Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иконопись эпохи Ивана Грозного. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Другое направление стилистических поисков демонстрирует практически современная предыдущему памятнику икона «Воскресение – Сошествие во ад» (№ 11), происходящая из праздничного чина иконостаса неизвестного храма в Новгородской земле. Ее композиция сама по себе не несет ничего принципиально нового, восходя к иконографическим решениям первой половины XV века. Однако уже колорит этой иконы, с помощью которой можно представить цветовое великолепие ныне утраченного ансамбля, свидетельствует о его принадлежности к совсем иной эпохе: фон имеет насыщенный сине-зеленый цвет, с ним контрастируют нежные бледно-желтые горки с цветными притенениями, вся поверхность иконы переливается многообразными оттенками. Тональному богатству соответствует изысканное графическое решение сцены с тающими горками и фигурами, которые образованы характерными оплывающими линиями (особенно выразительны движения Христа, осторожно ступающего по поверженным адским вратам и осторожно склоняющегося к Адаму), а также мягкая, сглаженная пластика ликов. Это признаки знакомства иконописца с развитой каллиграфической манерой лучших произведений второй четверти XVI столетия – таких как новгородские иконы и миниатюры рукописей, созданные по заказу архиепископа Макария (1526–1542), будущего всероссийского митрополита и одного из ведущих идеологов эпохи Ивана Грозного. В собрании М.Е. Елизаветина находится выдающийся пример искусства этого круга, уже обративший на себя внимание специалистов и любителей русской иконописи, – житийный образ св. Екатерины 1530–1540-х годов (№ 13). Этот памятник важен как благодаря своим художественным качествам, недвусмысленно указывающим на его принадлежность к новгородской иконописи макарьевского времени, так и благодаря иконографии, выразительно передающей основные культурные тенденции эпохи Ивана Грозного – внимание к византийскому наследию и святыням православного Востока, воплощенное в новых формах, неизвестных собственно византийской традиции. В среднике иконы изображено предсмертное моление святой Христу за людей, которые призывают ее имя (этот эпизод Жития Екатерины послужил причиной возникновения ее почитания как заступницы умирающих). Представленный в небесном сегменте Спаситель, склоняясь и благословляя мученицу, отвечает на ее просьбу. Слева от Екатерины изображены коленопреклоненные люди, просящие ее о заступничестве, справа – юноша-палач, готовящийся отрубить мученице голову, а за ним – монастырь св. Екатерины на Синае, где находятся ее мощи. Несмотря на условность этого изображения, здесь узнаются основные элементы ансамбля обители, существующие и сейчас, – крепостные стены, базилика и минарет мечети, выстроенной в эпоху исламского владычества.
Гравюры А. Зубова. значительными граверами новой школы были братья Алексей и Иван Зубовы. Сыновья иконописного мастера Федора Зубова, они оба первоначально обучались иконописному делу и резьбе по металлу в Московской Оружейной палате, по приглашению Схонебека и Пикарта учились у этих мастеров. Работали Зубовы много и быстро, особенно Алексей, выполняя гравюры самого разного характера и назначения: карты, сражения, чертежи кораблей, портреты царственных особ, свадьбы, планы городов. Соединение в творчестве одних и тех же мастеров художественных и чисто технических задач наложило отпечаток на характер их гравюр. Чертежи и карты украшались художественными изображениями, становясь произведениями искусства. В свою очередь, художественное изображение имело характер точного документа
Первой обязанностью гравера было обслуживание научных и технических потребностей страны - гравирование карт, чертежей, сражений. Заказы постоянно бывали срочные: они диктовались часто политическими соображениями. Недаром Петр I даже брал с собой граверов к месту боя (и они были живыми свидетелями событий). Необходимость быстрого изготовления гравюр определила в известной мере и их технику: Алексей Зубов работал в основном в офорте.
Эта раскованность и наполненность жизнью, чувством отличает А.Зубова от современных ему западных «видописцев». Та же живая струя его творчества сказывается и в художественных приемах, указывающих на непосредственную связь творчества Зубова со старорусским искусством. Она (эта преемственность) - в высокой декоративной выразительности гравюр, в ритмике параллельной штриховки, в композиционных приемах и, главное, в особой пластической завершенности листов. Эти качества искусства Алексея Зубова особенно очевидны в его «Панораме С.-Петербурга» (1716), выполненном на 8 листах по указу государя императора Петра Великого изображении «царствующего града Санкт-Петербурга». «Пространственное похвалительное описание на гравюре, сочиненное Гавриилом префектом (Бужинским), похваляет нововведенное Петром Великим грыдоровальное художество в России, а паче С.-Петербург... оным художеством изображенный, который Его Величеству аки бы от лица своего приносит весь девиз и труд свой»3. Одно из новых свойств зубовских гравюр - зрительное единство. Это качество Алексей Зубов сумел сохранить даже в длинной ленте панорамы города. Очень верно выбрав для изображения мотив праздника, что придаст листу большую цельность и торжественность, Зубов в отличие от «баталий» с их высоким горизонтом много места отводит изображению неба с бегущими облаками. Взгляд охватывает город сверху, обозревая его целиком во всем его праздничном великолепии: ветер гонит облака, надувает паруса кораблей, развевает флаги судов - свежий ветер как бы заново увиденного мира. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль - при стуке топора и при громе пушек»4, - эти слова А.С. Пушкина так же точно выражают самый смысл петровского времени, как и зубовская панорама. Обратившись к изображению конкретных реальных событий, А.Зубов вводит в русскую гравюру изображение протяженного пространства и движения. При этом он никогда не теряет ощущения пространственного мира в целом. Мир зубовских гравюр - это не узкий мир отдельных мест или улиц Петербурга, в его гравюрах мы всегда ощущаем широту мира - и в движении облаков, и в энергичной динамичной манере штрихов и линий, и во всей внутренней напряженности образов.
Билет № 20
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.) |