Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы физиологии, психологии и эргономики труда

Поиск

Физиология труда. Работоспособность человека. Классификация форм труда

Физиология труда изучает закономерности изменений функций организма, т.е. отдельных органов и функциональных систем в процессе трудовой деятельности. На основе этих данных разрабатываются рациональные режимы труда и отдыха, рациональные рабочие движения и т.д.

Классификация форм труда.

В настоящее время различают пять основных форм труда:

1) Формы труда со значительной двигательной активностью и высокими энергозатратами от 4000 до 6000 кКалл в сутки.

При таких формах труда возникают значительные нагрузки на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую, дыхательную систему, но высокая двигательная активность способствует активизации обменных процессов в организме (жаровой, мелидный, углеводный и т.д.).

2) формы труда с ограничением двигательной активности и незначительными энергозатратами от 1800 до 2400 кКалл в сутки.

Эта форма труда связана с таким состоянием как гипокинезия (уменьшенный кислородный обмен). Уменьшение двигательной активности уменьшает поступление кислорода к тканям организма. Такие формы труда связаны с нагрузкой на процессы памяти, внимания, мышления человека, на эмоциональную сферу деятельности человека. Из-за нарушения обмена веществ в организме профессионально обусловленными заболеваниями являются инфаркты, инсульты и т.д.

3) Механизированные формы труда характеризуется энергозатратами от 3000 – 4000 килокалорий в сутки, нагрузками на отдельные группы мышц (рук и плечевого пояса), а также высокими требованиями к точности и координации движений. При этом из-за однообразия действия и движений снижается умственная активность человека к окончанию рабочей смены.

4) Формы труда, связанные с групповыми и конвейерными технологиями, которые характеризуются однообразными действиями движения, развитием состояния монотонии. Чем меньше время на операцию, чем она проще, тем монотоннее труд.

5) Автоматизированное производство, которое характеризуется отсутствием содержательного труда и развитием состояния психического пресыщения (работа в режимах ожидания ил наблюдения).

 

Работоспособность человека. Фазы работоспособности

 

Основной целью трудовой деятельности является формирование функциональной системы организма, т.е. отдельных органов и систем, управляемых центральной нервной системой для исполнения конкретной работы за определенный период времени с заданным результатом.

Работоспособность – это способность функциональной системы организма выполнить определенную работу за определенный период времени с требуемым результатом.

Динамика работоспособности имеет следующий характер:

I Первая фаза работоспособности – это врабатывание – приспосабливание функциональной системы организма к требованиям и условиям работы (рисунок 3). Этот период длится 20 -30 мин.

 

Рисунок 3

II Фаза высокой устойчивой работоспособности, которая характеризуется даже снижением деятельности некоторых функциональных систем, в процессе выполнения работы.

III По мере истощения резервов организма наступает третья фаза – фаза утомления. В фазе утомления снижается работоспособность, увеличивается количество ошибок, возникает чувство усталости.

После обеденного перерыва, продолжительность которого может быть от 45 мин до двух часов, динамика работоспособности носит тот же характер, но реализуется на более низком уровне.

Под рациональными режимами труда и отдыха понимают временную регламентацию продолжительности рабочей смены, внутрисменных и межсменных перерывов. Рациональные режимы труда и отдыха устанавливают исходя из динамики работоспособности. Дополнительные регламентируемые перерывы продолжительностью от 5 до 15 – 20 минут устанавливают для работ с вредными условиями труда для поддержания наивысшей работоспособности в течение всего рабочего дня.

 

Психология труда

 

Психология труда изучает изменение психологических возможностей человека в трудовом процессе и изучает такие психические свойства как восприятие, внимание, долговременную и кратковременную память, болевые свойства, эмоции человека, особенности темперамента.

Динамика психической работоспособности носит тот же характер, что и физиологической. Кроме того, психология труда изучает особые психические состояния – монотонию, стресс и психическое пресыщение.

Состояние монотонии возникает при однообразных действиях и движениях, при недостаточной рабочей нагрузке, отсутствии внешних раздражителей. В состоянии монотонии резко снижается производительность труда через 30 – 40 минут от начала работы, возникает чувство усталости, сонливости и т.д. Для профилактики такого состояния рекомендуют чередование рабочих операций, оптимизацию рабочей нагрузки (она должна быть 40 – 60% от максимальных возможностей человека), также внешних раздражителей в виде: динамический микроклимат, музыка.

Стресс – это неспецифическая функциональная реакция организма на внешнее повреждение. Нервно-психический стресс вызывается следующими причинами:

1) Дефицит времени на принятие и реализацию решения;

2) Ответственность за принятое решение;

3) Сложность решаемых задач;

4) Индивидуальные свойства человека (эмоциональная неустойчивость, тревожность, чрезвычайное чувство ответственности);

5) психологический климат в коллективе.

В первоначальные моменты развития нервно-психического стресса при нагрузке свыше 80% от максимальной возможности человека возможно улучшение некоторых функций. Например, величина мышечных усилий может увеличиться. Но сразу же ухудшаются интеллектуальные функции, затем по мере развития стресса возникает чувство растерянности, невозможности сосредоточиться, увеличиваются ошибки, появляются неадекватные реакции, возможен срыв деятельности.

Состояние стресса можно избежать при оптимизации рабочей нагрузки, рациональной организации труда, обеспечении хорошего социального психологического климата.

Состояние психического пресыщения возникает в автоматизированном и полуавтоматизированном производстве и проявляется в жалобах на состояние здоровья, о отсутствии перспектив на рабочем месте, возникает тенденция к перемене места работы. Развитие такого состояния связано со снижением содержательности труда, отсутствии труда. Для предотвращения развития такого состояния применяют принцип активного оператора, который заключается в правильном распределении функций между человеком и машиной с учетом возможного дополнения резервирования, сохранения за человеком активной функции в принятии решений, повышении мотивации к труду. Различают следующие виды мотивации: выгода, нивелирование, безопасность, удобство.

 

Эргономика

 

Эргономика – это наука, которая изучает взаимодействие человека и машинной части системы «человек – машина – среда обитания» с учетом психологических антропометрических, социальных и других возможностей человека. Одним из основных показателей эргономичности технических систем является обитаемость, управляемость, усвояемость, обслуживаемость.

Так, например, обитаемость – мера соответствия характеристик производственной среды биологическим, психологическим особенностям человека, она учитывает санитарно-гигиенические условия на рабочем месте (освещенность, шум, вибрации и психологические факторы). Например, соответствие средств отображения информации, органов управления возможностям анализаторов человека и опорно-двигательного аппарата человека.

Управляемость обеспечивает возможность ведущей роли человека в управлении системой: «человек – машина – среда обитания», т.е. исключает такие сигналы и команды, которые дезорганизуют работу системы. Управляемость задает требования к содержанию напряженности деятельности, ее ритму по отношению к точности и быстродействию оператора.

Усвояемость – это возможность быстрого овладения оператором умением и навыками управления и обслуживания системой.

Обслуживаемость – пространственная доступность регулируемых, ремонтируемых или заменяемых элементов, обеспечивающая рациональность действий при ремонте, монтаже системы.

Социально-психологическими показателями в эргономике являются соответствие конструкции объекта, организации рабочего места, характеру и степени группового взаимодействия.

Психологические показатели – это соответствие техники возможностям восприятия памяти, мышления и навыков человека.

Психофизиологические показатели – это соответствие техники характеристикам анализаторов человека (соответствие зрительному полю человека).

Антропометрические показатели – соответствие техники размерам и форме тела человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.012 с.)