Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Азиатская часть российской империиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
^Тобогшск',..д '* ХуиР '<■ V ^<>' г) ■
1 " Благовещенск Хабаровск О /V > .'Красноярск рЦйт!
Семипалатинск ИРКУТСК китай с
/;•' - •-^*- Монголия. Влад|восток !тАШхабад- Верный
•_ \@ и-о. •-. о,
Бухара ^ Ташкент, / миарканд ^Л^ ттчшш Границы даны на 1914 г. ° учреждения для глухих Гппг Развитие сети учреждений для глухих (1884—1914) 1~а,(ч*. ;*Д. «/„А'^сйлак;■ *;?;*■ -;; СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
зрения и обучения глухонемых детей, члены которого берут на себя поиск финансовых средств, а также разработку собственного устава. Губернатор к филантропической затее отнесся благосклонно и согласно действовавшему закону направил устав на утверждение в МВД (1884). Родительская мечта воплотилась в жизнь через шесть лет, в октябре 1887 г. Казанское общество призрения глухонемых детей получает официальный статус. Пока документы вершили неспешный путь от одного бюрократического стола к другому, энергичный родитель не терял времени даром и начал поиск достойного учителя. Выбор пал на Марию Александровну Беллер, наставницу из столичного училища, дочь глухих родителей. Занятия можно было начинать, Городская дума безвозмездно предоставила под школу небольшой дом. Первые уроки прошли в нем осенью 1885 г., а в январе 1886 г. состоялось официальное открытие Казанского училища глухонемых (до утверждения устава оно пребывало в статусе частного училища И. Я. Павловского). Не располагая большим капиталом, Иван Яковлевич при жизни пожертвовал на учебное заведение 5800 р. и отказал 1200 р. после своей смерти. За свои труды и пожертвования на пользу образования глухих детей И. Я. Павловский был удостоен золотой медали на Владимирской ленте. В последние годы XIX в. в процесс школьного строительства включаются все новые силы. Так, попечительница новочеркасских детских приютов княгиня К. М. Святополк-Мирская1 основала при Мариинском детском приюте (1886) Донское попечительство о бедных с особым «отделением для обучения и нравственного воспитания глухонемых детей обоего пола»2. Перемены, стремительно происходившие в жизни русского общества, наконец привели к тому, что и церковно-приходские школы открыли свои двери для глухих детей. Специальное образование пришло в российскую глубинку, круг его сторонников пополнили представители православного духовенства, зажиточные мещане, т. е. выходцы из прежде пассивного в сфере благотворительности слоя россиян. Так, в небольшом уездном городке Вязники (Владимирская губерния) с населением в 7000 человек школа появляется благодаря усилиям почетного гражданина Василия Никандровича Дедюхина и протоиерея Веселовского (1892). Стараниями последнего в финансировании учебного заведения принял участие Святейший синод, выделивший ежегодную субсидию в размере 1500 р. 1 Святополк-Мирская (урожденная Ханыкова) Капитолина Михайловна 2 Дворянство, проживающее на землях донского казачьего войска, в 1845 г.
А»
,^11* %^кМмл^&й Школа в селе Максимовичи Киевской губернии возникла благодаря заботе местного священника М.Яворского (1897), впоследствии и ее финансирование взял на себя Синод. После того как высший церковный орган ясно обозначил свою позицию относительно обучения глухих, православные священнослужители все активнее включаются в новое для них направление деятельной благотворительности. Настоятель церкви Св. Пантелеймона (Харьков) отец Василий (Ветухов) столь страстно убеждал местные власти в богоугодности училища глухонемых, что Городская дума безвозмездно выделила под его строительство участок земли стоимостью в 3000 р., да еще по 800 р. на каждого городского ученика. (Правда, численность глухих воспитанников изначально представлялась малой.) Харьковское уездное собрание тоже проявило участие, определив училищу ежегодную стипендию (200 р. в год). Налицо перемены во взглядах членов Городской думы и обывателей-харьковчан на необходимость общественной помощи глухим. Отец Василий пишет именно об этом: «Сочувствие различных учреждений и частных благотворителей, горячо откликнувшихся на мои первые призывы о помощи глухонемым, придало уверенности, что в нашем интеллигентном обществе созрело сознание бороться с этим недугом». На освящение училища (1900) пожаловал викарий Иннокентий и генерал-губернатор Г. А. Тобизен. По завершении торжественной церемонии почетные гости выразили желание осмотреть школу и познакомиться с ее воспитанниками. Знание учениками молитв и качество их устной речи настолько поразили владыку, что он, как повествует официальный отчет, прослезился от умиления. За короткое время Харьковское отделение Попечительства о глухонемых расширило городское училище, открыло ремесленную школу в селе Кочетке (ею руководил местный священник Проскурни-ков), организовало школу-хутор в Клучиновке. На хуторе возвели храм, который расписывали глухие иконописцы. Все стройки осуществлялись на средства благотворителей. Уникальна история появления специальной школы в селе Немда Макарьевского уезда, близ города Юрьевец Костромской губернии, устроенной по просьбе крестьянина Балабанова! Его глухой сын учился в церковно-приходской школе села Вязники, а отцу хотелось видеть сына подле себя, о чем он и поведал отцу Василию. Молодой священник воспринял слова прихожанина близко к сердцу и посвятил немало времени и душевных сил созданию особого учебного заведения в родном селе. Вероятно, не без соответствующих проповедей духовного лица местные крестьяне обратились с ходатайством к епархиальным властям разрешить им позаимствовать из приходского церковного капитала 2000 р. на строительство школы для глухонемых. Епископ Виссарион не только удовлетворил просьбу, но и учредил «особое попечительство» (1899), вменив тому курирование почина. Решив финансовые и организационные вопросы, отец Василий отправился в Петербург на курсы, организованные Попечительством ВУИМ. В том же 1899 г. священник начинает занятия с глухими детьми, а в конце 1901 г. состоялось торжественное открытие
Л^А,^'1;:Сг.:..,г.;Х
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
в селе Немда церковно-приходской школы для глухонемых. В 1903 г. «Государыня Императрица всемилостивейше разрешила принять в состав учреждений Попечительства о глухонемых Немденскую школу глухонемых» [14, с. 55]. Итак, впервые в отечественной истории заказчиком специального обучения выступает родитель из крестьян! Это важное свидетельство перемен в сознании соотечественников, ширится круг сторонников образования глухих, в него входит отдельный человек, частное лицо, гражданин. Сеть специальных учебных заведений быстро разрасталась, чему способствуют и школы-первенцы, накопившие опыт успешного специального обучения. К концу XIX в. они добились стабильного финансирования, доверия местной и центральной власти и, что особенно важно, поддержки местного населения. Проиллюстрируем сказанное на примере Прибалтийского региона, где обучение глухих началось существенно раньше относительно исконных территорий империи. Как мы помним, к концу 1860-х гг. лидирующее положение в крае принадлежало Рижскому училищу, во главе которого до 1879 г. стоял деятельный сурдопедагог швейцарец Штюнзе. После его кончины руководство заведением перешло в руки другого швейцарца — Эттера, не менее талантливого педагога, но не столь успешного организатора. В годы работы Эттера (1879—1887) качество обучения в училище оставалось на высоком уровне, «но сохранить ту же связь, то же авторитетное отношение к провинциальным школам ему, к сожалению, не удалось; последние волей-неволей стали существовать как учреждения самостоятельные, тем более что лиф-ляндское дворянство назначило им особую денежную помощь» [3, с. 177]. Прочно встать на ноги училищу удастся с приходом нового директора — сурдопедагога Э. Инзельберга (1888), тогда благодаря росту пожертвований оно переедет (1889) в специально построенное «прекрасное каменное здание со всеми современными усовершенствованиями и удобствами» [3, с. 178]. Преподавание шло на немецком языке, набор осуществлялся дважды в год, а на поступление могли претендовать «все здоровые глухонемые дети в возрасте от 7 до 11 лет». Численность учащихся колебалась в пределах 60 человек, перечень учебных дисциплин не отличался от перечня предметов столичного училища. Вторая школа, открытая в 1870 г. в пригороде Риги — Кирх-гольме, вскоре выходит из-под управления Рижского училищного совета, чему способствовал ее перевод в усадьбу Каролиненгоф, расположенную неподалеку от Митавы. Усадьбу приобрело Кур-ляпдское попечительство, а потому училище становится «собственностью Курляндской губернии». Здесь параллельно работали классы для детей из немецких и латышских семей, в силу чего обучение велось на немецком и латышском языках. В конце XX в. и это учебное заведение обрело новое специально оборудованное здание. «Источником дохода служит частная благотворительность и субсидии от разных учреждений, среди которых первое место занимает Митавское городское общественное управление» [3, с. 185].
, «р* х: ■■;-.•:■■ л.:;.. • е.-: ''"■''^: ^Д««и>С' : XX 'Х--,.*. '/.■'•"ЫРУ^- Как и в сопредельных немецких землях, городская управа стала уделять больше внимания судьбе специальной школы. Похожим образом складывалась судьба Вольмарского училища, теперь находящегося в прекрасно оснащенном здании, купленном на средства графини Меллин. Управляло и финансировало училище Лифляндское общество образования глухонемых. В Эстляндии, где первое учебное заведение открылось в 1866 г. (Феннерн), через полтора десятка лет (1882) создается Пярнусское общество обеспечения глухим эстонцам образования (Нерна1а). Активная деятельность членов Нерпата и сурдопедагогов Феннернского училища увенчается открытием эстонских специальных школ на острове Сааремаа (Пюхтенталь, 1893) и в селе Пильве (1897). Феннерн-ское училище знаменито тем, что одним из первых в России (1895) организовало слуховую работу по новаторскому в ту пору методу профессора Урбанчича1. Стоит несколько слов сказать об истории появления училища на острове Сааремаа, в те времена называвшемся Эзель. Жизнь островитян-рыбаков не отличалась достатком, тем не менее местное население мечтало научить грамоте своих глухонемых детей. Общее число глухих на Эзеле превышало 60 человек. Обеспеченные родители отправляли своих детей в Феннернское училище, но таких счастливчиков на Эзеле насчитывалось не много. Пастор Громанн из местечка Пюха (Рипа) задумал помочь землякам и привлек к делу открытия специальной школы пасторов из соседних приходов. Сообща немногочисленная группа духовных лиц с помощью проповедей и благотворительных базаров сумела собрать некоторую сумму денег, оказавшуюся достаточной для организации школы на 10 учеников. Нашелся и педагог, им стал уроженец Эзеля, учитель из народной школы М. Ракель. Патриотично настроенный молодой человек прошел стажировку в Феннернском училище и по возвращении возглавил местное учебное заведение. И здесь генерал-губернатор благосклонно отнесся к прожекту и передал его в МВД, там вопрос решили положительно, и в 1893 г. глухие дети острова перешагнули порог новой школы, разместившейся в имении Пюхтенталь. Вслед за этим создается Общество образования глухонемых детей острова Эзеля. Несмотря на бедность и тяжелый труд, рыбацкое население острова, лютеранское по преимуществу, признает необходимость знания грамоты. Более того, родители глухонемых детей знают о том, что их можно учить, и хотят этого. Находится пастор, решивший создать для глухих детей единоверцев, живущих на острове, свою школу. В качестве образца он использует имеющееся в крае училище. Замысел пастора активно поддерживает церковное братство, разделяет местное население, одобряют губернатор и верховная власть. Правда, теперь мы не нуждаемся в оговорке: «все происходит как на Западе», отныне это и российская практи- 1 Урбанчич (ШБагЛвсЬИясЬ У1кгог) Виктор (1847—1921) — австрийский врач-отоларинголог. Автор системы развития остаточного слуха у глухого ребенка. СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ ка, точно так же обстояло с частной школой И. Я. Павловского в Казани, ЦПШ протоиерея Веселовского в Вязниках или отца Василия в Немде, училищем отца Василия в Харькове. К концу 1902 г. под крылом Святейшего синода обреталось 27 учебных заведений для обучения глухонемых. Восемь губерний Великого княжества Финляндского1 на рубеже XX столетия располагали восемью же учебными заведениями для глухонемых. К училищам городов Або, Куопио, Якобштадт и Борго добавились училища в Сант-Михеле (1893), Ювескуле (1894), Улеаборге (1898), в селе Лемболово (близ Санкт-Петербурга) (1889) и местечке Куррика (1899). Городские учебные заведения стабильно финансировались из казны сейма и городских бюджетов. Заведение в Куррике являлось трехлетней школой для взрослых (14 учащихся, 2 педагога) и содержалось на частные средства. Финская сельская школа под Санкт-Петербургом (Лемболово) открылась стараниями местного пастора и существовала на средства евангелическо-лютеранской общины. Деньги собирались по 20 приходам Ингермландии, ежегодно передававших в училищную кассу средства из расчета по 5 р. с тысячи прихожан. Получаемой суммы хватало, чтобы учить 10—12 приходящих глухих детей и выплачивать сурдопедагогу зарплату (360 р. в год). Царский манифест (1905) подтвердил политическую автономию Великого княжества Финляндского, более того, в 1906 г. в его границах вводится всеобщее избирательное право, впервые в Европе его обрели и женщины. Специальные учебные заведения, действовавшие в губерниях Царства Польского, Великого княжества Финляндского, Лифляндии, Курляндии и Эстляндии, жили по своим (региональным) законам и правилам и к Попечительству ВУИМ о глухонемых не относились. А как обстояло дело там? На 1 января 1906 г. в училищах Попечительства ВУИМ о глухонемых суммарно обучалось 1109 человек, из которых почти половина находилась в учреждениях Санкт-Петербурга. Столица и Петербургская губерния имели разветвленную структуру разнообразных специальных учреждений: • Мариинская школа. Мастерские. Школа-ферма. Учебная прачечная. Больница (имение Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту). Мариинская школа. Мастерские. Богадельня для престарелых женщин (Санкт-Петербург, Средняя Подьяческая ул., д. № 1—92). Педагогические курсы для подготовки учителей школ для глухих. Классы для приходящих. Амбулатория для бесплатного приема больных, страдающих болезнями уха, носа и горла (Санкт-Петербург, Гороховая ул., 18). Детский сад (Санкт-Петербург, Крюков канал, 7). 1 По данным статистического бюро Гельсингфорса, численность населения Великого княжества Финляндского на 31 декабря 1896 г. составляла 2 555 462 чел. Сестрорецкий приют-школа (станция Школьная, пригород Сестрорецка). Нарвская школа (местечко Смолка, пригород Нарвы). Школа глухонемых в деревне Мурзинка (под Санкт-Петербургом) Петербург и Москва оказались средоточием образовательных, лечебных и благотворительных учреждений, а впоследствии и профильных научных центров. В ведущих российских городах концентрировались лучшие сурдопедагогические силы, в столичные училища собирали воспитанников по всей империи. Достаточно сказать, что из 490 призреваемых1, обитавших в заведениях Петербурга и его пригородов, только 192 человека являлись уроженцами Петербургской губернии, остальные же съехались в столицу из 60 российских регионов. Попечительство заговорило о нецелевых тратах на содержание в подведомственных учреждениях иногородних, о необходимости скорейшего открытия профильных заведений во всех административных территориях империи. Финансовые соображения начинают влиять на политику школьного строительства. Чиновники центрального аппарата ВУИМ, еще недавно мало интересовавшиеся инициативой на местах, сами начинают стимулировать ре- «По сословиям число глухонемых, воспитывающихся в Петербургской губернии, распределилось в следующем порядке: крестьянского сословия — 237, мещан — 79, детей нижних чинов — 71, дворян — 21, духовного сословия - 19, почетных граждан — И, детей чиновников — 9, купеческого сословия - 2, детей ремесленников — 4, детей учителей — 2, питомцев Воспитательного дома — 30, иностранных подданных — 2, неизвестного происхождения — 3. Всего — 490. По вероисповеданиям учащиеся распределялись следующим образом: православных — 440, лютеран — 19, католиков - 23, иудеев — 8. Всего — 490» [15]. гиональные отделения к энергичным действиям по сбору средств и открытию специальных учебных заведений. Событием стало открытие осенью 1900 г. в Москве первого «детского сада — пансиона для глухонемых детей в возрасте от 2 до б лет». Порог уникального учреждения, расположившегося на съемной квартире (ул. Калужская, д. 2), перешагнули 5 малышей. Вскоре их число увеличивается, и организаторы арендуют смежную квартиру, но и это не спасает положения. В 1903 г. детский сад переезжает в более просторную квартиру, а спустя еще два года занимает большой особняк, принадлежащий Московскому попечительству о слепых. К 1917 г. число воспитанников специального дошкольного учреждения превысит 50 человек. Идеолог и создатель детского сада — пансиона Наталья Александровна Рау1 так формулировала цель воспитания детей в учреждении: «Физическое развитие, сенсомоторная культура, трудовые и общественные навыки. Во главе всех занятий стояли синтетическое чтение с губ и рефлекторное произношение, подражание устной речи — все в связи с игрой и интересами, отвечающими возрасту ребенка. Все сводилось к главной цели — играючи приучить ребенка понимать речь и выражать свое желание живым, устным словом»2. Торжественный вечер, посвященный десятилетию московского детского сада — пансиона для глухонемых детей, украсил доклад Ф. А. Рау об истории уникального для России и Европы дошкольного учреждения. Ф. А. Рау объясняет мотивы, побудившие москвичей сделать шаг в сторону более раннего начала обучения детей с нарушением слуха. «Идея — создать учебно-воспитательное заведение для глухонемых детей дошкольного возраста, так называемый детский сад, возникла вскоре после того, как я был призван к управлению Арноль-довским училищем для глухонемых. Видя, в каком запущенном физическом, нравственном и умственном состоянии глухонемые 9 и 11-летнего возраста поступают в училище, моя жена, Наталья Александровна Рау, решила устроить заведение, в котором глухонемые дети с самого раннего возраста, с 3, 4 лет, могли бы получать то воспитание, которое, за редким исключением, родная семья не может им дать вследствие незнания необходимых специальных приемов. Что глухонемых детей уже с такого раннего возраста можно обучать, в этом не было сомнения; это доказал опыт Запада и Америки, где детские сады для глухонемых все больше и больше 1 Рау Наталья Александровна (1870—1947) — российский сурдопедагог, организатор дошкольного воспитания глухонемых в России. Жена Ф. А. Рау. Автор первого отечественного пособия по обучению глухонемых дошкольнике ж, а также букварей и учебников для школ глухих. Преподавала (1925—1947) на дефектологическом факультете 2-го МГУ (с 1930 г. МГПИ ИМ. 15. И. Ленина). В течение 40 лет осуществляла методическое руководство дошкольными учреждениями, вела консультационную работу с родителями глухих детей. Из выступления Н. А. Рау на юбилейном вечере 1925 г. Архив ГНУ «ИКП РАО». 15 Малофеев. Ч. 1 225 распространяются. <...> 28 октября 1900 г. был открыт с 5 учениками первый в России детский сад — пансион для глухонемых. <...> Число воспитанников из года в год постоянно возрастало и дошло в прошлом году до 35 человек. Это число мы считаем предельным, чтобы сохранить семейный характер и иметь возможность вникнуть в индивидуальность каждого ребенка»1. Сообщив присутствующим о том, что за десять лет в дошкольном учреждении получили помощь 92 ребенка, Ф. А. Рау переходит к вопросу, равно беспокоившему всех организаторов специальных заведений, — к проблеме недостаточного и нестабильного финансирования. Сад выживал благодаря денежной помощи дочери П. М. Третьякова, Любови Павловны Гриценко-Бакст, Эммы Максимовны Банза, Марии Федоровны Морозовой. Однако постоянная зависимость от благодарителя и унизительный поиск средств отнимали силы, а главное — не позволяли вывести помощь глухим детям на тот уровень, который могли обеспечить имевшиеся в Москве квалифицированные сурдопедагоги. «Нормальное ли это положение, — восклицает Ф. А. Рау, — чтобы учреждение, которое за 10 лет доказало свою полезность, которое пользуется полной симпатией всех родителей, отдавших ему своих детей на воспитание, а также широким сочувствием всех слоев общества, — чтобы это учреждение ежегодно волновалось решением вопроса: быть или не быть?» Свою речь Федор Андреевич закончил патетическим пассажем: «Здесь затрачивается огромное количество энергии и терпения для того, чтобы достичь крошечных результатов. Но эти крошечные результаты являются важным условием для успешности дальнейшего обучения. Детский сад исполнит свое назначение, если он создаст прочный фундамент по отношению устной речи, т. е. внятное произношение, уверенное чтение с губ и охоту глухонемых к самостоятельному употреблению устного слова, хотя бы в виде простых фраз»2. Вплоть до 1917 г. детский сад Н. А. Рау являлся образцом и пропагандистом дошкольного воспитания глухих, из разных уголков империи приезжали в него энтузиасты обучения детей с нарушением слуха, дабы познакомиться с модельным учреждением. Примеру москвичей следуют Петербург (1902), Киев (1905), Алек-сандровск Екатеринославской губернии (1910). По мнению Ф. А. Рау, в Первопрестольной в 1902 г. проживало 108 глухих детей в возрасте от пяти до девяти лет, для оказания им необходимой педагогической помощи требовалось открыть как минимум 5 детских садов (каждый на 20—25 воспитанников). С 1913 г. при модельном учреждении открываются подготовительные курсы «с целью создать для детских садов и для домашнего воспитания глухонемых кадры подготовленных воспитательниц и дать матерям возможность ознакомиться с приемами воспитания 1 Рау Ф. А. Десятилетний юбилей детского сада для глухонемых 2 См. там же.
глухонемых детей дошкольного возраста»1. Вскоре городское самоуправление поручает Н. А. Рау организовать и возглавить еще три детских сада для глухих детей (1915). Прежде всего отметим, что успешный практический опыт работы с глухими детьми школьного возраста навел сурдопедагогов на мысль о целесообразности переноса начала обучения на более ранний возраст. Подобная инициатива не могла исходить ни от родителей, ни от филантропов, ни от 15УИМ, ни тем более от Министерства народного просвещения, она стала возможной благодаря многолетней работе специальных школ. Сторонники идеи обучения глухих малышей легко нашли организационную форму — детский сад. К началу XX в. эта модель воспитания и обучения получила известность в России. Многие необходимые условия для открытия детского сада имелись, Н. А. и Ф. А. Рау удачно воспользовались ими ради практической реализации своей педагогической идеи. Модель специальной школы Россия хотя и творчески, но заимствовала, а вот модель специального дошкольного учреждения создана в нашей стране. Россия опередила многие европейские страны — лидеры в построении этого важнейшего компонента национальной системы специального образования. Что же касается внутреннего соперничества российских столиц, то Москва сумела обогнать Петербург. Поначалу Императорское училище проигнорировало инициативу, рожденную соперницей, и не сочло нужным воспользоваться московским опытом, (голица обзаведется детским садом с двухлетним опозданием (1902). Примечательно, что Ф. А. Рау в своей речи ни разу не упомянул о петербургском опыте. Так, обстоятельства, далекие от проблемы специального образования, могут влиять на его распространение по территории страны. Если в Москве дошкольным учреждением заведовал педагог, то в Петербурге его возглавили врачи М. В. Богданов-Березовский и Е. С. Боришпольский. К 1 января 1904 г. сад посещало 16 глухих детей, педагогический персонал состоял из шести человек, включая М. А. Захарову. Мария Анастасиевна участвовала в работе российских съездов деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых. Со временем она займет пост заведующей детским садом, а в 1912 г. примет руководство первым в стране приютом для слепоглухонемых детей. Итак, количественные изменения постепенно переходили в ка-чественные. Вокруг первых школ создавались некие силовые поля, втягивающие в проблему все большее число россиян. По стране распространялась информация о школах глухих, причем происходило это на фоне переосмысления и переоценки населением роли школьного обучения. «Жажда просвещения, — писал М. В. Богданов-Березовский, — особенно за последнее время, действительно повлияла и на наплыв 1 11.1 выступления Н. А. Рау на юбилейном вечере 1925 г. Архив ГНУ «ИКП РАО».' I;• глухонемых в большие и столичные города, легко можем убедиться из ежегодных отчетов почти всех учебных заведений для глухонемых в России; цифры эти наглядно показывают, что число отказов в приеме учеников в училища увеличивается с каждым годом, несмотря ни на рост самих училищ, ни на открытие новых учебных подобного рода заведений, и цифры эти нарастают в прогрессии значительно большей, чем та, которую можно было бы объяснить обычным приростом населения. Но администрация и интеллигентное общество больших городов и столиц не были достаточно подготовлены удовлетворить требования всех жаждущих той или иной помощи; неподготовленность эта особенно сказалась по отношению к глухонемым. Приблизительный, теоретический подсчет глухонемых в России показал: число их близко к 200 000 человек; почти все они, без сомнения, умственно нормальные люди, все они, без сомнения, хотят пить и есть, и все они, конечно, хотят дать в жизни применение своим физическим и умственным силам» [3, с. 3]. Согласно скрупулезным расчетам доктора П. И. Якобий1 (официальная статистика отсутствовала), только в европейской части страны в начале XX столетия проживало около 90 000 глухонемых [45]. Действовавшие на тот момент училища, конечно, не могли принять и малой доли глухих детей, способных к обучению. И все же не станем пускать критические стрелы в прошлое. М. В. Богданов-Березовский вольно или невольно сформулировал одну из главных причин отечественной ситуации: «...администрация и интеллигентное общество больших городов и столиц не были достаточно подготовлены удовлетворить требование всех жаждущих той или иной помощи». По убеждению человека, владеющего полной информацией, далеко не все россияне даже из числа «администрации и интеллигентного общества» Петербурга, Москвы, губернских городов задумывались о необходимости социальной опеки инвалидов, об обучении глухих. Если вспомнить, что городское население империи едва достигало 13%, то выражение «далеко не все» может означать половину, а то и менее горожан. Произведя подсчеты, мы поймем, сколь незначительная часть российского общества на рубеже XIX—XX столетий готова была принять специальное образование. Но если вспомнить, что в XVIII в. вопросы обучения глухих интересовали только А. Н. Радищева да еще нескольких россиян из числа вчерашних иностранцев, в первую треть XIX в. над этой проблемой думало несколько сотен человек, то показатель в 6—8% населения можно считать явным движением вперед. Итак, в дореволюционной России учреждения для глухих имелись только в европейской части страны2, да и то не во всех губерниях. 1 Якобий Павел Иванович (1842—1913) — врач-психиатр, этнограф, рево 2 За пределами Западной и Центральной России учебные заведения для I $се они возникали благодаря частным инициативам и не имели стабильной финансовой поддержки от правительства за исключением I к'тербургского и Варшавского институтов. Живя на частные пожертвования и благотворительные средства ВУИМ, школы испытывали постоянную зависимость, в том числе в выборе целей и содержания обучения, от меценатов. В от-личие от немецких или скандинавских специальных институтов российские училища не курировались Министерством просвещения и, следовательно, не получали от государства не только материальной, по и административной и методической помощи. На государственном уровне никто не проявил заинтересованности в распространении прогрессивного сурдопедагогического опыта лучших училищ среди других учебных заведений страны, в силу чего научные достижения петербуржцев, москвичей и учителей Прибалтики долгое время оставались недоступными для большинства коллег-сурдопедагогов. Каждая школа оказалась вынужденной самостоятельно готовить для себя педагогические кадры. Все перечисленные факторы тормозили создание в масштабах страны сети специальных образовательных учреждений, соразмерной числу нуждающихся. И все же экономические и политические реформы делали свое дело. Общественное сознание медленно, но менялось, все больше людей, еще вчера далеких от вопросов специального обучения, оказываются вовлеченными в их решение. Россияне помогают попечителям деньгами, но главное — задумались о гражданском праве глухих детей на образование. Доказательством тому служит появление на российской «карте школ глухих» казачьей станицы Горячеводской. 1 октября 1911 г. отставной урядник казак Иван Сергеевич Климов на собственные сбережения открыл в родной станице1 класс для глухонемых детей. Что же это был за человек? Военную службу Климову выпало проходить в столице в составе личного императорского конвоя. Сегодня невозможно установить, какие причины побудили казака задуматься об обучении глухих. Быть может, сопровождая императора Александра III в придворное училище, он познакомился с воспитанниками и решил изменить карьеру, а быть может, повод оказался совсем иным, не это важно. Военный человек, казак из элитного подразделения записался слушателем педагогического курса в Петербургском училище глухих. Парадокс? Но ведь и Гаюи начинал служебную карьеру шифровальщиком в Министерстве иностранных дел. Правда, в отличие от Гаюи урядник Климов не общался с Ж.-Ж. Руссо и вряд ли читал знаменитые письма Д. Дидро. Как же сумел уроженец кавказской станицы, православный казак Климов сравняться с просвещенными парижанами Дидро, Гаюи, Руссо, Эпе? Обогнать время, по которому жили земляки-станичники, Климов смог в силу особой гражданской позиции. На проблему обучения глухих, точнее, его отсутствия в границах земель Терского казачьего войска урядник взглянул глазами свободного, грамотного Станица Горячеводская Пятигорского отдела Терской области. Население области около полутора миллионов. В Пятигорский отдел входило 14 казачьих станиц с населением более 60 000 человек. фщ,.,*« человека, гражданина, патриота-государственника. Им двигало не православное благочиние, не протестантское понимание важности обучения грамоте, не просвещенческие идеалы прав личности. Принадлежа к особому сословию, Иван Сергеевич с молоком матери впитал не только чувство преданности царю и Отечеству, но и убежденность в ответной заботе государя о казачестве. Однако на глухих казачат эта забота, как выяснилось, не распространялась. Живя в родной станице, И. С. Климов, конечно, смотрел на глухих детей с присущей русскому человеку жалостью, но после знакомства со столичным училищем, тем более после стажировки в нем, представления урядника изменились. В Петербурге он узнал, что, во-первых, глухих детей, как и обычных, можно учить грамоте, во-вторых, что во многих странах их давным-давно учат, в-третьих, глухих давно учат и в России. Если первые два положения могли оказаться для военного человека только любопытной информацией, то третье задело за живое. Казаки, в том числе отцы и братья глухих детей, исправно несут военную повинность, тогда почему государство не предоставляет их глухим сородичам бесплатное школьное обучение, как всем остальным казачатам? Вряд ли И. С. Климов заподозрил верховную или войсковую власть в нарушении слова, скорее он предположил, что та просто «не в курсе», и решил исправить положение. Глухота, по мнению Климова, не должна была служить причиной лишения ребенка гражданского права на образование. Располагая статистикой о распространенности глухоты на европейском континенте, урядник воспользовался опубликованными данными переписи населения 1897 г. и вычислил вероятную численность взрослых глухих в крае, а затем — приблизительное количество таких детей в близлежащих станицах. По мнению образованного урядника, в Терской области должно было проживать около 375 глухих детей в возрасте от 7 до 14 лет. По его заявлению атаман Пятигорского отдела полковник И. Д. Попов распорядился подсчитать истинное число глухонемых детей обоего пола по станицам вверенного ему отдела. Полученная информация (18 человек) не устроила энтузиаста, который сам проехал по станицам и выявил 40 детей с нарушение
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.016 с.) |