Проблемы классификации правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы классификации правовых норм.



Существует огромнейшее количество различных классификаций. Если мы обратимся к научным источникам, то мы увидим всевозможные критерии классификации и классификационные ряды.

Основные классификационные ряды:

1. в зависимости от функционального назначения нормы (в зависимости от того, какие функции норма выполняет и какую роль она играет в механизме правового регулирования);

1) регулятивные – имеют своим функциональным назначением позитивную регламентацию общественных отношений, их упорядочивание и обеспечение их развития;

2) охранительные – имеют своей целью защиту общественных отношений от противопроавных посягательств;

И те, и другие нормы рассчитаны на формирование правомерной модели повдения

3) специализированные – выполняют в механизме правового регулирования несколько иную роль. Их действия направлены не сами общественные отношения, а на другие элементы механизма правого регулирования; выполняют в механизме правового регулирования определительно-обеспечительную роль, обслуживающую функцию. Т.е. они определяют саму модель регулирования с одной стороны, а с другой стороны – обслуживают действие самих норм, создавая механизм действия. Мы можем выделить три группы норм:

а) системоопределяющие нормы – базовые, исходные нормы, выполняющие системо-формирующую роль, выполняющие системо-моделирующую функцию, они носят основополагающий, исходный характер. Это учредительные нормы права(это нормы, которые провозглашают конечные цели правового регулирования и определяют идеологическую модель правого регулирования). Такие нормы, как правило, содержатся в Преамбулах НПА и в начальных статьях актов.

нормы-цели и нормы-задачи – они более конкретны, определяют цели и задачи регулирования конкретной сферы общественных отношений;

нормы-принципы – это нормы, которые закрепляют, аккумулируют основополагающие идеи и начала правового регулирования (напр., норма ст. 15 Конституции);

дефинитивные нормы – нормы, которые формулируют определения основополагающих, ключевых юридических понятий;

б) системоупорядочивающие – к ним традиционно относят оперативные (темпоральные) номы и коллизионные нормы – эти нормы упорядочивают механизм действия права, определяют механизм действия других норм (оперативные нормы – определяют порядок действия и вступления в силу норм);

в) системоупрощающие нормы – к их числу можно отнести нормы-презумпции и норм-фикции;

2. по предмету правового регулирования (отраслевая классификация правовых норм):

1) гражданско-правовые

3. в зависимости от юридического характера предписания:

1) управомочивающие;

2) обязывающие;

3) запрещающие;

4. в зависимости от их юридического содержания:

1) нормы материального права – закрепляют права и обязанности адресатов;

2) нормы процессуального права – определяют, формулируют и моделируют порядок реализации этих прав и обязанностей, а также порядок приведения мер государственного принуждения:

а) процедурные нормы – порядок реализационных прав и обязаннстей;

б) юрисдикционные нормы – порядок приведения мер государственного принуждения, порядок возложения мер ответственности;

5. в зависимости от того, от кого исходят нормы

1) нормы, непосредственно исходящие от источников власти (гражданского общества) – нормы, которые принимаются на народном референдуме;

2) нормы, исходящие от государства;

3) нормы делегированного правотворчества

6. в зависимости от сроков действия правовой нормы;

1) нормы постоянные; - срок действия которых не ограничены;

2) временные нормы – которые принимаются и действуют в течение строго установленного срока

7. в зависимости от степени общности предписания;

1) общие – это нормы, которые регулируют определённый род общественных отношений, создают базовую модель общественных отношений;

2) специальные - это нормы, которые регулируют определённый вид общественных отношений, они конкретизируют общие нормы исходя из видовой специфики;

3) исключительные – устанавливают изъятия из общих и специальных норм и определяют порядок особого правого регулирования;

8. в зависимости от территориального масштаба действия;

1) нормы общегосударственного действия;

2) нормы межрегионального действия

3) нормы регионального действия;

4) местные;

5) локальные

9. в зависимости от субъектного состава:

1) нормы общего действия – адресованы всем без исключения лицам;

2) нормы ограниченного действия – адресованы конкретным категориям субъектам;

10. по юридической силе;

1) нормы законов;

2) нормы подзаконных актов

11. в соответствии с принципом федерализма;

1) федеральные нормы;

2) нормы субъектов Федерации.

12. в зависимости от структурных элементов нормы (спорная точка зрения);

1) абсолютно-определённые номы;

2) относительно-определённые нормы

Тема. Правовые отношения.

1. Проблемы определения понятия правового отношения.

По своей сути правовое отношение является центральным, ключевым элементом механизма правового регулирования. Правоотношения – это базовый, целевой элемент механизма правового регулирования.

В юридической литературе нет однозначного подхода к пониманию правоотношения. Можно выделить несколько научных школ к пониманию правоотношения:

1. Концепция Халкиной “Общее учение о правоотношениях” – рассматривает правоотношения как результат правового регулирования;

Правоотношения – это фактическое общественное отношения, урегулированное нормами права.

2. Школа Ю. К. Толстого – правоотношение рассматривается как основное средство правового регулирования

Правоотношение определяется как возникающее на основе норм права формализованная юридическая связь.

Это две основные концепции.

Здесь отдаём предпочтение второй модели. Процессуальные отношения не могут существовать вне правовой формы. Правоотношение – это цель правового регулирования

3. И. В. Фёдоров – в своей монографии И. В. Фёдоров писал о том, что правоотношение – это сочетание и формального, и материального. Следовательно, правоотношение может выступать в зависимости от социальной ситуации и средством правового регулирования, и его целью. Потому что, действительно, в некоторых случаях цель правового регулирования – создание правовой модели.

Правоотношение может одновременно выступать либо целью, либо средством правового регулирования. Правоотношение, как и любая правовая категория, является многоаспектным.

Согласно второй концепции, Правовое отношение – это возникающая на основе права формализованная двусторонняя юридическая связь между субъектами, наделёнными взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, реализация которой обеспечивается силой государственного принуждения.

При таком подходе мы можем выделить следующие признаки правоотношения:

1. правоотношение возникает всегда на основе нормы права;

2. правоотношение всегда представляет собой определённого рода социальную связь;

3. правоотношение всегда может существовать только в обществе;

4. в правоотношении всегда два участника: управомочивающие лицо и обязывающее лицо;

5. эта связь носит всегда формализованный характер;

Поскольку правоотношение возникает на основе норма права, а норма всегда формально определена, то и вся связь носит формализованный характер. Любое правоотношение носит строго определённую форму выражения этого отношения. Права и обязанности субъектов этих отношений также строго формализованы.

6. эта юридическая связь находит своё отражение во взаимных правах и обязанностях, которые являются взаимообусловленными и взаимокорреспондирующими;

7. правоотношение носит интеллектуально-волевой характер: это осознанность поведения, а также свобода поведения субъектов;

8. эта связь носит не только формализованный, но и индивидуализированный характер;

Субъекты отношения – это формализованные лица, наделённые конкретным набором субъективных прав и юридических обязанностей.

9. идеологический характер юридических связей;

10. эта связь обеспечивается силой государственного принуждения.

 

2. Проблема содержания правого отношения.

Содержание зависит от того какое понятие мы возьмём:

v Халфиной – правоотношения как результат. Само фактическое отношение и будет содержанием. А субъективные права и юридическая обязанность – формой, в которой они существуют.

v Толстого – как средство правового регулирования. Содержание – субъективные права и юридические обязанности. Характер юридической связи – форма.

v Алексеев – материальный и формальный аспект (взаимные субъективные права и юридические обязанности) форма – юридические права и обязанности.

Субъективное право – предусмотренное правовой нормой вид и мера возможного поведения управомоченного лица, осуществляемого им целью удовлетворения своих законных интересов и обеспеченного исполнением юридической обязанности правообязанного лица.

Поведение такое необходимо чтобы лицо могло удовлетворить свой законный интерес, достичь выгодного для себя результата.

Субъективное право – сложная правовая категория, которая состоит нескольких элементов, формируется из ряда правомочий:

1. право на собственное поведение – возможность самому субъекту осуществлять позитивные действия в свою пользу. Иногда разделяют на:

· право на собственные юридические действия – возможность лица осуществлять юридические акты, которые имеют непосредственное правовое значение.

· право на собственные фактические действия – совершение управомоченных лицом таких поступков, которые не нацелены на правовой результат. Но он все равно создается.

2. право требования – возможность для управомоченного лица потребовать от правообязанного лица совершения положительных действий в свою пользу.

3. право притязания – возможность для управомоченного лица обратиться в суд или иной уполномоченный орган за защитой своего нарушенного права. Право на защиту. Нарушение права как основание для возникновении права притязания может быть:

· реальным

· предполагаемым/возможным – управомоченное лицо только предполагает, что его права нарушены.

Эти три правомочия признаются практически всеми авторами, кроме Табаринова. Реже выделяют:

4. право пользования – возможность для управомоченного лица пользоваться определенным социальным благом. Например, пользоваться знаниями, произведениями искусства (проф. С.С.Алексеев).

Юридическая обязанность – возникающее на основе правовой нормы вид и мера должного/необходимого поведения правообязанного лица, осуществляемого им с целью удовлетворения законных интересов уполномоченного лица, обеспеченного силой и возможностью государственного поведения.

Это всегда императив поведения – властно предписанный нормой вариант поведения, уклониться не может. Необходимо что его контрагент – управомоченное лицо могло удовлетворить свой законный интерес, принадлежащее ему субъективное право. Чтобы лицо не имело возможности уклониться – государство берет императив под охрану и обеспечивает надлежащее исполнение поведения.

Элементы юридической обязанности:

· обязанность пассивного поведения – необходимость для правообязанного лица от совершения действий, противоречащих интересам управомоченного лица.

· обязанность активного поведения – предписанное правовой нормой для правообязанного лица совершить активные положительные действия в пользу управомоченного.

· Обязанность претерпеть меры государственного принуждения, в случае нарушения права

· Обязанность предоставления социального блага

Элементы СП и ЮО тоже взаимосвязаны:

1) право на собственные действия – обязанность пассивного поведения

2) право требования – обязанность активного поведения

3) право притязания – обязанность претерпеть меры гос принуждения

4) право пользования – обязанность предоставить социальные блага

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.029 с.)