Юридические документы: понятие, виды, значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические документы: понятие, виды, значение



Юр док-т —это до­к-т, содерж-й правовую информацию.

С помощью ЮД средства правового регулир-я (нормы, индивид решения, соглаше­ния) становятся доступными для других субъектов, им придается официаль­ность.

В за­вис-ти от хар-ра правовой инф-ции все ЮД м. под: на 5 1. Нормативные документы. К ним относятся все НПА как источники формы права.

2. Документы, содержащие решения индивидуального ха-рак­тера, имеющие властно-обязательный характер, влеку-щие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изме-няющие и прекращающие субъективные права и юр обяз-сти. Сюда относятся индивид-е решения гос органов (решения высших органов гос вл; постанов­ления судов, решения арбитражных органов, приказы мини­стров, руководителей предприятий), так и орг-в общ-х орг-й и отд-х лиц, когда их решениям придается юр-ки обязат-е значение (решения ко­миссий по труд спорам и т. д.).

3. Документы, фиксирующие юридические факты.:

—определяющие пра­вовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, св-ва о рождении, браке, усынов­лении и т. д.);

—от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земель­ного участка под строительство, тех паспорт автомашины и т. д.);

—волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, жалобы, заявления и т. д.);

—события (акты о пор­че или об уничтожении строений, транспорта в результате стих бед­ствий и т. п.);

—движения ТМЦ (прих-расх финанс-е документы и т. д.).

4. Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги — это док-­ты, фиксирующие имущ права их обладателей. (облигации, чеки, акции, векселя и др.)

5. Документы, фик-щие доказ-ва, используемые для обоснования фактов, имеющих юр знач-е (юр фактов).

К ним относятся разл. рода процессуальные док-ты как источники доказ-в: протоколы, составляемые процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия допроса, очной ставки, обыска, выемки документов, заклю чения экспертизы).

ЮД как носители инф-ции имеющей юр значение, носят, офиц-й хар-р, за некоторыми исключениями (наприм прос-той договор), ибо исходят от офиц органов, уполномоч на их принятие. Юр сущность док-в состоит не только хар-ре инф-и, но и в их внешнем оформлении, которое достига-ется путем «привязок документа к субъектам, от которых они исходят». (Указ Президента РФ), или в самом тексте (например, паспорте указывается-орган, его выдавший, и подпись дол» ностного лица). Каждый документ, исходя-щий от официаль ного органа, д иметь подписи соответ-ствующих должн-х лиц, а в необх-х случаях, если, в част-ности, документ выходит за пределы органа, — и печать.

.

68. Законность и дисциплина. Виды дисциплины

Законность – это общ-полит режим, состоящий в господстве права и закона в общ жизни, неукоснительном исполнении прав норм всеми участниками общ отнош, в обеспечении порядка и организ-сти в общ-ве. Гос. дисциплина — режим господства закона во взаимоот-ношениях органов государства, должностных лиц, других уполномоч-х субъектов, основывающийся на требованиях к каждому субъекту исполнять свои обязанности, не превышать полномочия, проявлять инициативу и ответств-енность в порученном деле.
Виды дисциплины: • государственная — выполнение гос-ми служащими тре-бований, предъяв-х гос-вом;

• трудовая — обязат-е соблюд-е участниками труд процесса установ-го распорядка;

• воинская — соблюдение военнослуж-ми правил, установл-х законами, воинскими уставами;

• договорная — собл-е субъектами права дог-ых обязат-в;

• финансовая — собл-е субъектами права б/д-х, налог-х и иных финанс-х предписаний;

• технологическая — соблюдение технол-х предписаний в процессе производ-й деят-ти.

ГД, законность и правопорядок тесно связаны м/д собой, ГД невозм-на без соблюд-я и исполн-я зак-в и сознат-го по-зит-го отнош-я гос-х служ-х к установл-му правопорядку.

Различия м/д законностью и дисциплиной 1. С точки зрения права законность есть основа дисциплины, но дисциплина — не только правовое, но и социальное явление. 2. Понятие дисциплины шире понятия законности в плане нормативного обеспечения. Гос дисциплина обеспеч-ся как прав-и нормами, так и др соц нормами, особенно нормами морали. В основе гос дисциплины лежит добросовестное отношение должн-х лиц к исполне-нию обязанностей. Дисциплина и законность имеют разные результаты действия. Результат законности — правопо-рядок. Результат дисциплины — общ-ый порядок.Для повышения эфф-сти дисц-ы важны меры поощрения (гра-моты, мат вознагражд-е); меры юр ответств-сти (уволь-нение, депремирование, понижение в должности и др.).

.

Понятие правопорядка

Правопорядок – это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Это Реализация требований законности в поведении людей, правомерной деятельности субъектов права.

Общ-й порядок – это опред-е кач-во (свойство) системы общ-х отн-й, состоящее в такой упорядоч-сти соц-х связей, которая обеспеч-ет согласов-сть и ритмичность общ-й жизни, беспрепят-ое осущ-ие участниками обще-х отнош-й своих прав и обяз-тей и защищенность их - интересов, общ-ое и личное спокойствие.

В обыденной жизни общ порядок понимают узко – как порядок отношений в общ-х местах. Такой подход направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общ-х местах. Широкое же, строго научное понимание общ порядка и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений – это и есть правопорядок.

признаки 1) заклад-ся в прав-х нормах в процессе правотвор-чества; 2) опир-ся на принцип верховенства права и господство закона в обл. прав-х отнош; 3) устан-ся в рез-те реализ-и прав-х норм, т.е. осущ-ия законности в правореализационной деятельности; 4) создаёт благоприятные усл-я для use субъективных прав; 5) предполагает своеtое и полное исполнение всеми субъектами юр обяз-стей; 6) требует юр ответ-сти для каждого, соверш-го правонар-е; 7) устанав-ет строгую общ-ю дисциплину; 8) предполагает работу всех гос и частных юр органов и служб, прежде всего правосудия;

 

70. Основные пути укрепления законности,правопорядка и дисциплины

Правопорядок – это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Это Реализация треб-й законности в поведении людей, правомерной деятельности субъектов права.

Законность – это общ-полит режим, состоящий в господ-стве права и закона в общ жизни, неукоснительном испол-и прав норм всеми участниками общ отнош, в обеспечении порядка и организ-сти в общ-ве.

Гос. дисциплина — режим господства закона во взаимоот-ношениях орг-в гос-ва, должн-х лиц, др-х уполном-х суб-ъектов, основывающийся на треб-ях к каждому субъекту исполнять свои обяз-сти, не превышать свои полномочия, не посягать на права, не ущемлять интересы других субъектов, проявлять ответ-сть порученном деле.

укрепление З,П,Д— одна из главных задач, стоящих перед обществом, гос-вом. Пути - убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общ-е возд-е на нарушителей и применение к ним мер гос принужд-я.

Убеждение как метод укрепл-я законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и долж-х лиц. Правовое воспитание предпол-ет внедрение в сознание людей знания права, понимания необх-сти исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым наруш-м законод-ва. Это обеспеч-ся созданием -системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и системати-ческой работой в данном направ-и. Важное значение имеет обуч-е граждан умению защищать свои права зак-ми ср-ми. С убеждением тесно связана профилактика правонаруше-ний -предотвращение возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовав-ших соверш-ю наруш-й законности, и принятии мер по их ликвидации. Не следует сбрасывать со счетов и роль обще-ственности в обеспечении законности. (Товарищеские суды, народные дружины в труд-х колл-х, по месту жит-ва, в общ-х местах. Щас «Моя хата с краю»)

Гос-во реализует функции охраны З,П,Д с помощью прав-х ср-в (постоянное соверш-ие и своеtое обновление действ-го законод-ва, повышение роли правосудия, улучшение деят-сти правоприменит-х и правоохр-х органов). Укреп-е З,П,Д в общ-е невозможно без обеспеч-я зак-сти в деят-сти гос аппарата, без ликвидации коррупции, без демократии в общ жизни, в деят-ти гос аппарата.

.

 

 

Марксистская теория права

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью Гос. Принуждения

Сущ-ет неск-ко подходов к определению сущности права:

а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

г)Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечи­вает соблюдение права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма. Однако во­левой характер права отмечали еще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистской теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржу­азии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве).Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная воля — не. произвол определенного класса, а содержание ее предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.

Однако материальными, производственными отношения­ми (базисом) содержание права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосозна­ние, политика и т. ц.), а потому оно относительно самостоя­тельно по отношению к экономике. В силу этого оно оказы­вает обратное влияние на развитие экономических, да и дру­гих отношений, выступает в качестве важного фактора стаби­лизации и развития общественных отношений.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.009 с.)