Нормативный подход к праву как к средству поддержания законности и стабильности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный подход к праву как к средству поддержания законности и стабильности.



 

Право – это обусловл-я природой чел-ка и общества и выражающая свободу личности система регулир-я общ-х отнош-й, которой присущи норм-сть, формальная определ-сть в офиц-х источниках и обеспеченность возможностью гос. принуждения. 3 подхода:

а) нормативный, рассматр-щий право как систему юр норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права);

б) социолог-й, отожд-щий право с регулир-ми им общ-ми отнош-ми; в) философский, связ-щий право с свободой справед-лтью..

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совок-сть норм, внешне выраж-х в законах и иных норм-ых актах (Кельзен). Современное понимание этой теории: Право – это система взаимосв-х и взаимод-х норм, изложенных в норм-х актах. Нормы права издаются гос-вом, регул-ют наиболее важные общ-ые отнош-я; Само право и его реализ-я обеспечив-ся прину-дительной силой гос-ва. От норм зависят формир-е право-сознания, правовое поведение. +: Позволяет создавать и соверш-вать систему законод-ва; сод-ет формир-ию «нор-мативного» представления о праве как формально-логиче-ской основе правосознания граждан; позволяет четко определить права и обяз-сти субъектов, фиксировать меры и средства гос-го принуж-я. Минусы: отрицание обусловл-сти права потребностями общ-го разв-я, игнорировании ес-тественных и нравственных начал в праве и роли право-сознания в реализации юр-х норм, абсолютизации гос-го влияния на правовую систему

 

Признаки права.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в офиц. Ист-х и обеспеч-сть возможностью Гос. Принужд-я

1. Нормативность – общеобязательность, территориальная непрерывность, непрерывность во времени правовых пред-писаний. Право возведено в закон, в ранг офиц-х правил.

2. Обеспеченность возможностью гос-го принуждения. Гос-во, имеющее монополию на осущ-ние принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор сущ-ния и функционир-я права. Госу-ое принужд-е реализ-ся в 2 формах: оно обеспеч-ет защиту права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обяз-сти (иначе правонарушитель привлекается к юр.ответ-сти и подвер-гается наказанию)

3. Формальная определенность. Гос-во придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

4. Системность. Право представляет собой сложное системное обра-е:- Естественное право, состоящее из прав, обусловл-х природой человека и общ-ва (права человека).

- Позитивное право. Это законодат-во и др. источники юр-х норм, в которых получают офиц-ое гос-ое признание социально-правовые притязания граждан, орг-ций, соц. групп. -Субъективное право, т.е. индивид-ые возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

- Системные связи права рассматр-ся и в др аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законод-ва.

5. Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей, ибо в нем определяется их будущее поведение. Это форма отражения соц-ых зако-номерностей и общ-х отнош – предмета правового регул-я

Сущность права: методол-е подходы к выявлению и анализу.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в офиц. Ист-х и обеспеч-сть возможностью Гос. Принужд-я

Сущ-ет 2 подхода к нониманию сущности права: классовый и общесоциальный

Классовый – провозглашает направленность права на то, чтобы служить интересам господствующих в обществе классов.

Общесоциальная выражается в его возможности служить интересам всех без исключения людей, обеспечивая организованность и развитие соц. Связей.

ТО Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Это обусловленная материальными, социально-культурными условиями жизнедеятельности общая воля общества, выраженная в законе и признаваемая гос-вом.

Принципы права как отражение его социальной ценности: понятие, классификация.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в офиц. Ист-х и обеспеч-сть возможностью Гос. Принужд-я

ПП-это основные руководящие идеи, закрепленные в праве, характер-щие его сущность, назначение в об-ве.

К числу общеправовых принципов относят:

1. П-п демократизма выражен в нормах права. Он предпол-ет участие в формир-ии права 2. Пр-п справедл-сти выражает общесоц-ую сущность права. Он состоит в соразмерности с деяния и воздаяния. 3.Пр-п гуманизма – «супер пр-п»- Состоит в уважении прав и свобод чел-ка. основа всей системы законод-ва. 4.П-п законности пред-полагает точное, строгое и неукосни-е исполнение и соблюдение всеми субъектами законов и др. НПА действующих на территории РФ. 5.Пр-п равноправия за-крепляет равный правовой статус всех граждан, (речь идет о юр-ом рав-ве). (рав-во всех перед законом,.рав-о независимо от пола и национальности, языка.рав-тво мужчин и женщин. т.е. общеобязателен)

6. Пр-п взаимной ответственности гос-ва и личности.

По объему охвата норм права:

-общие – вся система права (законность, ответ-сть за вину)

-Отраслевые – пр-пы наиболее крупных подразд-й, из которых сотоит право (ГП-принцип равенства сторон и свободы до-ра, неприкосн-сти собств-сти, УП прецумпция невиновности).

-межотраслевые пр-пы – пр-ы нескольких отраслей (пр-п всех отраслей, регулир-х юр- процесс, пр-п независ-ти судей, пр-п состязательности пр-п открытого и гласного судебного разбирательства).

-Общеправовые П, характерные для права в целом выраж-е важнейщие его черты.

Соотношение права, политики, экономики.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в офиц. Ист-х и обеспеч-сть возможностью Гос. Принужд-я

Право взаимод-ет и с эк-кой и с пол-кой.

Экономика - система производ-х сил и производств-х отнош-й данного общ-ва. Эк-ка определ.правовое и по-лит-ое разв-е общ-ва. Эк. интересы и потребности людей трансформируются в мотивы правотворческой деят-ти и выражаются в основных направлениях эк.поли-тики. Эк-ка всегда первична, а политика и право производны.

Политика - теория и практика участия в делах гос-ва, определения форм, задач, содержания деят-сти гос-ва. Наиболее важные эк. интересы выражаются в политике, т.е.в программах партий и движений. Политика выр-ет интересы эк-ки.

Пол-ка и право в социальном развитии идут рука об руку.

Государство возд-ет на право и эк-ку в форме правотв-ва, правоохранения, а право регл-рует деят-сть орг-в гос-ва.

Сущ-ют 3 формы влияния пол-ки и права через гос. власть на экономику. 1. государственная власть может тормозить, сдерживать экономическое развитие. Эк.потребности неправильно отражаются в развитии политики и права.

2. эк. потребности своевременно отражаются в политике и правовых нормах. Это идеальный путь развития экономики, политики и права. 3. гос. власть одни стороны эк-ской жизни подталкивает, ускоряет, другие – сдержива-ет. Гос-во в этом случае развивается импульсивно.

 

 

Функции права.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в офиц. Ист-х и обеспеч-сть возможностью Гос. Принужд-я

Функции права - это основные направл-я воз-вия права на общ.жизнь, раскрывающие сущность права. ФП показывают наиболее типичные каналы воз-я прав-х норм на общ жизнь.

Все ФП следует делить на две группы: общесоц-е и юр-е. Общесоц-е ФП делятся на эк-кие, пол-ие и воспитат-е (идеолог-е).Юр-ие ФП делятся на регулятивные и охранит-е

Эконом-я ФП - возможность права воздействовать на общ-ю жизнь, эк-ку, регулировать общ-е развитие путем установл-я меры труда и ЗП. Эк-ая политика гос-ва получает воплощение ч/з деят-ть правотворческих органов.

Полит-ая ФП - возможность служить методом решения полит-х задач общ-ого развития. Право закрепляет порядок образ-ия, стр-ру, формы и методы деят-сти органов гос-ва и стабилизирует область полит. Деят-сти.

Воспитательная ФП - способность возд-вать на волю и сознание людей с целью формир-я у них уважения к правовым нормам и праву в целом.

Регулятивная ФП – упорядочение, введение общ. Отнош. В определ. Рамки. 1. регулятивно-статистическая Ф – Ф-я закрепления, стабилизации общ. Отнош-й. Осущ-ся с помощью обязыв-я субъекта воздерж-ся от определ. действий 2 регул-но-динамическая осущ-ся с помощью обязыв-я субъекта совершать активные действия.

Охранительная ФП - нацеленность на защиту, охрану общ-х отнош-й, которые представ-ют собой особую ценно-сть и нужд-ся в правовой охране. Это установ-ие запретов, санкций, регулир-е самой правоохр-ой деят-и. В рамках охранит-ой функции осущ-тся иссл-ие видов неправомер-ного поведения и привлечение виновных к ответст-сти.

Оценочная– П как критерий правом-сти ч-либо поступков

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.015 с.)