Процесс глобализации мирового сообщества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс глобализации мирового сообщества.



Понятие интеграция.

Интеграция – это формирование обширных м/н хозяйственных комплексов, возникающих на базе объективных явлений интернационализации общественного производства.

Интеграция – объединение частей в одно целое.

Исходным пунктом интеграции являются прямые междуна­родные экономические связи на уровне первичных субъектов эконо­мической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспе­чивают постепенное сращивание национальных хозяйств на ба­зисном уровне.

Политическая интеграция – процесс, посредством которого две или более полит. единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству. Требует формальных/неформальных институтов для принятия совместных решений; создания общности интересов и ценностей. Это сплочение, слияние общественных, госуд. структур в рамках гос-ва или в более широкую межгосударственную общность. Создание новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов.

Социокультурная интеграция – возникает в результате миграции рабочей силы; диалог культур; взаимопроникновение и обогащение культур разных народов с преобладанием местной культуры;

 

Экономическая интеграция.

Это процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Выделяют следующие стадии экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):1) Зона свободной торговли (ликвидация таможенных пошлин); 2) Таможенный союз (ЗСТ + единые принципы внешн. торг. регулиров. по отношению к 3—им странам); 3)Общий рынок (свобода передвижения факторов производства; 4) экономический и валютный союз (общая эк. и валютная политика); 5) политический союз;

 

Процесс глобализации мирового сообщества.

Глобализация – процесс превращения мирового хоз-ва в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы.

Ролан Робертсон в 1983 исп-ет термин «глобализация».

Причины популярности идеи глобализации:

- рост эк могущества западного мира;

- информац революция, связывающая весь мир воедино;

- иллюзия победы либеральных ценностей в мировом масштабе;

База стабильного процесса «глобализации» - неумолимая потребность отдельных национальных экономик в активном взаимодействии друг с другом.

Достижения НТР коснулось прежде всего населения развитых стран, а более половины населения земли не имеют возможности и доступа к результатам НТР.

 

М/н организации в МО.

Появляются в середине/ конце 19 века.

М\н организации утверждаются на основе м/н договора группой государств; в их рамках осуществляется взаимодействие стран-членов; их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешнеполитических участников (ООН, ЮНЕСКО).

М\н неправительственные организации возникают не на основании договора м/у гос-ами, а путем объединения физических и юридических лиц, деят-ть которых осущ-ся вне рамок официальной внешней политики гос-тв (Грин Пис, Красный Крест). В 1968 было 1899 м/н неправит организаций.

Значение неправительственных орг-ий для м/н жизнь:

- вопросы, к-ые не затрагиваются правительством (экология,культура);

- собирают, обрабатывают и распространяют инф-ию о м/н проблемах, требующих общественного внимания;

- инициируют конкретные подходы к их решению и побуждают правительства к заключению соответствующих соглашений;

Мобилизовывают общественное мнение и способствуют возникновению чувства причастия «простого человека» к крупнейшим м/н проблемам;

Значение межгосударственных орг-ий для м/н жизни:

- они образуют поле кооперативного или конфликтного взаимод-я м/у гос-ами – членами;

Выступают в кач-ве специфич. действующих лиц на м/н арене и оказывают самостоятельное влияние на динамику развития МО.

Межгосударственные организации различаются:

- по кругу участников (универсальные и региональные);

- по функциональному предназначению (общей и спец. компетенции);

- по порядку вступления новых членов (открытые, закрытые);

- по характеру полномочий;

 

5. Истории создания ООН.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

После Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества – Лига наций. Лига наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 формально прекратила свое существование.

Основные органы Лиги Наций:

- собрание всех представителей членов Лиги;

- совет;

- постоянный секретариат;

Этапы создания ООН:

- московская конференция – декларации от 30.10.1943 (был заложен фундамент новой организации);

- конференция в Думбартон – Оксе (в США) в 1944 (США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации);

- крымская конференция в Ялте февраль 1945 (лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности»);

- конференция в Сан-Франциско 1945 (принятие учредительных документов ООН);

- Устав ООН вступил в силу 25.10. 45., был подписан представителями 51 страны;

Цели ООН:

- поддержание м/н мира и безопасности;

- развитие дружественных отношений м/у нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

- осуществление многостороннего сотрудничества в разрешении различных м/н проблем;

- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей;

Принципы ООН и её членов:

- суверенное равенство для всех членов;

- добросовестное выполнение принятых обязательств по уставу;

- разрешение м/н споров мирными средствами;

- воздержание от угрозы силой или ее применения;

- оказание ООН всемирной помощи;

- невмешательство ООН во внутренние дела любого гос-ва;

Главные органы ООН: Ген Ассамблея; Совет Безопасности; Эк и соц Совет; Совет по опеке; Международный суд; Секретариат;

 

Генеральная Ассамблея.

Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.

Функции и полномочия:

- рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

- по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; избирает членов СБ, ЭКОСОС; совместно с СБ участвует в избрании судей м/н суда;

- обсуждает любые вопросы, относящиеся к м/н миру и безоп-ти и делает по ним рекомендации (кроме того, что касается СБ);

- рекомендует меры местного урегулирования любой ситуации независимо от её происхождения;

- получает и рассматривает доклады СБ и других органов ООН;

- рассматривает и утверждает бюджет ООН и определяет размеры взносов отдельных членов;

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

 

Совет Безопасности ООН.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Непостоянные: Азербайджан, Гватемала, Германия, Индия, Колумбия, Марокко, Пакистан, Того, Португалия, Южная Африка.

Функции и полномочия:

- вводит международные санкции; для предупреждения прекращения агрессии;

- направляет миротворческие силы ООН;

- расследует любой спор;

- выносит рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий для их разрешения;

- вырабатывает планы в отношении определенной существующей угрозы миру выносит рекомендации;

- принимает военные меры против агрессора;

- выносит рекомендации по приему новых членов, условий, на которых гос-ва могут стать участниками статуса м/н суда;

- выносит ГА рекомендации относительно назначения Ген сек-я и совместно с ГА выбирает судей для М/н суда;


Проблемы реформирования ООН

Причины вооруженных конфликтов:

- бессилие властных структур;

- нац, регил разногласия;

- борьба за контроль над скудными ресурсами;

- территориальные разногласия;

Направления реформ ООН:

- обеспечение большей эффективности ООН в вопросах м/н без-ти и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования;

- расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;

- повышение роли ООН в нетрадиционных областях (экология, миграция);

- изменение порядка финансирования деят-ти ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;

- повышение эффективности работы Сб и изменение его состава;

- расширить число непостоянных членов с 10 до 19,постоянных с 5до 11.

 

НАФТА

Североамериканское соглашение о свободной торговле — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, вступившее в силу 1 января 1994.

Тип м/н интеграции, при котором страны – участники сохраняют право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам.

Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза.

В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки.

Для США НАФТА это:

- свободное движение америк товаров и услуг;

- свободный доступ для америк инвестиций;

- защита прав интеллектуальной собственности;

- рост конкурентоспособности;

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения эк реформ, модернизации экономики, привлечения иностранных инвестиций;

Для Канады: для сохранения преимуществ американо-канадского соглашения о свободной торговли и модернизации некоторых её положений; для обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок;

Цели НАФТА:

- - устранение таможенных и паспортных барьеров; снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг м/у странами;

- увеличение возможностей для инвестирования в странах – членах соглашения;

- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

Исключенные из НАФТА отрасли: культура (со стороны Канады), морские перевозки (США), нефтяная промышленность (Мексика).

 

Япония и США

«Договор о взаимодействии и безопасности» заключенный между США и Японией в 1951 году в Сан-Франциско фактически положил начало американо-японским отношениям на новом уровне.

Согласно этому документу США получали право размещать вооружённые силы на территории Японии, а также огромное количество баз и военных объектов. Суверенитет Японии был значительно ограничен в военно-политическом отношении, так как согласно второй статье «договора безопасности» Японии запрещалось предоставлять без предварительного согласия США какие-либо базы или разрешать транзит через ее территорию вооруженных сил третьих держав. В ответ США гарантирует без-ть Японии. Нессиметричность взаимных обязательств. Японии фактически зависела от США.

Стремление США укрепить и развивать союзнические отношения с Японией и ещё больше подчинить ее своему влиянию привело к некоторому смягчению их политики. К примеру, американцы начали постепенно возвращать Японии ее бывшие территории в Тихом океане.

С другой стороны, сложившийся американо-японский военно-политический альянс имел и свои положительные стороны для Японии. Во-первых, заинтересованность Японии в развитии партнёрских отношений с США была мотивирована возможностью восстанавливать национальную экономику ввиду отсутствия необходимости содержать собственные вооруженные силы благодаря гарантиям безопасности США.

23 сентября 1997 г. были подписаны новые «Руководящие принципы двустороннего сотрудничества в области обороны». Подписав данный документ, власти обеих стран наметили курс на расширение границ своего сотрудничества: теперь оно уже не ограничивалось целью отразить агрессию, направленную против Японии, а брало на себя обязательства обеспечения стабильности во всем АТР, предотвращения и регулирования возможных конфликтов. В случае возникновения конфликтных ситуаций в АТР Япония брала на себя ответственность по материально-техническому обеспечению и оказанию тыловой поддержки ВС США.


Сирийский кризис

Сирийский кризис представляет собой непрерывный внутриполитический конфликт в стране, который является частью арабской весны и социальных потрясений, требующих большей политической свободы и освобождения от диктатуры власти. Массовые восстания против президента страны Башара Асада начались в марте 2011 года. Оппозиционеры выступали с требованиями изменить существующий режим в стране, начать новые реформы преобразования, усилить меры по борьбе с коррупцией и разрешить демократические свободы граждан. Для подавления «мирных выступлений» сирийское правительство неоднократно использовало правительственные войска и танки. Тяжелые вооруженные столкновения между властями и мятежниками проходили в сирийских городах Дераа, Джебла, Латакии и Дамаске. С тех пор, по данным ООН, погибли более восьми тысяч человек.

Любой план действий относительно сирийского кризиса должен снизить военную активность в стране и предотвратить начало гражданской войны, которая может коснуться не только Сирии, но и всего Ближневосточного региона. В стране необходимо создать подходящие условия для мирного урегулирования конфликта.

Любая попытка разрешить сирийский конфликт военными методами не будет способствовать его решению, а лишь усугубит ситуацию в стране.Поэтому международная общественность и сама сирийская сторона заинтересованы в решении данной проблемы мирными средствами. Необходимо приложить все возможные дипломатические усилия для прекращения насилия и запуска политического процесса в стране.

План Кофи Аннана. План специального представителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана, который был одобрен резолюцией СБ ООН, предполагает: прекращение вооруженного противостояния, вывод правительственных войск из населенных пунктов, создание механизма мониторинга, оказание гуманитарной помощи пострадавшим провинциям, начало политического диалога между враждующими сторонами, а также невмешательство в дела Сирии извне.

Миссия наблюдателей ООН. Организация работы в Сирии миссии по поддержанию мира из 300 невооруженных военных наблюдателей (согласно резолюции от 22 апреля 2012г.), которые будут следить за соблюдением заключенного при посредничестве ООН «Соглашения о прекращении огня».

Российская сторона уверена, что остановить насилие в Сирии можно только путем прекращения огня как со стороны правительства, так и со стороны оппозиции. Для этого необходимо:

· прекратить поддержку сирийской оппозиции извне;

· начать выводить военную технику из городов, где проходили военные действия;

· освободить военнопленных, которые были арестованы в ходе сирийских событий;

· разрешить демократические свободы всем слоям общества;

· ввести новую конституцию страны, подходящую для гражданского общества;

· начать общенациональный политический диалог между враждующими сторонами без вмешательства извне;

Хотя США по-прежнему считают уход Башара Асада непременным условием разрешения конфликта, Россия это мнение не разделяет. Политическое будущее Сирии должен определять народ этой страны.

 

ЕОУС

Процессу интеграции послевоенной Европы мешали неравномерность политического и экономического развития различных стран, недоверие в отношении Германии, а также англо-французское соперничество за лидерство в объединённой Европе.

Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учреждённая в 1948 г. участниками плана Маршалла. Она, однако, располагала лишь координационными функциями.

В 1949 г. была создана первая европейская политическая организация — Совет Европы, однако его решения носили лишь рекомендательный характер, а деятельность СЕ была затруднена развернувшейся холодной войной.

В 1950 году был выдвинут проект создания европейской наднациональной военной организации —Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) — наряду с Европейским политическим сообществом. Парижский договор о создании ЕОС был подписан министрами иностранных дел Бельгии, Италии,Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Этот договор, однако, в августе 1954 г. был отвергнут французским парламентом.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики.

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий рынок угля, железной руды, железного лома, стали, чугуна и специальных сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

Высший руководящий орган и Совет министров Европейского объединения угля и стали.


 

Евратом и ЕЭС

Интеграция ЕОУС - важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики.

На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС (Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и ФРГ.) выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».

Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 года Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

В настоящий момент в Евратоме состоят все 27 государств-членов Евросоюза.

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

в 1967 было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет.

 

ЕС

Европе́йский сою́з — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.

Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

Европейский совет -высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции.

Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

Совет Европейского союза — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент является собранием из 754 депутата, напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Основная роль Европейского парламента — законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Суд Европейского союза является судебным органом ЕС.Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.


 

Шенгенское соглашение.

Шенгенское соглашение — соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией) вступило в силу 26 марта 1995 года.

Затем к соглашению присоединились ещё несколько стран, и до 2007 года соглашение действовало уже в пятнадцати странах: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция.

21 декабря 2007 года к Шенгенскому соглашению присоединяются ещё 9 стран: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Латвия и Литва.

12 декабря 2008 года в шенгенскую зону вошла Швейцария.

Последним государством, вступившем в Шенгенскую зону стал Люксембург - 19.12.2011 г.

Не являются членами Евросоюза, но входят в Шенгенскую зону Норвегия, Исландия и Швейцария.

Государства, подписавшие Шенгенское соглашение (всего их насчитывается пятнадцать), входят в так называемую Шенгенскую зону (или Шенгенское пространство).

Шенгенская виза даёт право свободного перемещения по всем странам шенгенского соглашения (без внутреннего пограничного контроля), включая страны применяющие шенгенское соглашение не в полной мере (страны выдают только национальные визы, но на их территорию можно въехать на основании шенгенской визы): Болгарию, Кипр и Румынию.

Основной целью Шенгенского соглашения является обеспечение беспрепятственного перемещения между странами-участницами, т.е. создание «общих границ», что подразумевает отмену личных проверок на границах государств внутри Шенгенской зоны.

Вторая цель Шенгенского соглашения – объединение правоохранительных органов стран-участниц для совместной борьбы с правонарушениями и преступностью. Для этого внутри Шенгенской зоны создано Шенгенское информационное пространство и разработаны правила охраны законности, общие для всех государств – участников соглашения.


Валютный союз

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года,[45] а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении

Все остальные страны, кроме Швеции и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемый Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.


Расширение ЕС

Расширение Европейского Союза – это процесс распространения Европейского союза посредством вступления в него новых европейских государств.

Государства восточноевропейского региона еще в начале 90-х гг. были заинтересованы в углублении сотрудничества с ЕС и включении в процесс европейской интеграции, с чем они связывали надежды на быстрое завершение процесса системных преобразований. Кроме того, в расширении ЕС на восток были заинтересованы и некоторые страны-члены ЕС, среди которых особенно следует выделить Германию. Именно Германия заинтересована в сохранении политической стабильности в странах, которые находятся на востоке ее границ и куда направляются 53% ее экспорта [5, 296].

Первым шагом на пути расширения зоны европейской интеграции на восток стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений, которые предусматривали в неопределенный срок вступление в ЕС. В 1991 г. соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, в 1993 г. – с Румынией и Болгарией, в 1994 г. – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 г. – со Словенией [5, 296].

В 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято решение о том, что ассоциированные страны Центрально-Восточной Европы при наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев», в числе которых были названы:

– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;

– наличие конкурентоспособной рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе;

– готовность принять на себя обязательства членства, включая стремление стать членами Экономического и валютного союза [6, 68 – 69].

Установление четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и Польши – в 1994 г., Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995 г., Чехии и Словении – в 1996 г. [3, 21].

На Эссенской сессии Совета ЕС 1994 была одобрена программа подготовки этих стран к вступлению в ЕС – Белая книга «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского Союза». На Мадридской сессии Евросовета в 1995 было принято официальное решение о сроках начала переговоров о вступлении ассоциированных стран ЦВЕ.

В течение 1997 Европейская комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о вступлении. На Люксембургском заседании Европейского совета (декабрь 1997), названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения. Торжественное открытие переговоров со странами «первой волны» состоялось 30 марта 1998. На сессии Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 было решено начать переговоры о вступлении в Евросоюз с оставшимися пятью странами ЦВЕ, с которыми были ранее подписаны Европейские соглашения: Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией, Румынией, а также с Мальтой. Переговоры со странами «второй группы» или «хельсинской группой» официально открылись 15 февраля 2000 в Брюсселе.

Ниццский договор 2000 определил политический вес стран-кандидатов в составе руководящих органов будущего расширенного ЕС (см. табл. 2), зафиксировав в форме договора о ЕС неизбежность вступления новых стран из Центральной и Восточной Европы.

Переговоры по многим наиболее проблемным статьям права ЕС уже завершены за исключением Болгарии, Румынии и Турции.

Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002) подтвердив вступление в ЕС с 1 мая 2004 Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра и Мальты. В 2007 в ЕС вступили Болгария и Румыния. Официальные кандидаты на вступление – Македония, Хорватия и Турция. В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека. Европейский совет заявил, что при условии соблюдения копенгагенских критериев в области демократии и соблюдения прав человека, в декабре 2004 Европейская комиссия автоматически начнет переговоры с Турцией о присоединении.


 

Конституция ЕС

Конституция ЕС (полное официальное название — Договор о введении Конституции для Европы) — международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 2004. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

История

Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов).

29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Предлагаемые изменения

Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

§ В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой — согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.

§ Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику — ныне внеш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.104 с.)