III. Орфографический диктант. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Орфографический диктант.



Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный в корне слов. Подберите проверочное слово.

Св е тлеет, хв а стливый, д а лекий, пр я мой, пок а тился, выт я нуть,
ст е мнело, охр а нять, покр а снели, н о чной, прил е тают.

IV. Повторение.

– Какие суффиксы вам знакомы?

V. Работа по теме урока.

1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 59).

Наблюдение за корнями слов, где чередуются согласные звуки.

2. Р а б о т а с п р а в и л а м и (с. 40 и 41).

3. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о (упр. 62).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Может, здесь, а может, там

Есть один такой фонтан.

Надо долго прошагать,

Чтоб фонтан тот отыскать.

Дальше надо руки вымыть

И лицо свое умыть,

Зубы тщательно почистить,

Уши дочиста отмыть.

Не забыть себя обрызгать

Той волшебною водой.

И тогда, кто был мальчишкой,

Станет вдруг большой-большой.

Вы все сделали как надо.

Сядем, будем ждать чудес.

Ой! Смотрите-ка, ребята,

Вы растете до небес!

VI. Закрепление изученного.

1. Р а б о т а в г р у п п а х (упр. 63).

Каждой группе учащихся предлагается свой ряд слов для работы. Затем производится п р о в е р к а.

Делается в ы в о д: буквы е и и в суффиксах - ик -, - ек - – это орфограммы.

2. П и с ь м о п о п а м я т и (упр. 64).

3. Самостоятельная работа учащихся.

Н а д о с к е с л о в а:

Слон..к горшоч…к кусоч…к

Двор..к веноч…к стол..к

В а р и а н т I выписывает слова с суффиксами - ик -.

В а р и а н т II выписывает слова с суффиксами - ек -.

С выписанными словами составить и записать предложения, выделяя основы предложений.

VII. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс - ик - или - ек -?

Домашнее задание: упражнение 61.

 

У р о к 19.
Суффикс. Образование новых слов
при помощи суффиксов

Цели: учить умению выделять корень и суффикс в словах, образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

– Запишите.

к очк ечк

– Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (О суффиксах.)

– Объясните смысл пословицы.

На чужой роток не накинешь платок.

– Запишите пословицу.

– Выделите суффиксы в словах роток и платок.

III. Словарно-орфографическая минутка.

Р а с ш и ф р у й т е с л о в а:

Яелла (аллея) гародо (дорога) исано (осина)

– Запишите новые словарные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

IV. Повторение.

П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.

– Назовите отгадку.

– Укажите корень и суффикс слова.

V. Работа по теме урока.

1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (упр. 68).

2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 65).

Ученики записывают слова в два столбика:

- очк -   - ечк -  

Булавка – булавочка, скамейка – скамеечка.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкульт-привет!

VI. Закрепление изученного.

1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 67).

2. И г р а «Я начну, а ты продолжи» (упр. 66).

Учитель произносит исходные слова: рыба, гора, нора и т. д., а дети образовывают новые при помощи суффикса - к -.

3. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о (упр. 70).

В а р и а н т I – выписать существительные с суффиксами - к -, - очек -.

В а р и а н т II – выписать существительные с суффиксами - ек -, - ик -.

В а р и а н т III – выписать существительные с суффиксами - ечк -,
- очк -.

4. Т в о р ч е с к а я р а б о т а у ч а щ и х с я.

– Образуйте при помощи суффиксов слова и запишите.

VII. Итог урока.

– Что такое суффикс?

– С какими новыми суффиксами вы познакомились?

Домашнее задание: упражнение 69.

 

 

У р о к 20.
Закрепление. Образование новых слов
при помощи суффиксов

Цель: совершенствовать умение образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарно-орфографическая работа.

Дети работают по рядам, чей ряд быстрее.

– Придумайте и запишите слова с безударными гласными в корне.

-е- -и- -а-

Н а п р и м е р:

береза дежурный деревня медведь билет директор рисунок улица газета завод пальто платок

III. Чистописание, сообщение цели урока.

– Запишите:

ушк юшк ышк

– Вы уже, наверное, догадались, над чем мы будем работать сегодня?

– Сегодня мы будем учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

– Запишите пословицу, объясните ее значение.

– Выделите суффиксы в словах цветочек и ягодка.

IV. Повторение.

П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.

– Какой суффикс С. Маршак наиболее часто использовал в своем стихотворении?

V. Работа по теме урока.

1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 71).

– При помощи каких суффиксов могут быть образованы новые слова?

2. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о (упр. 76).

– Образуйте прилагательные при помощи суффикса - еньк -.

1-й р я д синий желтый Коля Наташа 2-й р я д серый красный Петя Сережа 3-й р я д голубой рыжий Катя Алеша

– Какое значение прилагательным придает суффикс - еньк -?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

VI. Закрепление изученного.

1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 77).

– На принадлежность к какому роду указывает суффикс - ник -? (Существительное мужского рода.)

– А суффикс - ниц -? (На принадлежность к женскому роду.)

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся (упр. 73).

– Какие суффиксы вам повстречались? (-ушк-, -енк-, -к-.)

VII. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня?

– С какими новыми суффиксами познакомились?

– О чем может сказать суффикс?

Домашнее задание: упражнение 78.

 

У р о к 21.
Диалог, монолог

Цели: учить умению с правильной интонацией читать текст; показать отличительные характеристики диалога и монолога.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А. Шибаев

1. П р о д о л ж и т е закономерность.

Т Т т т т Т Т Т Т т

2. З а п и ш и т е пословицу.

В умной беседе ума набраться, а в глупой – свой растерять.

– Подчеркните орфограммы.

– Объясните значение пословицы.

– А знаете ли вы, как называется разговор двух людей? (Диалог.)

– А речь одного человека? (Монолог.)

– Сегодня мы будем учиться выбирать правильную интонацию для чтения текста, а также отличать диалог от монолога.

III. Повторение.

1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.

2. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.

а) Исправьте ошибки:

Подарки (корень – подар-), подарочный (корень – подароч-), бездарный (корень – дар-).

б) Подчеркните слова, в которых есть суффикс:

Выстрел, зайчонок, цветок, блеск, покупка.

IV. Работа по новой теме.

1. Н а б л ю д е н и е з а м о н о л о г о м (упр. 74).

– Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

– Запишите отгадку, выделите корни и суффиксы в именах существительных и прилагательных.

– Как вы понимаете выражение: держась рукой за тросточку?

– От чьего имени идет повествование в загадке? (От лица вишни.)

Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе, называется монологом.

2. Н а б л ю д е н и е з а д и а л о г о м.

Пустился Иван-царевич в путь, наезжал на шатры белые, выходила ему навстречу Марья Моревна: «Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет – по воле аль по неволе?»

Отвечал ей Иван-царевич: «Добрые молодцы по неволе не ездят!» – «Ну коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах».

– Между кем происходит разговор? Сколько участников разговора вы насчитали?

– Разговор между двумя лицами называется диалогом.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом –

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два –

Вот и кончилась игра.

V. Закрепление изученного.

1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а учащихся (упр. 79).

2. Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е. Определите, где монолог и где диалог.

1) Коля и Женя идут в школу.

– Мы с братом игру придумали, – говорит Женя.

– Какую?

– Очень простую. Я называю существительное, а он быстро должен образовать от него прилагательное.

– Давай играть! – предлагает Коля.

– Давай! – соглашается Женя.

2) Собрала лисичка всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманек!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

3) Лисичка села волку на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везет.

– Что ты, кумушка, говоришь?

– Я, куманек, говорю: битый битого везет.

4) Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку:

– Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

5) Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький.

– Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей старшие приказывали.

6) А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему в ответ:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

3. П р о в е р к а р а б о т ы в г р у п п а х.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое монолог?

– Что такое диалог?

Домашнее задание: выписать отрывок сказки, где присутствует: вариант I – монолог; вариант II – диалог.

 

У р о к 22.
Обучающее изложение

Цель: развивать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.165 с.)