Федерация как форма государственного устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федерация как форма государственного устройства.



Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Конфедерация. Ее отличительные характеристики.

Важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности.

Понятия и виды политического режима.

Политический (госуд.) режим – совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется госуд. власть.

Виды политических режимов.

1. недемократические режимы:

а) атвторитарный режим – политическая власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа (партия, элитная группа, класс и тд.)

б) деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

в) теранический режим основан на узурпации (присвоение) власти тираном и жестоких методов ее осуществления. В отличие от деспотии власть тирана устанавливается насильственным путем.

г) военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

д) тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии; Основным методом управления становится насилие, принуждение и террор.

е) фашистский режим основывается на сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, характеризуется воинственным антидемократизмом и расизмом.

2. Демократический режим означает народовластие, власть народа.

Основные характеристики:

- реальное обеспечение прав и свобод гражданина, а не только их конституционное провозглашение

- решение принимаются на основе мнения большинства, но с учетом интересов остальной части общества

- преобладают методы компромисса, а не силовые

- подотчетность избирателям центральным и местным органом государственной власти

- существование многопартийности (в том числе политическая оппозиция)

- силовые структуры находятся под контролем общества

- СМИ свободны от цензуры

- реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Понятие и структура системы социального регулирования. Виды социальных норм.

Система нормативного регулирования общественных отношений – это вся совокупность норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности.

В системе нормативного регулирования и выделяют технические и социальные нормы.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми и их объединениями, иными словами социальная жизнь.

Виды социальных норм:

- моральные нормы – правила поведения людей на основе их представления о добре и зле, о справедливости и других нравственных ценностей (в сознании людей, литература, искусство, СМИ).

- религиозные нормы

- корпоративные нормы

- нормы обычаев (обычай – правила поведения)

- правовые нормы (право)

Понятия и признаки права.

Общие закономерности возникновения в формирование права:

1. первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства (обычное право)

2. далее к обычному праву добавляется оформленные в письменной форме правила поведения, устанавливаемые главами госуд – королями, царями и тд (писанное право)

Формирование права как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и тд)

Право есть система общеобязательных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Социальное назначение права состоит прежде всего в регулирование общественных отношений, искоренение определенных негативных явлений из жизни общества.

Основные признаки права:

1. общеобязательность

2. связь с государством

3. нормативность

4. системность права – внутренний целостный организм, где каждый элемент имеет свое место

Основные принципы права.

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, которые выражают сущность права

Виды:

1. Юридическое равенство граждан перед законом и судом – равное правовое положение.

2. Гуманизм – означает, что конституция и законы прежде всего должны закреплять права человека и свободы.

3. справедливость – соразмерность между деянием и воздаянием, между преступлением и наказанием и тд.

4. единство прав и обязанностей означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав.

5. законность – система требований, состоящая в точной реализации норм и права всеми и повсеместно.

6. сочетание убеждения и принуждения – универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регулятором, особенно праву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.009 с.)