Туризм как межотраслевой комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризм как межотраслевой комплекс



Индустрия туризма – это межотраслевой хозяйственный комплекс, специализирующийся на создании турпродукта, способного удовлетворять специфические потребности населения в проведении досуга в путешествии путем производства и реализации товаров и услуг туристического назначения. Межотраслевой комплекс является элементом функционально-компонентной структуры хозяйства и представляет собой интегрированную систему отраслей, производств и видов деятельности, объединенных общей целью и программой развития. То есть, межотраслевой является целевым образованием, ориентированным на удовлетворение определенных общественных потребностей. В основе выделения МК лежат объективные системные функциональные, синергетические, эволюционные и управленческие связи. Общность цели – удовлетворение специфических потребностей туриста в отдыхе и впечатлениях, полученных во время путешествия, путем предоставления услуг и обеспечения товарами, которые сделают отдых комфортным. Способствуют осуществлению цели путешествия, объединяют разные отрасли и виды деятельности, как материального производства, так и непроизводственной сферы в межотраслевой комплекс, который характеризуется значительной взаимосвязью компонентов и взаимозаменяемостью элементов. Межотраслевой комплекс индустрии туризма выделяется сложностью внутренней структуры, разнообразием внешних и многоуровневостью внутренних связей и организацией обслуживания. Как любая составляющая национального хозяйства, индустрия туризма потребляет энергию, обеспечивается топливно-энергетическим комплексом, сырьем и материалами, водой. Для непосредственного функционирования индустрии туризма необходима материально-техническая база, которая создается стройиндустрией, продукты питания, поставляемые АПК, транспортные средства и транспортная сеть, ремонтная и строительная база, трудовые ресурсы определенной квалификации. Между хозяйством и индустрией туризма как его составной существуют тесные вертикальные и горизонтальные связи. Связи с хозяйством подразделяются по характеру, направлениям, интенсивностью и т.д. По характеру выделяют производствен-технологические, ресурсно-энергетические, организационно-управленческие, информационные связи. По направлению – прямые и обратные, по интенсивности – непосредственные и косвенные. Наличие прямых и обратных непосредственных связей позволяет выделить отрасли производства, которые непосредственно влияют на развитие и функционирование туристской сферы. Для обеспечения этого функционирования возможно создание организационно-производственных структур: народные промыслы – сувенирная; АПК – объекты питания; строительство – объекты туристской инфраструктуры; сфера обслуживания, другие отрасли непроизводственной сферы и инженерная инфраструктура общего пользования – объекты индустрии туризма; транспорт и транспортная сеть – транспортные услуги индустрии туризма.

 

 

6.Специализация и кооперация в отрасли туризма. Специализация производства является эффективной формой общественного разделения труда Различают специализацию отрасли, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация отрасли выражается в расщеплении существующих подотраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию. Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.Процесс специализации в отрасли осуществляется по следующим направлениям:
- создание или выделение отраслей и предприятий, специализирующихся на выпуске определенных готовых изделий;
- расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;
- выделение и создание самостоятельных предприятий по выполнению отдельных технологических операций. Имеются две основные формы специализации производства: предметная и технологическая. Предметная специализация охватывает предприятия, выпускающие какой-либо вид однородной продукции. Предметная специализация предприятия сопровождается углублениемее внутри предприятий, где создаются специализированные филиалы.Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции. Кокретные формы специализации зависят от особенностей и уровня развития каждой отрасли.
Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей:
- количество подотраслей и отраслевая структура;
- удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей профилю данной отрасли
- удельный вес продукции предприятий, специализированных подетально и технологически, в общем объеме выпускаемой продукции;
- количество групп, видов и типов технологически однородных изделий, выпускаемых отдельными предприятиями.
Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализ, производственное кооперирование характ относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников. Производств коперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительн производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин.В промыш. коперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, и межотраслевое.По территориальному признаку делится на внутрирайонное, и межрайонное.
Уровень производственного кооперирования харак следующими показателями:
- коэфф кооперирования
- количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;
- соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых поставок;
- доля предметного и технологического кооперирования в общих поставках;
- средний радиус кооперирования отдельного предприятия.
Специализация важный фактор повышения эффективн общественного производства, так как она открывает простор для широкого использования новой высокопроизводит техники для все более полной автоматизации производства, Специализация, способствует научно-техническ прогрессу.
Рациональное развитие специализации оказывает большое влияние на все стороны совершенствования общественного производства и на повышение его эффективности. Для определения экономической эффективности специализаци производства используют три основных показателя:
1) экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям;
2) экономия капитальных вложений и срок их окупаемости;
3) годовой экономический эффект от специализации производства продукции.

 

7. Концентрация производства в туризме. Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий и в распределении общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера. Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации. Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах: 1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; 2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; 3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

8. Экспорт и импорт тур услуг Туризм как товар можно импортировать в страну и экспортировать из нее.Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, кото­рый сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.Туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, ко­торый сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.Когда платежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные потоки, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный ту­рист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона. Следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий, и деньги туриста оседают на ее территории. Одновременно это означает ту­ристский импорт для той страны, из которой турист вывозит деньги. При туристскм экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов.Это главная особенность туристского экспорта и ее отличие от экспорта товаров, так как при экспорте товаров денежный поток товаров движется в противоположном направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.005 с.)