде одно и то же: их сравнивают с тончайшими лепестками лотоса, корни которого растут из основания позвоночника.

Чтобы определить, какова же природа нади, японский ученый Хироши Мотояма провел научное исследование и обнаружил устойчивые очаги электромагнитного напряжения, локализованного в непосредственной близости к нервной системе(*1). Ученый убежден, что он открыл нади и акупунктурные меридианы.

 

Десять главных нади

 

Любая электрическая цепь состоит из трех потенциалов: один положительный, другой отрицательный и третий нейтральный.

Аналогично внутри тела имеются три нади для проводимости энергии. Наука йоги отрицательный канал называет термином ида - это канал манас шакти или силы ума; положительный канал - питала, которая продвигает энергию прана шакти. Чтобы избежать короткого замыкания между + и - имеется третий канал сушумна в качестве заземления, укорененного в чакру земли муладхару, в которой дремлет могучая энергия, подобно огненной магме Земли, способной извергаться наружу. Однако цель сушумны состоит в том, чтобы приготовиться к прохождению духовной энергии, потенциал которой неизмеримо больший, чем у манаса или прана шакти. Для этого йогины разработали специфические методы активизации сушумны.

Из всех тысяч нади сушумна, как считают, наиболее важна. Шива Свародайя насчитывает десять главных нади, которые являются вратами входа и выхода из тела. Из этих десяти ида, пингала и сушумна определяются как важнейшие проводники высокого напряжения, текущего к подстанциям или чакрам, расположенным вдоль позвоночника. Остальные семь нади получили соответствующие названия: гандхари соединяется с левым глазом, хастиджихва - с правым глазом, пуша - с правым ухом, яшасвини - с левым ухом, аламбуша - со ртом, куху - с органами размножения и шанкхини - с прямой кишкой. Другие Упанишады называют приблизительно от 14 до 19 важных нади и включают джихву, курму, пайясвини, сарасвати, саумья, шура, варуни, виламбха и вишводари. О природе и функциях этих нади рассказывает и свара йога, так для всех практических целей каждому приходится концентрироваться на иде, пингале и сушумне, поскольку они управляют всей системой каналов и жизнедеятельностью тела.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.032 с.)