ТОП 10:

Окончание «холодной войны», г» Распад советского блока д1



Советский Союз проиграл «холодную войну», так как его эко-п номика не выдержала колоссальных нагрузок. Поражение это по-в1 ставило крест на идее мировой революции, которой жило советское руководство с 1917г. Горбачев выдвинул концепцию «нового по­литического мышления» и заявил о «приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми». Кремль был вынужден отказаться от стремления к господству над миром. Пойти на это заставило не только поражение в «холодной войне», но и реальная угроза ядер­ного самоуничтожения человечества. Новая внешнеполитическая доктрина исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависи­мом и целостном мире, когда решить международные проблемы, обеспечить мир стало возможным только общими усилиями, сооб­ща.

Для проведения нового внешнеполитического курса в июле 1985 г. руководитель МИД А. Громыко был заменен Э. Шевард­надзе, а в ЦК КПСС этот участок работы поручен А. Яковлеву. Но по всем ключевым вопросам принимал решения лично Горбачев. Новое руководство видело три основных направления внешней по­литики: нормализация отношений Восток-Запад через разоруже­ние; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.

Добиться нормализации международных отношений и смягче­ния напряженности можно были лишь совместными усилиями со странами, занимающими ключевые позиции в мире. Поэтому новое советское руководство уделяло особое внимание переговорам с администрацией США. Начались регулярно проводимые встречи

на высшем уровне: М. Горбачев и Р. Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1985 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (де­кабрь 1986 г.), Москве (июль 1988 г.). Результатом сложных пере­говоров стало подписание 8 декабря 1988 г. исторических соглаше­ний об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия.

Постепенно менялся климат отношений между Востоком и За­падом, исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта. На Западе возрастали интерес и симпатия к СССР, лично к Горба­чеву. Последовали другие конкретные шаги: Горбачев принял ре­шение о выводе из Афганистана советских войск. Совместными усилиями с Западом удалось урегулировать конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, в Юго-Восточной Азии. СССР от­казывался от поддержки правящих режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила совместно с Западом в обуздании агрессии Ирака про­тив Кувейта. Общий климат нормализации отношений между За­падом и Востоком положительно сказался и на отношениях СССР с Китаем- Этим же целям послужил и визит Горбачева в Пекин в мае 1989г.

Перестройка в СССР оказала самое непосредственное влияние на перемены в странах Восточной Европы. Здесь набирало силу демократическое движение, которое вылилось в массовые выступ­ления, в результате которых в 1989-1990 гг. во всех странах Вос­точной Европы рухнули коммунистические режимы, почти везде державшиеся на советских штыках. На путь рыночных реформ вступил Вьетнам. В ноябре 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символизирующая противостояние Запада и Востока. Этот акт свидетельствовал завершение коммунистической эры. В 1990 г. коммунисты проиграли выборы в ГДР, и она вошла в состав ФРГ, была восстановлена единая Германия. Вполне естественно, что со­ветское руководство, не способное поддержать порядок в собст­венное доме, утратило контроль и над своими сателлитами. Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Со­вет Экономической Взаимопомощи. Это означало распад советско­го блока. Таким образом, за два-три года в Восточной Европе про­изошли неожиданные для советских реформаторов радикальные изменения. Сдача позиций сопровождалась нападками консерва­тивных сил на Горбачева, Яковлева, Шеварднадзе, якобы проводя­щих «проамериканский» курс, разваливших «систему социализма».


Несмотря на поворот от конфронтации к сотрудничеству и от­каз от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и противоречиво. Советское руководство часто следовало своей прежней тактике, пытаясь как-то противо­поставить, разъединить США от их союзников. С одной стороны, оно заявило о деидеологизации международных отношений, с дру­гой - верно следовало (часто в ущерб стране) принципам «социа­листического интернационализма». С 1986 по 1989 гг. объем без­возмездной помощи зарубежным странам составил почти 56 млрд. инвалютных рублей. Из этой помощи 22 млрд. рублей приходилось на долю Кубы. Некоторые инициативы имели явную пропаганди­стскую направленность, например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

Однако влияние идеологических принципов на внешнюю поли­тику СССР постепенно ослабевало. Тем более, что ухудшение эко­номического положения в СССР заставило его руководителей идти на все большие односторонние уступки Западу в надежде получить экономическую помощь и политическую поддержку. В целом СССР проявлял инициативы в переходе от конфронтации к сотрудничест­ву, выступал лидером радикальной перестройки международных отношений, приведшей к окончанию «холодной войны»

Контрольные вопросы:

1. В чем состояла объективная необходимость перемен в советском обществе?

2. Почему попытки «совершенствования социализма» завершились неудачей?

3. В чем проявлялся переход к смене общественного строя? Анализ принципиальных перемен в экономике и политической системе.

4. Назовите причины распада СССР. Что знаете о судьбах империй в истории человечества?

5. В чем выражалась новая внешняя политика Горбачева?

6. Назовите причины краха коммунистических режимов и распада со­ветского блока.

 

ГЛАВА 11. РОССИЯ НА ПУТИ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ

(1991-2001 гг.)

 

Переход к рыночным реформам. - Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. - Первая Чеченская вой­на. -Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кри­зиса. - Вторая Чеченская война. Избрание Президентом В. В. Путина. - Внешняя политика.

Переход к рыночным реформам

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководя­щего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гаве­ла в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последст­вия. После августовского путча 1991 г. на ключевые государствен­ные посты в центре и на местах пришли в основном вчерашние но­менклатурные работники, а настоящих демократов, бывших дисси­дентов, боровшихся с тоталитаризмом, не было. Имея ограниченный реформаторский потенциал, эти «демократы» не способны были правильно организовать переустройство общества.

К концу года сложилась катастрофическая экономическая си­туация: сокращалось производство, росла инфляция, отсутствовали валютные резервы, возник невиданный дефицит потребительских товаров и продовольствия. Последнее люди получали по талонам или добывали из-под полы. Имелись два выхода из этой ситуации -военный коммунизм либо экономическая свобода. Е. Гайдар, на­значенный Ельциным исполняющим обязанности премьер-министра, выбрал второй.

2 января 1992 г. были отпущены цены, их государство больше не контролировало, предоставив на волю рыночных сил. Такая мера, названная «шоковой терапией» Гайдара, возможно, спасла страну от голода, но резко усилила инфляцию - цены взлетели в сотни раз. За год они выросли на 2400%. Примерно на 20% сократились нацио­нальный доход и промышленное производство. Уменьшилось по­требление населением мяса, молока, молочных продуктов, рыбы и др. Либерализация цен ударила в первую очередь по работникам бюджетной сферы.

Была начата и другая радикальная реформа - приватизация го­сударственной собственности. Руководство ею осуществлял Коми-203

тет по управлению государственным имуществом во главе с А. Б. Чубайсом. Каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей и право обменять его на акции предприятий. Однако, из-за безудержной инфляции, потери сбережений населения и т.д., ваучеры превратились в символиче­ские бумажки. Вместо естественной приватизации за деньги осу­ществлялась «номенклатурная приватизация». Это была беспреце­дентная в мировой истории дележка собственности, которая зако­номерно породила огромное имущественное неравенство и высо­кую преступность (коррупцию, рэкет, заказные убийства).

К бесплатной приватизации еще добавились: длительный раз­рыв между внутренними и внешними ценами на основную продук­цию нашего экспорта, озолотивший всех наших привилегирован­ных экспортеров; многомиллиардные таможенные льготы по им­порту равного рода «афганским», «спортивным» организациям, православной церкви; многочисленные каналы беспроцентного или льготного кредитования бюджетными деньгами «своих» клиентов через «уполномоченные» ими банки. Таких откровенно крими­нальных методов «первоначального накопления» общество не ожидало. Появилось даже выражение: «Меня назначили миллиар­дером». По данным бывшего советника правительства РФ, амери­канского экономиста А. Ослунда, только в 1992 г. люди, торговав­шие сырьем и нефтью, прикарманили 24 млрд. долларов, а благо­даря сохранению разных курсов валют по отношению к рублю олигархи заработали 12, 5 млрд. долларов.

В политической области после провала путча ГКЧП происхо­дил демонтаж тоталитарной системы, прежде всего её несущей части - КПСС. В январе 1992 г. руководители КП обратились в Конституционный суд России с предложением оценить конститу­ционность указов Ельцина о запрете КПСС и национализации её имущества. Суд принял компромиссное решение о правомочности указов Президента в части, запрещающей деятельность руководя­щих структур КПСС и КП РСФСР, и подтвердил право граждан России, придерживающихся коммунистической идеологии, на объ­единение их по территориальному признаку. После этого началось воссоздание партийных организаций.

В начале 1992 г. прошел конгресс национал-патриотических сил. И коммунисты, и национал-патриоты выступали с позиций либо принципиального отрицания рынка, либо его жесткого государст­венного регулирования. Они подвергали резкой критике правитель-

ство Гайдара, называя его не иначе как «оккупационное», прави­тельство «национальной измены» и т.д.

В декабре 1992 г. обострение борьбы особенно заметно прояви­лось на VII съезде народных депутатов России. Деятельность прави­тельства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Предсе­дателем Совета Министров стал бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В. Черномырдин. 25 апреля 1993 г. был проведен референдум, в ходе которого 62% участников заявили о доверии Президенту Ельцину, но и не выступили за переизбрание состава Съезда народных депутатов. Итоги референдума оказались неожиданными для оппозиции и не устраивали её. 1 мая 1993 г. про­изошло столкновение демонстрантов - оппозиционеров с милицией,, с обеих сторон были пострадавшие, один милиционер был убит.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.006 с.)