Понятие, виды партийных систем В ЗС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды партийных систем В ЗС



Вид партийной системы не зависит от количества партий, существующих в стране. Он определяется численностью тех из них, которые имеют реальную возможность победить на президентских и/или парламентских выборах, т.е, получить доступ к власти (войти в правительство).

Виды:

1.Беспартийная партийная система – существует в тех странах, где:

а. Не было, нет, и, вероятно не будет политических партий, т.к. за попытку их создать предусмотрена смертная казнь (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Бруней, Оман)

б. Деятельность ПП может быть приостановлена в результате военного переворота (Гана, Мавритания)

2.однопартийная партийная система. В стране легально действует лишь одна ПП, которая обычно носит статус государственной (Куба, Вьетнам, Лаос, КНДР)

3.двухпартийная партийная система. В стране много ПП, но реально войти в правительство в течение длительного времени удается лишь двум из них. Та партия, которая сформировала правительство (обычно оно однопартийное) называется правящей, а вторая – оппозиционной. Периодически они меняются местами. (США, Великобритания)

 

Партийная система США

Демократическая партия представила интересы рабовладельческого юга, сегодня именно там у неё больше всего сторонников (как правило, это представители чернокожих, бедных слоёв населения, латиноязычного населения).

Республиканская партия 1854 года отстаивала интересы промышленного севера. Сегодня наиболее сильные позиции она имеет на северо – востоке. Её поддерживает средние и более обеспеченные слои населения, преимущественно белое.

С 1865 года (отмена рабства) различия между партиями исчезли, стали минимальны.

 

 

4.Многопартийная система. Подразделяется на 3 вида:

А)многопартийная в полном смысле слова: в стране много партий и более 2 из них имеют реальную возможность войти в правительство – коалиционное:

- Италия – 7 партий

- Страны Бенилюкса

- Швеция, Норвегия, Дания

Б)многопартийная система с 1 доминирующей: много партий, но лишь 1 в течение длительного периода времени побеждает на президентских и парламентских выборах, формирует однопартийное правительство:

- Мексика – институциональная революционная партия

- Япония

В) многопартийная блоковая система: в государстве много партий, как правило, они самостоятельно борются за места в парламенте, где разбиваются на 2 антагонистических блока. Блок, получивший больше мест, формирует правительство, другой блок – активная оппозиция партии, не присоединившийся ни к одному из блоков, не имеет шансов войти в правительство и вообще влиять на процесс осуществления власти (ФРГ, Франция)

15.Демократический режим, его признаки и особенности в различных ЗС. Различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Различные разновидности демократического государственного ре­жима могут существовать в капиталистическом обществе. На практике до сих пор демократический режим был свя­зан с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики. Известны 2 подхода к концепции демократии демократии: либеральный и марксистско-ленинский. При первом делается акцент на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство), при втором во главу ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, всесильное государство как главное орудие создание нового строя. С точки зрения конституционного права демократический государ­ственный режим характеризуется следующими признаками:

1.признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

2.политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных выс­ших органов государства (парламента, главы государства) путем всеоб­щих и свободных выборов гражданами;

3.разделение властей;

4.обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства;

5.свобода пропаганды любой политической идеологии.

6.Управление государством, партиям и лицам вручается только на срок, установленный конституцией, другими законами.

Глава государства может избираться иным путем, но всегда это должны быть свободные и честные выборы. (США, Франция, ФРГ, Италия, Испания, Япония, Австрия, Дания, Шведция, Норвегия, Финляндия, Швейцария)

 

16. Основные признаки и разновидности авторитарного режима в ЗС. Авторитарный (властный) режим, как и демократический, может существовать в условиях различного общественного строя. С позиций конституционного права авторитарный режим характе­ризуется следующими признаками:

1) политические права и свободы граждан признаются в ограничен­ном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан (партиципации) в определении государственной поли­тики, не предоставляет некоторым оппозиционным партиям права дейст­вовать легально.

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны про­исходить на основе выборов, но сам выбор партий избирателями, как мы видели, ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов под­чинены харизматическому принципу или организуются таким образом, что президент становится, по существу, бессрочным:

3) разре-шаются только некоторые организации, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, которое подвергается «чистке» в парламенте, права политической оппозиции нарушены, ее издания под­вергаются цензуре.

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства втор­гаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контро­лем исполнительной власти.

5)плюрализм политической идеологии ограничевается. Возможна пропаганда различных идеологических взглядов, но они не должны противоречить руководящей идеологии.

6) Вооруженные силы часто играют политическую роль.

Формирование политической воли идет сверху вниз, что практически исключает учет мнения народа. Принцип «народного суверенитета» провозглашается, но на практике превращается в чистую формальность (Нигерия, Мали), может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, не согласуется с парламентарной монархией, с парламентарной республикой. Резкое усиление роли исполнительной власти. Ограничивается, либо полностью запрещается всякая оппозиция. Сохраняется частичная цензура. Государственные решения принимаются большинством правящей партии. Экономической основой выступает ос собственность. Политические права и свободы признаются в ограниченном объеме. Местное самоуправление практически отсутствует. Реально все властные функции сосредотачиваются в руках диктатора (президент, премьер министр, монарх) или правящей олигархии. Роль лидера высока, но лидер не харизматический. (Китай, Нигерия, Мали, Индонезия, Тунис, Кения, Марокко, Иордания, Саудовская Аравия).

17. Особенности монархической формы правления в странах арабского востока. Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и пере­дающее свой государственный пост и особый почетный титул по наслед­ству и пожизненно (король, император, султан и др.).

Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры.

Абсолютная монархия. В этой стране нет парламента, правительство фор­мируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие ми­нистры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье. По своему социальному характеру современные абсолютные монар­хии не представляют собой полностью феодальные государства. Господ­ствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристо­кратии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущест­венно финансовой, буржуазии. В настоящее время абсолютных монархий в чистом виде не существует), (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия)

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назна­чается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламен­том. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. (Иордания, Марокко, Непал)

В парламентарной монархии действует конституция, принятая де­мократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении стра­ной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом.

18 Парламентарная монархия. Ее основные признаки и особенности в различных ЗС. В парламентарной монархии действует конституция, принятая де­мократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении стра­ной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. В Парламент монархии глава государства либо не имеет право вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их (Япония), либо не применяет его (Великобритания). Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка – британское содружество). Считается, что их главой считается британский монарх. В некоторых, особенно малых странах, (Лесото, Свазиленд, Тонга) монархия существует в условиях полу феодальных – племенных институтов.

19. Президентская республика, ее основные признаки и особенности в различных ЗС. Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями»(определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими права­ми и др.).

Президентская республика.В президентской республике прези­дент, как правило, избирается независимо от парламента. Президент назначает министров, как, например, в США или Брази­лии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, суще­ствует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос, В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается пре­зидент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответствен­ности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. В большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является прези­дент. Если же такая должность, то это так называемый адми­нистративный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются п од, председательством административного премьера). В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать мини­стров путем вотума недоверия. Ответ­ственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой респуб­лике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров.

20.Парламентарная республика: ее основные признаки и особенности в различных ЗС. Парламентарная республика. Парламентарная республика, осо­бенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем прези­дентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия.

В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применя­ются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией. Способ выборов президента не является, однако, решающим критери­ем отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назнача­ется президентом. Но в отличие от президентской республики это фор­мальный акт. Глава государства не является главой правительства и не сво­боден в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Пре­зиденту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правитель­ство не будет утверждено парламентом.

В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает само­стоятельно. В парламентарной республике правительство несет, ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

21. Смешанная форма правления в ЗС. Смешанная форма правления – сочетает в себе элементы как парламентарной, так и президентских республик. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами независимо от парламента, но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству или министрам, которые остаются в тоже время ответственными перед президентом (двойная ответственность). Главное все же остается ответственность министром перед президентом, под началом которого работают министры (Колумбия, Уругвай, Перу, Эквадор). В некоторых странах (Уругвай, Франция, Украина) возможно выражение вотума недоверия только всему совету министров. Правительство в полупрезиденск республике может и само поставить вопрос о доверии, тем самым оно попытается укрепить свои позиции, или провести в парламенте закон, угрожая в противном случае своей отставкой. Во многих полупрезиденских республиках ряд актов президента нуждается в контр асегнатуре (подписи премьер министра).

22.Автономия в зарубежных странах, ее признаки и реальное значение.Виды. Атономия в консти­туционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), не­скольким частям'(двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молда­вии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах пред­полагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Виды автономии. Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этни­ческие группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (на­пример, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательно­го голоса) при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется опре­деленная доля мест в государственном аппарате, а государственные слу­жащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Территориальная автономия обычно бывает национально-территори­альной или этнотерриториальной (первое название в литературе зару­бежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерритори-альная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы нацио­нально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: полити­ческая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые при­знаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законода­тельства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в кон­ституции, например в Италии, или определяется специальным законом:

в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Иногда ей принад­лежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.

Наряду с формами территориальной автономии в некоторых странах используется национально культурная автономия, она применяется там, где этнические группы живут не компактно, а разрознено, в этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются вопросами языка и культуры (в Австрии, Венгрии, Финляндии, Швеции, Норвегии)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.023 с.)