Каково понимание измерительной шкалы и критериев её классификации. Каково понимание классификации измерительных шкал по видам отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каково понимание измерительной шкалы и критериев её классификации. Каково понимание классификации измерительных шкал по видам отношений.



Каково понимание измерительной шкалы и критериев её классификации? Каково понимание классификации измерительных шкал по видам отношений?

Каково понимание классификации измерительных шкал по видам используемых аналитических операций? Каковы понимание простой номинальной шкалы, аналитических операций с неё и правил её построения?

 

 

Простая номинальная шкала или шкала Наименований – представляет собой линейку, посредством которой измеряются качественные свойства единиц исследования, их видовое многообразие. С помощью этой шкалы можно измерить изменения в структуре свойств, но нельзя измерить изменения в их интенсивности.
Правила построения для простой номинальной шкалы
• Правило непротиворечивости
Объект может быть отнесен к одному и только одному классу явлений.
• Правило единого основания классификации
• Правило полноты
Не должно быть ни одного объекта, не поддающегося отождествлению. Шкала должна отражать все многообразие измеряемых явлений и не иметь тех значений, которые не присущи явлению.

 

Каковы понимание частично упорядоченной шкалы, аналитических операций с неё и правил её построения?

Частично упорядоченная шкала - представляет собой линейку, посредством которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении, устанавливает отношения последовательности «больше-меньше» между несколькими, но НЕ ВСЕМИ ИЗ КЛАССОВ ИЗМЕРЯЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.
Данная шкала является промежуточной между простой номинальной и порядковой шкалами и используется тогда, когда нельзя полностью упорядочить явление по какому либо свойству.

 

Каковы понимание порядковой шкала, аналитических операций с неё и правил её построения?

Порядковая шкала - представляет собой линейку, посредством которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении.
Эта шкала устанавливает отношения последовательности «больше-меньше» между ВСЕМИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ КЛАССАМИ ИЗМЕРЯЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ. С помощью этой шкалы можно измерить изменения в интенсивности присутствия свойства у отдельных единиц исследования в КАЧЕСТВЕННОМ выражении.hПринцип построения: максимум различий между единицами исследования при переходе от одного ранга (балла) к другому
Существует два вида порядковых шкал: ранги и баллы. Ранги – это приписывание измеряемому состоянию явления места в ряду других состояний. Баллы – это приписывание измеряемому состоянию явления оценочного значения в соответствие со шкалой оценки.
Особенности шкалы: Интервалы между градациями в шкале порядков не равны - порядковые числа обозначают лишь последовательность единиц исследования по интенсивности присутствия свойств. • Суммирование оценок • Поиск средней тенденции с помощью медианы, которая делит ранжированный ряд пополам.• Корреляция рангов – наличие или отсутствие связей в двух рядах признаков

 

5. + 9 +8

Метод экспертных оценок в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности

21 Янв 2011 admin Рубрика: Социология | Комментарии отключены

В социологии применяется широкий круг приемов измерения путем построения различного рода шкал: выбор той или иной категории из серии предложенных в шкале, ранжирование объектов по степени важности для респондента, попарное сравнение.

Помимо этих основных приемов используются многочисленные их модификации и другие более специальные процедуры: построение шкал методом экспертных оценок, метод суммарных оценок, шкалограммный анализ, семантический дифференциал.

Метод экспертных оценок Основан на обработке субъективных суждений экспертов (судей). Измерение в этом случае состоит из двух процедур: 1) построение шкалы, то есть определение шкальных весов признаков, и 2) оценивание респондентов по этим шкалам.

В основном, применяются два метода определения шкальных весов признаков:

метод парных сравнений метод равных интервалов.

1. Метод парных сравнений Основан на методике разработанной Тёрстоуном в 20-х годах. Сущность этого метода заключается в том, что экспертам предлагается произвести попарное сравнение объектов с тем, чтобы установить в каждой паре предпочтение. Допустим, что надо построить шкалу для выяснения отношения респондентов к таким социальным ценностям как «интересная работа», «высокий доход», «здоровье», «самостоятельность». Обозначим каждую из этих ценностей символами А1, А2, А3, А4. из них образуем пары А1А2, А1А3, А1А4, А2А3, А2А4, А3А4. Всего получится k (k-1)/2 парных комбинаций, в данном случае пар. Эти пары предъявляются экспертам (20-30 человек) на отдельных карточках в случайном порядке.

Результаты опроса заносятся в специальную таблицу. Предпочитаемый признак в каждой паре получает 1, имеющий меньшее значение – 0, а при отсутствии предпочтения (i=j) каждому проставляется по 0,5. Числа накопления по каждому признаку делятся на число экспертов и заносятся в новую таблицу. По которой и рассчитывается относительный вес каждого признака (см. Рабочую книгу социолога, 1983, с. 240-241).

2. Метод равных интервалов Используется вместо метода парных сравнений, когда число пар большое. Основная идея и отличие его от метода парных сравнений состоит в том, что большой список суждений, записанных на карточках, (100-200) об изучаемой характеристике (например, отношение школьников к учебе) предлагается экспертам разложить на 7, 9 или 11 категорий, ранжированных по степени важности. Интервалы между категориями должны быть субъективно равными, то есть эксперту должно казаться, различия по степени предпочтения между суждениями любых двух смежных категорий равны.

Каждое суждение заносится на отдельную карточку, и предъявляется экспертам (50-300 человек) для упорядочения. Экспертов просят разложить карточки на 7, 9 ил 11 групп так, чтобы в первую группу помещались карточки с суждениями, максимально соответствующими негативной установке к объекту исследования, в следующую среднюю помещались корточки с нейтральными утверждениями и в последнюю откладываются карточки с утверждениями, соответствующими максимально положительной установке предполагаемого респондента. Таким образом, эксперты должны руководствоваться не своим мнением, а оценкой того, какой направленности и интенсивности должна быть установка индивида к исследуемому объекту.

После того, как судьи провели сортировку, необходимо оценить каждое суждение с точки зрения его соответствия шкале и установить вес суждения на шкале. На этом этапе построения шкалы суждению, помещенному данным экспертом в некоторую категорию приписывается число, совпадающее с номером этой категории. Затем вычисляется медиана распределения оценок данных всей группы экспертов для каждого суждения.

В итоговую шкалу отбираются суждения, которые, во-первых, сравнительно равномерны по все шкале (по медиане), во-вторых, обладают сравнительно небольшим квартильным отклонением.

В окончательном виде шкала содержит пятнадцать-тридцать суждений, каждое из которых имеет свой вес.

Три основные группы функций эксперта и их реализация методами получения и обработки экспертного знания.

Три основных группы функций эксперта и их реализация

Способы и критерии отбора кандидатов в эксперты.

Методы отбора экспертов

1. Основные принципы отбора экспертов. Требования к статусу эксперта.

2. Характеристики компетентности экспертов.

3. Методы отбора экспертов.

 

В качестве экспертов могут быть представители разных структур, имеющие разные статусы. Все зависит от того, какую экспертную info мы хотим получить.

В начале необходимо определить статус эксперта:

1. Представители всех ветвей власти (федеральные, региональные, местные). Особенность – сложнодостижимые эксперты. Info о нормативах, о регламентах, о законах, определяющих область деятельности, которую мы изучаем (нормативная и правовая info).

2. Представители общественных, религиозных организаций, работники СМИ, которые обладают менее обобщенными знаниями по проблеме. Специалисты, которые профессионально занимаются формированием актуальной проблемы дня => важность info от них, т.к. эта info обладет легитимностью и актуальностью в текущий момент.

Это высшие уровни экспертизы (политическая элита).

 

1. Специалисты, топ-менеджеры, профессионалы отрасти (профессиональная элита).

2. Уровень узких специалистов, практиков, обладающих знаниями по конкретным проблемам.

Основные принципы работы экспертов:

Прежде чем приступить к отбору экспертной группы, необходимо разработать представление о том, какую info мы хотим получить.

1. Принцип добровольного участия экспертов: необходимость получения согласия эксперта на участие в исследовании при условии, что получаемая info не будет носить статус конфиденциальности. Это уникальные знания, работа на благо решения проблемы → формирование мотивации. Эксперт- профессионал, заинтересованный в info → обещание предоставить ему результаты экспертизы.

2. Принцип авторства: эксперты обязуются нести полную ответственность за предоставленную info.

3. Принцип вознаграждения: работа экспертов должна достойно вознаграждаться (стоимость рабочего дня эксперта).

4. Принцип персональной ответственности за предоставляемую info.

Методы отбора экспертов.

Зависят от характера info и масштабов экспертной проблемы (в масштабах какого объекта решается проблема). Проблема: мировая, государственная, региональная\муниципальная, отраслевая, уровень конкретного предприятия.

Группы методов:

1. Методы отбора экспертов для локальных объектов:

1.1. Метод назначения. Самый распространенный метод для локальных объектов. Это приказ руководителей об участии => нарушение принципа добровольного участия. Особенность – min затраты на подбор экспертов (+). В эту группу попадают лица, лояльные администрации → оценка может совпадать с частным мнением руководителя (-). Попадают специалисты, обладающие повышенной социальной активностью, но не всегда компетентные (-). Смещение экспертной группы в сторону специалистов, не склонных к конфликтам, к открытым выступлениям в сторону администрации (-).

Min недостатков:

1 Включение в составление экспертной группы помимо топ-менеджера руководителей подразделений (коллегиальность принятия решении).

2 Возможность оговаривать с руководством дальнейшего участия экспертов в реализации решений (формирование личной заинтересованности экспертов в работе).

1.2. Социометрический метод. Обеспечение потенциальной возможности участия в экспертизе всех по социометрическому критерию отбора, связанному с проблематикой экспертизы. Персонал совершает выбор. Нарастание напряженности в коллективе (-).

2. Методы отбора экспертов для масштабных объектов:

2.1. Метод «снежного кома». Рабочая группа с заказчиком определяет исходный список экспертов. Эксперты должны обладать max уровнем компетентности, они назначают из своего круга знакомых людей того же уровня компетентности или более высокого уровня. Прекращается составление списков, когда info о возможных экспертах перестает поступать.

2.2. Метод квотного выравнивания. Равное представительство в группах экспертов. Размер этой группы зависит от: 1) характера и количества областей знания, которые должны быть представлены; 2) бюджета.

Специфика групп по методам:

1. Получаем группы со сложившимися отношениями => очень высокое влияние.

2. Нет устойчивых межличностных отношений => нет давления авторитетов.

Разведывательное.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения методом:

- ответов опрашиваемых на вопросы анкеты;

- интервью;

-записей исследователя в карточках наблюдения и др.;

подлежащих дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о таком методе, как:

- экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным использовать метод:

- группировки;

- классификации и др.

элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы:

- основные и неосновные;

- временные и постоянные;

- управляемые и неуправляемые;

- контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться такие методы, как:

- различные формы опроса;

- анализ документов;

- наблюдения.

Естественно, это требует умения взаимосвязывать, `стыковать` информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Эксперимент – так же метод аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению `поведения` тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

 

Каково понимание измерительной шкалы и критериев её классификации? Каково понимание классификации измерительных шкал по видам отношений?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.191 с.)