ТОП 10:

Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.



 

Юридическая ответственность чаще определяется через различные формы государственного принуждения. Но государственное принуждение применяется толко при реализации негативной ответственности как вспомогательное средство. В условиях демократизации государства сфера принуждения сужается. Юридическая ответственность и государственное принуждение -несовпадающие понятия, т.к.они расходяться во времени. Принуждение к соблюдению норм права есть следствие принудительного привлечения к ответственности, метод воздействия на правонарушителя. Иногда меры государственного принуждения применяются вне зависимости от юридической ответственности (принудительное лечение, задержание по подозрению). Юридическая ответственность определенным образом соотносится с различными формами государственно-правового воздействия. Ее социальное назначение в том, чтобы вызвать положительные для общества поступки и профилактическое применение. Юридическая ответственность взаимосвязана со всеми частями нормы права, а не только с санкцией. Юридическая ответственность и правовое наказание -несовпадающие понятия. Наказание есть существенный, но не единственный элемент структуры механизма юридической ответственности.

 

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственность и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Это неправильно, так как государственное принуждение гораздо шире юридической ответственности. К мерам государственного принуждения помимо юридической ответственности относятся:

1. Меры защиты субъективных прав - в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности (виндикация, взыскание алиментов и т.п.).

2. Меры пресечения - они применяются для предупреждения, пресечения правонарушений. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного (задержание, обыск, досмотр багажа и т.п.).

3. Принудительные меры воспитательного воздействия - применяются к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний. Они также не несут элементов кары.

4. Меры медицинского характер - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар).

5. Реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

 

Понятие исторического типа гос-ва.

 

И.т.г.:

- Рабовладельческий,

- Феодальный,

- Буржуазный,

- Социалистический.

 

 

И.т.г.—это совокупность существенных признаков, черт государства, относящегося к определённой социально-дифференцированной (классовой) формации.

Классовая сущность государств различных исторических эпох отличающихся значительными особенностями Марксистско-ленинская теория государства и права для характеристики особенностей государства различных эпох выражали категорией исторического типа государства.

Истории развития общества, в котором существуют государства, известны несколько базисов: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Каждому свойственен свой исторический тип государства.

Тип государства - это взятые в единстве черты государства соответствующего определённому экономическому базису.

Исторический тип государства зависит от того, какой конкретно господствующий класс держит в руках государственную власть. Истории известны 4 исторических типа: Рабовладельческий, Феодальный, Буржуазный, Социалистический. Первые 3 относятся к числу эксплуатационных государств—частная собственность на средства производства. Социальное государство—это качественно новый исторически последний тип государства—высший социальный строй-коммунизм—исчезает необходимость в государстве. При определении исторических условий могут возникнуть государства переходного от одного типа к др. Например, полуфеодальное государство (Саудовская Аравия).

 

Переход от одной ОЭФ к другой осуществляется в форме революции(общественного скачка).

В недрах старой формации возникает новый способ производства. Социальная революция—это процесс длительный (несколько десятилетий, несколько столетий). По сравне6нию с предшествовавшим периодом—это скачок.

Ни одна формация не исчезает раньше тго момента, когда она исчерпет свой позитивный потенциал.

Между формациями существует преемственность: первобытная => рабовладельческая => феодальная => буржуазная => социалистическая.

 

Количество и.т.г. не совпадает с количеством ОЭФ, т.к. государство появляется с социальной дифференциацией. Количество и.т.г.—4 штуки(все кроме первобытного).

Опровержение теории и.т.г.

Государство—это не только общественная надстройка, а это всё общество (включая экономический базис).

Если в Европе можно обнаружить все ОЭФ, то в азиатских государствах—нет (например, в России рабовладения никогда не было).

Феодализмом мы называем не экономическую систему, а систему политических отношений(раздробленность).

В некоторых странах в одно время можно обнаружить сраз несколько экономических укладов—общинный, рабовладельческий, буржуазный, но один из них мог обладать приоритетом. Доминирование одного уклада связано с природно-климатическими условиями.

 

Особенности государства и права добуржуазн исторического типа.

 

Сущность государства этого исторического типа характеризуется преобладанием в деятельности государства групповых (классовых) интересов над интересами общесоциальными.

Государственный аппарат имел ярко выраженный сословный характер, поэтому право часто игнорировалось. В основном чиновники вербовались из представителей господствующего класса. Государственный аппарат не был жестко связан правом. При необходимости открыто попирал установленные им нормы. Сущность права еще не достигла необходимого развития доминировала классовая, групповая составляющая, хотя и в меньшей степени, чем в сущности добужуазного государства( особенно государственного аппарата). Роль государственного аппарата в перспективном регулировании общественных отношений была крайне незначительна ~ особенность добуржуазного права: неразвитость такого источника права как НПА, неразвитость законодательства. Среди источников преобладали обычаи и судебный и административный прецеденты. Не получил полной реализации принцип юридического равенства, т. к. государственный аппарат имел сословно-классовый характер. Феод право часто называют право-привилегия.

 

Формы добуржуазного государства:

- Преобладание недемократических политических режимов ограниченной (классовой) демократии.

- Доминирование монархической формы правления при незначительном удельном весе республик.

- Либо унитарное государство, либо сложное государство в форме империи.

 

Особенности функции добуржуазного государства:

1) Подавление классовых противников,

2) Отсутствие функции экономического регулирования.

3) Систематическое ведение захватнических войн.

Добуржуазный исторический тип можно разделить на первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное государство в зависимости от экономического уклада.

 

Добуржуазное право характеризуется преобладанием групповых интересов, отсутствием законченной системы принципов права, доминированием юридических обычаев (как источников права); функции: регулятивная и охранительная.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.008 с.)