Тема 1. «понятие, предмет, объект проблем тгп» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. «понятие, предмет, объект проблем тгп»



Проблемы ТГП

кафедра теории и истории государства

и права, административного права

Баранов Андрей Васильевич

Учебники:

· М.Н. Марченко

· В.Н. Протасов «Проблемы ТГП»

· Роянов

· С.С.Алексеев «Проблемы ТГП» (позитивистская теория права)

· Власенко Н.А.

· Перевалов

· Нерсесянс «Проблемы ТГП»

Интернет – ресурсы:

· Право 777

· Праланета дисер

· Дискет

· Вузлип

· Правознавец

 

Тема 1. «Понятие, предмет, объект проблем ТГП»

Различные подходы и точки зрения к понятию предмета ТГП:

· Роянов – науки ТГП нет, есть теория юриспруденция

· Проф. Лазарев – право главное, а государство изучается поскольку оно связано с правом. Государство нужно изучать по правовой деятельности государства.

· Классический подход. ТГП как наука и учебная дисциплина – достижение местное. За рубежом – теория юриспруденции. До революции ТГП и философия права существовали параллельно. В советской школе это всё осталось. Необходимость выделения базовой науки ТГП.

Проф. Лазарев – предмет – гос-во и право (см.учебник) смешение объекта и предмета.

Нужно отделять и объект и предмет. Объект более широкое понятие.

Объект – то, что противопоставляется субъекту в его научно познавательной деятельности, то на что направлено наше сознание. Само по себе государство и само по себе право, как уникальные и универсальные социальные явления, объективно присущие цивилизованному обществу. Государство и право должны рассматриваться в тесной взаимозависимости друг с другом – речь о позитивном праве; в естественном – речи быть не может, поскольку право регулятор отношений не может существовать отдельно. Позитивное право не может существовать без государства:

· Властно - волевой характер

· Общая обязательность

· Формальная определенность

· Государственно – принудительный характер

Государство без права тоже существовать не может – это же правовая форма организации общества. Право оформляет государство. Определяет характер взаимодействия государства и общества, структурных элементов между собой. Позитивное право – единственный канал, через который государство может волю вынести, домести до населения и готовить исполнение.

Для ТГП характерно наличие двуединого объекта познания. Он двойственен, но он единый.

Вопрос может ли наша наука ограничиться только изучением права и государства и их взаимосвязями?

1. Правовое сознание

2. Правовое поведение,

3. Правовая идеология.

С объект входят государственные правовые явления и процессы, тесно и непосредственно с государством взаимосвязанные, но в состав государства не входящие (социально-политическое, экономическое, духовное).

Статья 13 К РФ

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

Государство - идеалогизированнный институт, потому рассматривать в отрыве не следует. Тоже самое, можно сказать о политической и социальной сферы общества, в отрыве от них нельзя изучать.

Для отграничения необходимо провести грань – все по-разному одна все включают, другие вообще не включают, истина – посередине. Включать только в том контексте, когда оказывают существенное, объективно – действительное влияние на государство.

Непосредственное правовое регулирование:

- ПО должны поддаваться внешнему воздействию

- должно быть конфликтным иначе праву там делать нечего.

Объектом ТГП выступает вся государственно-правовая действительность, при этом выделяются три уровня:

1. Само по себе государство и само по себе право.

2. Государственно – правовые явления, тесно и непосредственно с государством взаимосвязанные, но в его структуру не входящие.

3. Социальные, экономические, духовно-нравственные отношения, которые оказывают влияние на формирование государственно – правовой действительности в целом. Этот пункт включается для того чтобы отграничить право от иных категорий.

С.С. Алексеев - Государство прежде чем взять под свой контроль ПО оно должно проконтролировать весь массив и затем определить, что должно подлежать регулированию и целенаправленному воздействию.

Предмет – то, что наука непосредственно изучает. Для каждой науки предмет уникален. Объекты могут пересекаться. Предметом любой науки выступают закономерности.

Закономерность – наиболее типичные, системные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между процессами и явлениями обусловливающие и определяющие само существование и развитие этих процессов и явлений.

закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Являются вне территориальными и вне временными. Именно это отграничивает от смежных наук.

Предметом выступают наиболее общие существенно - значимые закономерности развития государства и права.

Общие закономерности складываются из общих и частных теорий познаний правовой действительности, теории правоотношений, например.

ТГП как юр наука это не простая сумма частных правовых теорий, предмет ТГП получается намного разнообразнее, мы говорим о системе юридических знаний. Любая система обладает новыми свойствами, нежели её элементы по отдельности.

Закономерности являются отражением отношений. Выявить и изучить закономерности можно лишь в рамках изучения ПО.

Для изучения закономерностей необходимо их описать путем определения их категорий.

Юридические категории, при помощи которых мы будем определять, выявлять и изучать общие закономерности (они же не материальны) через те общественные отношения (сущность государства, категория сущности права, функции государства и права, категория норма права, категория правоотношения, правого статуса личности, категория механизма государства, механизма действия права, правонарушения, ответственности, законности, правопорядка, правового сознания, коллизии, юридической техники). Для этого нужен категориальный аппарат.

Объект, и предмет ТГП – сложные многогранные научные категории, исчерпывающе познать рассмотрением одного подхода к ним невозможно.

 

Методология

Методы составляют основу методологии, кроме этого включаются принципы и парадигмы познания – то, на чем эти самые методы основываются.

Методология – совокупность принципов, парадигм и методов познания правовой действительности.

Принципы познания:

· Всеобщности – изучение не должно замыкаться на рассмотрении отдельных срезов и аспектов формирования развития государства и права.

· Системности

· Научности – означает, что изучение, данные должны быть научно обоснованны, на научных методах

· Объективной истины – объективное знание о действительности.

· Историзма

· Взаимосвязь науки и практики

· Цикличности познания

 

 

1. Система уже сложившихся знаний: (может иметь как положительные, так и отрицательные значения: важно не зацикливаться на уже известном, а из известного вывести что-то новое).

2. Природа формы постижения явления (предмета).

3. Концептуальная идеяисходное суждение о предмете, его программные положения, предположения.

4. Парадигма – совокупность теоретическихпредпосылок, которые имеют место в данное время и признаются большинством ученых. Они определяют конкретные научные изучения.

5. Методологические принципы – мыслительные предпосылки, познавательныеалгоритмы теоретического постижения предмета. Помогают исследователю сконструировать определенную теоретическую модель. Группы принципов.

1. Принципы, которые позволяют различать в общественном объекте конкретный предмет, а в конкретном предмете его элементы.

- принцип историзма – позволяет образовывать теорию в изучении права в его событийно – хронологическом аспекте, поэтапно.

- Формационный подход – может выделить сущность права в аспекте экономико – политических отношений, сущность права связывается с отношениями в экономике, политике, которые являются определяющими. Выделяют волевую сторону сущности права, воля как способность навязывать мнение.

- Цивилизованный подход – позволяет связать явление с национальными особенностями, культурой.

2. Методы познания – различные приемы, способы изучения исследуемого предмета.

Парадигмы - + и – «Закон для дураков не писан…»

Методы – системная совокупность приемов и способов познания государственно правовой - действительности.

1. всеобщие методы познания.

а) первая пара: метафизика и диалектический метод познания.

· Метафизика – изначальный метод познания.

Иррациональный внечувственный метод. С точки зрения метафизического подхода государства и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно. Характерно лишь внутренне совершенствование, а не развитие.

Если исследователю этих данных не хватает, он их формирует умозрительно - придумывает (теоретическая модель правового государства).

· Диалектический метод познания.

Диалектика – искусство ведения спора, беседы. Гегелевская диалектика - учение о всеобщих законах и закономерностях развития.

Государство и право – как явление, находящееся в постоянном и непрерывном развитии. Это развитие происходит по восходящей вертикальной спирали. Каждый виток спирали – цикл развития. Каждое государство проходит в своем развитии несколько стадий, само себя воспроизводит, как правило, на более высоком уровне. Например, демократия – первобытнообщинная демократия - афинская - сословная – буржуазная.

Такое развитие осуществляется на основе объективных законах:

+ переход количественного в качественное (накопление качества - смена качественно новое явление)

+ единство и борьба противоположностей (все государственно-правовые явления едины по природе, но находятся в постоянном противодействии друг другу). Например, государство и общество.

+ отрицание отрицания (отрицает явление предыдущее, но само отрицается последующим СССР - РФ).

В рамках диалектического подхода выделяют:

· диалектический материализм – государство и право – явления материального мира, следовательно на их развитие первостепенное влияние оказывают – материально-экономические условия развития общества. Чем выше уровень развития общества, тем свободнее личность, тогда государство будет демократичным. Только материальными факторами объяснить все невозможно.

· диалектический идеализм – в основе развития государства и права лежит идея, дух, разум.

1. идеализм объективный – в основе формирования государства и права лежит высшая идея. Божественный дух, разум – непознаваемое. Теологическая модель развития мира – официальная доктрина Ватикана неотомизм.

2. идеализм субъективный – в основе развития и государства лежит воля и сознание людей.

б) вторая пара - абстрагирование и конкретизация

· Абстрагирование – процесс восхождения общему. Эпиктет: «Познав человека, я познаю общество». Очищение от индивидуальных качеств. Очистив норму права – общее понимание нормы права как социального регулятора от единичного к общему. Есть гипотеза, диспозиция, санкция.

· Конкретизация - обратный процесс нисхождение от общего к единичному.

Общенаучные методы

Распространяются и используются многими науками и всеми разделами и сторонами данной науки, Использование этих методов позволяет получить общую, целостную картинку об изучаемом явлении.

а) первая пара: анализ и синтез

· Анализ – расчленения целого на элементарные, изучение каждой части в отдельности, делаем вывод о том, что представляет о себе система в целом.

· Синтез - процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа.

б) логические методы - на основах законов и правил формальной логики.

1. Дедукции и индукции.

Дедукция – от общего к частному.

Индукция – путь от частного к общему.

2. Правила кругов Эйлера.

3. Правила доказательства от обратного

4. Правило исключенного третьего

5. Правило доведения до абсурда – безупречная логическая цыпочка, но на выходе – абсурдный результат.

в) системно-структурный – все явления взаимосвязаны, это совокупность методологический подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Необходимо выявлять структурные взаимосвязи, которые существует между элементами этой системы.

Данный метод исходит из следующего:

· система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов

· она образует единство

· любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка

· элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка.

· качества системы исключительны, а элементы по отдельности будут обладать иными качествами.

Каждое явление является системой и тоже состоит из определенной структурой. Норма – гипотеза диспозиция, санкция.

г) конкретно исторический метод – для понятия сущности явления, необходимо изучить историческую обстановку, в которой явление сформировалось, условия под влиянием которых это явление развивалось. Приказ Сталина «Ни шагу назад».

д) функциональный метод – для познания сущности явления, необходимо выявить и исследовать его функцию. Например, функции государства.

Частно-научные методы.

Способы познания, позволяющие наиболее полно изучить явление только с одной его стороны.

· Социологический

· Статистический

· Метод правового моделирования

· Правого эксперимента

· Сравнительно-правовой (компротивизма)

· Синергетический

Система права. Государство, затем право – автор Раянов. __________

Понятие государства.

Государство – политико-правовая территориальная организация суверенной публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной и способной принуждать к исполнению этой воли.

Признаки:

· Первая позиция С.С.Алексеев

1) территория

2) власть

3) население.

Можно охарактеризовать по отдельности государство каждым признаком в отдельности. Это не признаки, а образы, ипостаси.

· Вторая позиция Баранов

Признаками будут выступать те образы, которые характеризуют и связывают их друг с другом. Если берем власть – то публично-политическая власть, будем говорить о суверенном характере этой власти, о правовом характере. Если берем государство – структурированность, ограниченность.

Территория, население – как образы, а не признаки

Если говорить о населении – особые политико-правовые связи, которые существуют в этом обществе, о гражданстве.

1) публично-полический характер власти

Власть и общество не совпадают, что власть выделилась, но взаимосвязаны и функционируют в идеях общества. Структурно включает в себя: аппарат управления – сами ОГВ и аппарат принуждения – гос. структуры, которые обеспечивают осуществление власти. Оболенский «Государство и бюрократия»

2) государственный бюджет

Бюджет – свод доходов и расходов государства. Он формируется за счет налогов, которые необходимы доля содержания гос.аппарата. Так же нужны для поддрежания и развития непроизводственных сфер общества (социальная поддержка, образование, наука, культура, здравоохранение).

3) суверенитет государства

Речь идет о государственном суверенитете. Термин был введен Жаном Баденом.

Суверенитет - как самостоятельность, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях.

Внутренний – самостоятельность и верховенство

Внешний – самостоятельность и независимость

Некоторые говорят о частичности или ограниченности субъектов. Добровольное – союзы, межд договоры. НО НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИТЬ ЕГО!!!!!!!!!!!!!!!! САМО понятие об этом говорит. Не может быть часть суверенной по отношению к целому. Вступление в союзы – добровольное, для определенных целей – это и есть и проявление суверенитета.

Другое дела дело, когда мы говорим об абсолютном суверенитете, он всегда относителен. Оно существует в обществе и вне его существовать не может. И всегда ощущает на себе воздействие определенных сил – СМИ, партий, религиозных образований. Тем самым оказывая влияние на осуществление власти, но по тем правилам/законам, изданными самим государством.

Тоже самое, о внешнем суверенитете – взаимное влияние, но на основании норм международного права, либо выработанными с участием государства, либо теми, к которому оно присоединилось.

4) территориальное деление населения по территориальному принципу

позволяет отграничить от до государственных форм общества (раньше по принципу кровного родства), вне государственные (по принципу общного социального интереса). Между индивидами возникает особого рода связь, которая косит устойчиво политико - правовой характер, выраженной во взаимных правах обязанностях – гражданство/подданство

5) неразрывная связь государства и позитивного права

Оба составляющих не могут существовать друг без друга. Такое право- единственный канал, через которое государство выражает свою волю и требует исполнения.

Все эти признаки характеризует государство как особый уникальный социальный институт. Иногда выделяют следующие признаки:

· Наличие вооруженных сил

· Монополия на правотворчество

· Государственный язык, государственную символику. Как внешний признак государства, которое позволяет отграничить одно государство от другого.

На разных этапах существования государство может не иметь этих трех составляющих.

 

Функции государства.

Традиционно определяют как основные направления деятельности государства по достижению стоящих перед государством целей и решение стоящих перед ним задач и целей, выражающих сущность и его социальное назначение.

Не все авторы определяют функции - как направление деятельности:

- сама по себе деятельность

- это и есть задачи, которое государство должно решать

- формы деятельности механизма гос власти

- в зарубежной юридической и политической науки понятие функции не используются.

Функции определяют приоритетные векторы деятельности государства. Что бы она предметной, целевой, необходимо выделение категорий деятельности. Они определяют пути, по которым государство будет идти.

Задачи – определенные этапы на пути достижения цели. Должны решаться последовательно.

Функции будут выступать средством по отношениям к целям и задачам. Они задаются сущностью, социальным назначением. Для государства объективным является цель. Назначение определяет, формирует цель. В процессе достижения целей государство выполняет ряд задач. Но выполнение целей может стать ступенью для новой цели.

· Функции государства всегда носят объективный характер потому что задаются назначениями обуславливаются реальной обстановкой, которая в обществе существует.

· Они всегда нормативны – поскольку заданы в законах этого государства. Если направление деятельности формально не закреплено, мы не можем говорить, что такая функция есть.

Необходимо разграничивать функции государства и функции отдельных органов государства. Функции государства шире и многообразнее функций органов. Орган осуществляет только часть государственных функций, только определенную часть. Все всеемте ОГВ, завязанные в единую систему выполняют функции государства в полном объеме.

Классификация функций государства.

Существуют различные подходы, следовательно, выделяются различные функции.

В большинстве современных учебников выделяют правотворческую / законодательную функции, но это формы регулирования. Правотворческая деятельность необходима для определения и реализации всех функций государства. Все функции нормативны, а для этого их нужно закрепить, которые будут определять содержание.

Функции достаточно стандартны, нельзя противопоставлять разные классификационные ряды.

1. В зависимости от направления государственной деятельности:

· Внутренние

· Внешние

Приоритетными будут являться внутренние, которые будут определять направление внешних. Любая классификация является достаточно условной, поскольку за основу берется одна грань этих явлений. Есть такие, которые мы не можем однозначно отнести к одной из классификаций, например, экологическая безопасность, терроризм.

2. В зависимости от степени выражения социальных элементов:

· Узкогрупповые

· Узкосоциальные – защита

3. От промежутка времени

· Временные – например, выхода из кризиса (экономическая), приватизационная

· Постоянные – которые с момента появления будут осуществляться непрерывно (экологические, борьба с терроризмом)

4. От сфер общественной жизни:

· Политическое (проф.Морозова не выделяет, потому что любое направление уже связано с политической деятельностью). Но существует же сфера администрирования, например, функция обеспечения народовластия. Обеспечение политического дуализма.

· Социальные

· Духовно – культурные

· Идеологические

· Экономические

5. По степени значимости

· Главные (основные) - имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Которые обеспечивают само существование государства и общества в целом, без реализации которых ни государство, ни общество существовать не могут. + финн контроль, + обеспечение прав и свобод.

· Производные (факультативные) - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную, конкретизирующие природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка. Такой точки зрения придерживается проф. Морозова. НО! Без налогообложения, гос. контроля она существовать не может.

Их нужно называть обеспечивающими. вспомогательными! Развитие транспортной инфраструктуры, функции религиозного воспитания (вспомнить ст.13 К РФ).

Формы реализации функций государства.

Поскольку они всегда нормативны, то под формами следует понимать – способы проявления, отражения в реальной социальной действительности.

· Правовые – напрямую опосредуются правом. Существует два подхода.

1. Поход 3 правые формы:

а) правотворческая – закрепить законодательно.

б) правоиспольнительная – необходимо организовать исполнение. Создать соответствующую систему органов, которые будут заниматься реализацией этой функции, наполнить органы штатной структурой, наделить их властными полномочиями.

в) правоохранительная – обеспечит надлежащую реализацию этих функций, что исключить возможность отклонения или привлечь к ответственности.

2. Подход 2 правые формы:

а) правотворческая

б) правоприменительная

- оперативно - исполнительную

- правоохранительную

· Внеправовые – правом напрямую не опосредуются, но в отрыве от правовой формы существовать не могут. В юридической литературе эти формы иногда называют организационные.

1) организационно – регламентационные формы, которые регламентируют реализацию (дача руководящих указаний, директив, оперативные совещания)

2) организационно – информационная форма, которые формируют информационное поле, обеспечивающие реализацию функций государства (деятельность гос. СМИ, которые освещают деятельности государства).

3) организационно – обеспечительные (материальное обеспечение функций государства – средства, ресурсов; кадровое обеспечение – подготовка подбор расстановка кадров)

· Анатолий Борисович Венгеров – антиправовые – противоположные праву (судебное разбирательство над гос служащим. Если он действовал правомерно, а суд неправомерное решение применяет его. Когда вопреки праву функции начинаются реализовываться)

 

Проблемы формы государства.

 

Проблемы определения формы государства. Факторы, влияющие на устройство.

Форма государства - внешняя организация устройства государственной власти.

Ø Правления

Ø Государственного устройства

Ø Политико-правовой режим

Лазарев и кто ещё? добавляют динамику

Монократическое, поликратические и сегментарное (Россия – потому что идеологический, политический плюрализм) – классификация по концентрации власти.

Критерии: наличие/отсутствие разделения властей, степень реальности системы сдержек и противовесов, наличие/отсутствие ОМСУ, степень развитости МСО, степень обеспеченности П и С личности. Наличие/отсутствие политического плюрализма.

С использованием системного подхода, получается, что форма государства – совокупность способов организации распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия населения в формировании и реализации этой власти.

Государство – категория постоянно развивающаяся. В античное время форма государства сводилась исключительно к форме правления. На рубеже нового времени появилась необходимость характеризовать форму и через государственное устройство.

Правовой режим появился в середине 20-го века, после окончания 2 мировой войны. Разные механизмы осуществления власти, например республики Франция и Германия + массовое нарушение прав человека. Появилось мнение, что форма государство должно дополниться 4 – политической динамикой – характер, перспективы и направление государства. НО это же и есть режим)

Самостоятельно – внешняя () форма государства и внутренняя

Форма правления.

Форма правления – совокупность способов организации верховной государственной власти и её распределение между центральными органами государства, характеризующимися степенью участия народа в формировании этих органов.

Существуют две основные формы правления - монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

· При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархи Среднего Востока (Саудовская Аравия).

· При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Органы формируются на основе срочности, выборности и сменяемости.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах и допущенных к распределению депутатских мандатов (однопартийное – большинство или коалиционное), а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). Правительство подконтрольно парламенту. Президент может распустить нижнюю палату парламента

Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует исполнительной власти, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы исполнительный выполняет президент. Народ избирает и тех, и других. Действует жесткая система разделения властей. Парламент может отрешить президента от должности (импичмент)

Существуют смешанные " полупрезидентски е" (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Впервые такая модель была сформирована во Франции – Пятая Французская республика. У нас смешанная, с уклоном на Президентскую. Большинство полномочий по формированию Правительства в руках президента. Полномочия Парламента – дача согласия Президенту в кандидатуре Председателя Правительства. Изменения в Конституции в 2008 г. Председатель правительства ежегодно отчитывается перед государственной думой (парламентарной).

Ст. 10, 11, 94, 110, 118, а про Президента ничего не сказано, только ч.2 ст. 80, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Кравец выделяет Президентскую ветвь власти. Изменения в К РФ могут вноситься указом Президента.

Для того чтобы определить режим государства

Чтобы опередить форму правления –

И_А_Ильин - О Сущности правосознания - одна из основных задач государственной власти есть политическое

воспитание народа. Это значит, что широкие массы должны быть вовлекаемы в

политическую жизнь до того, как за ними будет формально утверждена публичная

дееспособность,

Византия – первое авторитароное государство.

 

Монократическое - монархия

Проблемы понятия

Механизм показывает устройство власти, взаимосвязь между её структурными элементами. Вопрос о понятии достаточно дискуссионный. Сам термин:

1) (!) механизм государства – как внутренняя системно - стурктурная

2) аппарат государства – структурную

3) мех гос власти –

Сам механизм государства выделятся по-разному:

- (!) широкий подход – МГ рассматривается как системная совокупность всех элементов прямо или косвенно задействовано при реализации всех элементов государственной власти. При таком подходе МГ – единая целостная система взаимосвязанных, действующих и обусловленных государственных органов, организаций и учреждений, как непосредственно осуществляющих государственную власть, так и способствующих её осуществление и обеспечивающих её осуществление.

Система государственного механизма включает и ОГВ, и те гос учреждения и организации, которые власть сами не осуществляют, но обеспечивают её осуществление, и те, которые призваны обеспечивать осуществление государственной власти (наделены функциями государственного принуждения).

Есть более широкий подход – у Матузова и Малько, они в структуре гос механизма выделяют несколько подсистем: наряду с назваными элементами, они включают структуру гос механизма включают материальные придатки – финансовая, материально – техническая власть (гос финансирование, организационно – технические механизмы), государственных служащих, которые особым образом организованы и задействованы в осуществлении государственной власти. НЕЛЬЗЯ! Нарушается система логического ряда.

- узкий подход – исключительно как система ОГВ – тех структур, которые призваны эту власть непосредственно осуществлять.

Наряду с категорией «механизм государства» используется категория «аппарат государства». Во многих учебниках эти категории тождественные. Они определяют взаимосвязь частей, но ставить знак равенства мы не можем.

· В широком понимании аппарат государства – совокупность всех ОГВ

· В узком понимании – исключительно как система ОИВ. (1)

 

Организационно и структурно совпадают, но механизм государства – категория динамичная и отражает динамику государства, а аппарат государства – статику. Когда используем механизм государства, мы делаем акцент на те структурные взаимосвязи, которые существует между ОГВ. Нас не столько интересует какие это органы, сколько – система взаимодействия этих органов. А аппарат государства – делает акцент на статичную структуру системы органов, интересует состав этих органов, что в них включается, но не как они работают, как они взаимодействуют.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Структура государства:

1. Представительные ОГВ – Парламент. Есть точка зрения, что суда следует включить и институт главы государства. То, что президент не является органом - в К РФ закреплена процедура отрешения от должности.

2. ОИВ (система государственного управления) – правительство, министерства, ОИВ субъектом и ОИВ на местах (управление федеральной налоговой службы по ТО).

3. Органы осуществляющие правосудия - суды федеральные (суды общей юрисдикции), суды ______

4. Контрольно – надзорные органы (счетная палата, прокуратура)

5. Государственные учреждения, которые обеспечивают надлежащее осуществление государственной власти – в силу того, что наделены силой государственного принуждения (полиция, вооруженные силы, учреждения исполнения наказаний, службы разв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.16 с.)