Общая характеристика культуры, ее строения и функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика культуры, ее строения и функций.



Вопросы темы.

Определение понятия «культура»

Строение и функции культуры.

Исторические типы культуры.

Художественная культура как подсистема культуры.

Нравственно-этический смысл изучения художественной культуры.

Художественная культура является частью \подсистемой \ культуры в целом.

 

Из истории. Понятие «культура» в Древнем Риме обозначало антитезис понятия «натура» \природа\.(Обработанное, возделанное, искусственное – естественное, первозданное).

 

Исходной формой бытия является природа. Бытие – исходное философское понятие, суть целостность объективной реальности.

«Сверхприродный» характер предметов, явлений, действий – признак главный признак «культурности». Человек – это природный феномен, но включенный в систему общественных отношений является «культурным», т.е. «образованным», «воспитанным».

Культуру создает человек, человеческое общество.

Таким образом, мы можем определить главную закономерность:

 

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО

К У Л Ь Т У Р А

 

1. Природа как исходная форма бытия, одной из высших форм организации которой является человек. Человек как биологическое существо подчиняется общим законам природы \ животные, неодушевленные предметы \.

2. Человеческое общество – новая форма бытия, соответствующая определенному этапу развития природы, но отличающаяся от природной, принципиально иным типом деятельности и развития. Отличие: законы поведения людей не передаются по наследству биологически, а вырабатываются каждым новым поколением прижизненно.

3. Человек – это системная форма бытия, синтезирующая природное и общественное.

4. Культура – это форма бытия, появившаяся в процессе человеческой деятельности в результате необходимости создания нового, отличного от биологического механизма наследования законов социального поведения.

Человек – био-социо-культурное существо.

Культура как процесс человеческой деятельности.

1. человек как субъект деятельности (закон: онтогенез повторяет филогенез, биография человека повторяет биографию человечества ),

2. способы деятельности человека, которые изобретаются и передаются из поколения в поколение ( опредмечивание сущностных сил человека );

3. предметы, создаваемые человеком – материальные, духовные, художественные ( вторая природа ),

4. вторичные способы деятельности человека – «распредмечивание» ( использование и усвоение тех человеческих качеств, которые переданы в произведениях науки и искусства )

5. сам человек, который, благодаря «распредмечиванию», становится творением культуры и ее творцом ( одно из специфических качеств – потребность в творчестве ),

Общение – особая форма человеческой деятельности, обеспечивающая практическое и духовное единение людей во имя осуществления общих целей.

Вывод. Культура имеет тройственную природу:

1. человеческую, которая содержит культурный потенциал человека, как творца и творения культуры;

2. процессуально-деятельную, в которой культура является способом человеческой деятельности (опредмечивание, распредмечивание, общение);

3. предметная (вторая природа), которая включает все многообразие материальных, духовных и художественных творений.

Зачем изучать историю художественной культуры?

Культура как всякая саморазвивающаяся система имеет внутренние силы и обладает способностью самосовершенствоваться. Искусство сохраняет содержание каждого исторического типа культуры, являясь самосознанием культуры, поэтому

функции художественной деятельности важны для истории культуры.

 

 

Полифункциональность искусства. Дополнительный материал. Функции:

- общественно-преобразующая;

- познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение);

- художественно-конццептуальная (искусство как анализ состояния мира – философичность);

- предвосхищения (искусство как предсказание – «кассандровское начало»);

- информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщение)

- внушающая (искусство как воздействие на подсознание)

- эстетическая (искусство как формирования творческого духа и ценностных ориентаций);

- гедонистическая (искусство как наслаждение).

Лит-ра: Эстетика. Борев Ю. люб.изд.

 

 

Рассматривая историю культуры как процесс изменения типов культуры под влиянием внешних и внутренних факторов, нельзя не обратить внимание на то, что общая культурная картина мира неоднородна: сегодня одновременно существуют первобытная, феодальная, раннебуржуазная, индустриальная и постиндустриальная культура (типы культур).

 

Исторические типы культур.

Историко- культурный процесс в традиционной трактовке принято рассматривать как переход от биологического к социальному, от докультурного к культурному состоянию человечества. Этот переход осуществлялся «в результате длительной эволюции, в которой противоречиво совмещались, боролись друг с другом и вместе с тем органически уживались старое и новое, качество животные и культурные: анатомическая структура тела животного приобретала человеческие черты

 

Вопросы для самостоятельной работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.008 с.)