Вместимость и комфортабельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вместимость и комфортабельность



«Запорожец» короче «Москвича-2140» на полметра, «Жигу­лей» — на 0,3 м, и это сказывается на размерах салона. Условия для сидящих на передних и задних сиденьях неравноценны: если на передних, как мы уже говорили, свободно чувствуют себя люди любой комплекции, то для пассажиров сзади и простран­ства меньше, и посадка менее удобная. Здесь сильнее ошущается шум двигателя и трансмиссия. Не очень удобно, особенно для пожилых людей, забираться на заднее сиденье через проем двери при откинутом переднем. Это своеобразная плата за преимущества двухдверной схемы, позволяющей сделать кузов легким и прочным. Но из-за отсутствия задних дверей и выступающих внутрь ко­лесных ниш салон оказывается достаточно широким — на 40 мм шире, чем у «Москвича-2140», что в известной мере компенсирует неудобства и позволяет перевозить на заднем сиденье достаточно крупные грузы, например разборный виндсерфер «Мустанг».

Багажник «Запорожца», как и у каждой машины с задним расположением двигателя, невелик. Правда, конструкторы ЗАЗ-968М убрали оттуда запасное колесо, и емкость багажника су­щественно возросла. Надо лишь умело распорядиться его объемом, что удается сделать не сразу из-за наклонного пола. Лучше всего решает эту проблему небольшое дооборудование, о котором мы в дальнейшем расскажем. Кроме того, загромождать багажник пред­метами, связанными с обслуживанием автомобиля, нет нужды:

запас масла, домкрат, инструмент можно разместить в моторном отсеке, где для этого достаточно свободного места.

В крайнем случае для перевозки грузов можно использовать салон. Намного более широкий, чем у четырехдверных авто­мобилей, дверной проем позволяет разместить в нем довольно крупногабаритные предметы. Некоторые владельцы, особенно в сельской местности, даже снимают переднее сиденье, превращая правую часть салона в большой грузовой отсек.

Двигатель «Запорожца», как и любой двигатель воздушного охлаждения, отличается повышенной шумностью. Однако это про­является в основном на холостом ходу. Интересно, что по внешне­му шуму на большой скорости «Запорожец» не намного отличается от прочих отечественных автомобилей. В шум, ощущаемый в салоне, известную долю вносит трансмиссия: из-за отсутствия прямой пере­дачи характерного затихания при переходе на IV передачу не наблю­дается. В целом, хотя «Запорожец» и шумит несколько сильнее, чем автомобили с жидкостным охлаждением, сравнивать его с трак­тором — преувеличение, возникшее из-за того, что часть машин, к сожалению, разъезжает по улицам с неисправной системой выпуска.

Преимущества автономного отопителя «Запорожца» — воз­можность работы с отключенным двигателем. Потребляемый ток в режиме нормального горения достаточно мал, и разрядки аккуму­ляторной батареи даже при работе в течение нескольких часов можно не опасаться. Отопитель дает достаточно тепла даже в силь­ные морозы, если... работает. Его главные недостатки: низкая надежность, частые отказы бензонасоса, засорение жиклера, запах бензина в салоне при различных отклонениях от нормальной ра­боты. Кроме того, отопитель сильно гудит, что утомляет при даль­них поездках, а также требует дополнительного времени на розжиг и отключение, что неудобно в городских условиях при частых остановках.

Что касается удобства управления автомобилем, «Запорожец» практически не отличается от других наших малолитражек.

СКОРОСТЬ, МОЩНОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Максимальная скорость 40-сильного «Запорожца» — 118_ 120 км/ч. Она вполне достижима на сравнительно новом автомо­биле. По мере износа двигателя максимальная скорость может не­сколько снизиться, но до 90—100 км/ч нетрудно разогнать и впол­не заслуженную машину с пробегом за 100 тыс. км. Однако долго ехать на «Запорожце» со скоростью более 100 км/ч, даже где это разрешено, не очень уютно: обгоны затруднены, поскольку запас мощности практически отсутствует, да и для двигателя режим слишком напряженный — расход масла и повышение его темпера­туры объективно покажут вам это. Оптимальная крейсерская скорость как по ощущению работы двигателя, так и по комфор­ту — 75—90 км/ч. Эта скорость соответствует частоте вращения коленчатого вала двигателя, на которой достигается максималь­ное значение крутящего момента, следовательно, машина обладает определенным запасом мощности для совершения обгонов и преодо­ления подъемов. Все же недостаток мощности на подъемах ска­зывается: там, где «Жигули» легко взбираются наверх, не изменяя скорости, водителю «Запорожца» приходится или переключаться на III передачу, или, подражая водителям грузовиков, разгоняться под горку с тем, чтобы на вершине подъема иметь оптимальную скорость. Зато в городе недостаток мощности не чувствуется — стартуя от светофора, этот маленький автомобиль нередко оставляет позади своих более мощных собратьев.

Раньше не рекомендовали использовать «Запорожец» для бук­сировки прицепа. Однако последующие испытания показали, что он вполне может буксировать «Скиф» или грузовой прицеп с •умеренной скоростью по хорошей дороге. В продажу иногда поступает специальное буксирное устройство, необходимое для подсоединения прицепа. Конечно, высоких динамических качеств от такого автопоезда ожидать не приходится.

Контрольный расход топлива, установленный для «Запорож­ца»,— 7,4 л на 100 км при скорости 90 км/ч и 10,4 л на 100 км в городском цикле. Фактический расход бензина зависит от многих факторов. Например, цифра 8,4 л на 100 км получилась у нас в отпускном автопутешествии на ЗАЗ-968. При этом из всех видов дорог 17 % были горные, 12 % — проселок, остальные — равнинные шоссе; автомобиль полностью загружен, с верхним багажником, общий пробег машины к моменту поездки около 100 тыс. км. А начинали мы с расхода 7,2 л на 100 км.

Расход масла невелик, если нет течи, и редко превышает 0,05 л на 100 км даже на старых автомобилях. В целом, оцени­вая эксплуатационные расходы, можно сказать, что эксплуатировать «Запорожец» дешевле, чем автомобили других марок. Это определяется, помимо прочего, более дешевым бензином А-76, при­меняемым на этих машинах. Использование этого бензина само по себе достоинство, так как его легче достать, особенно в глубинке.

ПРОХОДИМОСТЬ

По этому показателю «Запорожцу» нет равных среди оте­чественных легковых автомобилей (не считая специальных машин повышенной проходимости). Это определяется несколькими кон­структивными особенностями.

Начнем с «геометрии». Одним из важных параметров является радиус продольной проходимости. Этот радиус у «Запорожца» меньше, чем у «Жигулей» или «Москвичей». А дорожный просвет больше, в особенности у незагруженной машины (при перегрузке это преимущество отчасти теряется). Даже касание грунта ниж­ней частью автомобиля не очень опасно: наиболее ответственная деталь — масляный поддон картера двигателя — расположен сзади и не выступает вниз. Удар картером возможен только сверху при раскачке автомобиля на ухабах и редко сопровож­дается какими-либо неприятностями из-за высокой прочности масляного поддона. Отсутствуют в «Запорожце» и такие уязвимые для других машин элементы, как идущая вдоль всего днища труба глушителя и карданный вал.

Важны для проходимости также значения переднего и заднего углов свеса. Передний угол свеса для рассматриваемых автомобилей почти одинаков и практически не является лимитирующим. Задний — у «Запорожца» больше, чем у «Жигулей» и «Москви­чей», примерно в полтора раза. Поэтому «Запорожец» практически никогда не «чиркает» низом задней части кузова при преодолении канав и крутых переломов дороги. Но оговоримся — нередко задевает за грунт выхлопная труба. Увеличить фактический задний угол свеса нетрудно, укоротив трубу.

Коэффициент сцепного веса, т. е. доля общей массы автомо­биля, приходящаяся на ведущие колеса, у «Запорожца» существен­но больше, чем у «Жигулей» и «Москвичей»,— на 13 % при полной загрузке и на 30 % для пустой машины. На самых тяжелых участках дорог, где пассажиры вынуждены выходить из машины, важен именно последний показатель.

Кто ездил по таким дорогам, знает, что большое тяговое усилие желательно сочетать с малой скоростью. Это характерно для движения по грязи или дороге с крутым подъемом, перед которым из соображений безопасности нельзя разогнаться. В этом отноше­нии предпочтительны автомобили, у которых максимальный крутя­щий момент двигателя соответствует меньшей скорости перемеще­ния на I передаче. У «Запорожца» эта скорость ниже, чем у «Москвича», на 27 % (а максимальная крутизна преодолеваемого подъема для всех рассматриваемых автомобилей одинакова).

Параметры и конструктивные особенности подвески также существенно влияют на проходимость. Плохая дорога никогда не бывает ровной, и ведущие колеса оказываются загруженными не­равномерно: «вывешенное» колесо, на которое приходится меньшая часть нагрузки, обычно и срывается в пробуксовку. Для прохо­димости очень важно, как меняется сила давления колеса на грунт в зависимости от неровностей дороги. Этим, по-видимому, объясня­ется тот факт, что «Москвичи» с их жесткой рессорной подвеской чаще других автомобилей буксуют на глинистых дорогах и на траве. В то же время подвеска «Запорожца» пружинная, независимая и достаточно мягкая, что препятствует буксованию. Нетрудно догадаться, что на равномерность загрузки ведущих колес влияет и передняя подвеска. В частности, отсутствие на «Запорожце» стабилизатора поперечной устойчивости, хотя и вызывает опреде­ленные неудобства при быстрой езде по извилистым дорогам, тем не менее способствует повышению проходимости.

Есть, впрочем, категория дорог, на которых «Запорожец» не имеет преимуществ перед «Жигулями». При движении по глубокому песку, особенно в гору, нередко глохнет двигатель, не способный быстро откликнуться на резкое нажатие педали газа.

ПОЛЕЗНАЯ МАССА

В одном из московских дворов стоял новенький ЗАЗ-968М. Еще издалека в его силуэте было заметно что-то необычное:

казалось, автомобиль «разглядывает» перед собой асфальт. Вся его передняя часть была странно опущена вниз. Версия о том, что «Запорожец» с хода нырнул под грузовик, отпадала — ни на капоте, ни на крыльях не было ни единой царапины. Объяснялось все проще — несколькими мешками цемента, которые владелец ре­шил перевезти в багажнике по разбитой ухабистой дороге. Эту невыдуманную историю мы рассказали для того, чтобы лишний раз напомнить: к загрузке машины, а тем более к перегрузке, нужно относиться серьезно.

Полезная масса для «Запорожца» — 320 кг. Это значит, что суммарная масса всего перевозимого — людей и грузов — не должна превышать это значение. В противном случае мы не вправе требовать от автомобиля нормальной работы в соот­ветствии с установленными заводом показателями. Единствен­ное в этом отношении, что может реально проконтролировать ГАИ,— это число перевозимых людей (4 взрослых человека), остальное — на совести водителя. Напомним, что в послед­нее время завод разрешил перевозку трех пассажиров на зад­нем сиденье.

На чем же сказывается перегрузка машины? Прежде всего уменьшается ход подвески, и встреча даже с незначительной неровностью дороги приводит к пробою до ограничителей хода. Причем, как это ни странно, более неприятна езда на такой машине по шоссе, а не по проселку, когда из-за малой скорости удается выбрать наиболее приемлемую траекторию движения и вовремя снизить скорость.

Не следует также забывать об уменьшении дорожного просвета, которое может внезапно напомнить о себе ударом нижней части автомобиля о камень или валик между ко­леями.

Ударные нагрузки, не смягченные упругими элементами подвески (или смягченные только резиновыми буферами), очень опасны с точки зрения внезапных поломок, например рычага задней подвески. Длительная езда с перегрузкой, сопровождающаяся частыми ударами, не идет на пользу ни под­шипникам колес, ни элементам рулевого управления.

В меньшей степени перегрузка машины влияет на двигатель, если правильно пользоваться передачами. Но на тяжелых до­рогах, где выбираться из грязи приходится «раскачкой» — быстрым переключением с I передачи на заднюю, и наоборот, можно «прижечь» диск сцепления, поломать полуоси, срезать шлицы ступиц колес. Перегрузка машины сказывается на тем­пературе двигателя, которая может даже достичь предельного значения. Обычно это происходит при продолжительном движе­нии в жаркую погоду с большой скоростью.

Казалось бы, владельцы «Запорожцев», зная, что полезная масса их автомобилей на 80 кг меньше, чем у «Жигулей» и «Москвичей», а каждый килограмм перегрузки на 20— 30 % весомей по отношению к полной массе машины, должны подходить к этому вопросу внимательнее. Но на практике все наоборот. Например, правила эксплуатации предписывают не толь­ко не превышать общую полезную массу, но и правильно распределять груз в багажнике (40—50 кг) и на крыше (не более 60 кг). Но на крыше «Запорожца» возят такие грузы, которые владелец «Жигулей» не посмел бы опустить на багажник даже на минуту. А какие багажники! Один из них, мы видели, проходил через всю крышу до конца моторного отсека и опирался на стойки, привернутые к винтам крепления заднего бампера.

Перегрузка верхнего багажника может привести к деформа­ции стоек кузова и расхождению его сварных швов. Конечно, это зависит от степени перегрузки и от наличия динамиче­ских нагрузок во время езды. Если же в положенные 60 кг удалось уложиться, то практически никаких ограничений с точки зрения стиля езды не требуется. Мы довольно много проехали с таким багажником по различным дорогам, в том числе и по жесточайшей «стиральной доске», а однажды успешно приземлились на скорости 90 км/ч после прыжка с трамплина, сделанного нерадивыми дорожниками на шоссе. Никаких следов ухудшения состояния кузова мы не обнаружили.

Естественно, что груз на крыше заявляет о себе "не только массой, но и лобовой площадью, которая увеличивает сопротивление движению, а при боковом ветре снижает устой­чивость автомобиля.

Говоря откровенно, уложиться в строгие нормы загрузки машины нам удавалось не всегда. Как показала практика, избежать отрицательных последствий можно и в этой ситуа­ции, изменив стиль езды на более плавный, прогнозируя своевременно предстоящие маневры и избегая резких тормо­жений.

НАДЕЖНОСТЬ

Для автомобилей в целом не устанавливается такой пока­затель надежности, как срок службы или ресурс. Поэтому оценивать надежность «Запорожца» мы будем по ресурсу его основных составных частей, исходя из собственного опыта.

Кузов «Запорожца» более долговечный, чем у «Жигулей» и «Москвичей», на нем позже возникают очаги коррозии. Если не проводить синтетической антикоррозийной обработки, то ржавчина появляется где-то на 5—7-м году в условиях городской эксплуатации.

Закругленная поверхность низа боковин кузова подвержена ударам камней, грязи, снега, что может привести к прежде­временному повреждению лакокрасочного покрытия. Поэтому для «Запорожцев» в большей степени оправдано покрытие нижней части боковых поверхностей кузова мастикой для днища.

Двигатель воздушного охлаждения «Запорожца» имеет более напряженный тепловой режим, простую систему очистки масла (центрифугой), большую неуравновешенность из-за У-образного расположения цилиндров. Все это сказывается на ресурсе, который фактически меньше, чем у двигателей с жидкостным охлаждением. Во всяком случае, ресурс около 100 тыс. км пробега вполне достижим при соблюдении правил эксплуатации и отсутствии скрытых технологических дефектов.

Из деталей, которым желательно продлить ресурс, следует отметить текстолитовую шестерню распределительного вала, кото­рая даже при хорошем состоянии зубьев часто начинает прокручиваться на стальной ступице при пробеге автомобиля 60—80 тыс. км.

Проблемы распределительного вала, как в «Жигулях», У «Запорожца» нет, поскольку его двигатель не так чувстви­телен к износу кулачков, а его нижнее расположение создает лучшие условия для смазки.

Сцепление обычно требует замены после 60—80 тыс. км пробега. При этом изнашиваются ведомый диск сцепления и подпятник. Последний стал более долговечным после уста­новки в нем подшипника качения.

Глушитель у «Запорожца» работает в очень неблаго­приятных условиях: высокая температура из-за близости к цилиндрам, большая вероятность повреждения из-за жесткой связи его с двигателем. Поэтому «жизнь» штатного глушителя доволь­но коротка. Мы, например, меняем его, как правило, через два сезона. Лучшие результаты дает самодельный глушитель из нержавеющей стали, хотя он и проигрывает по уровню шума.

Коробка передач «Запорожца» достаточно долговеч­ная, а о запасе прочности говорит успешное применение ее с двигателем ВАЗ-2106 в некоторых конструкциях багги. Надеж­ность коробки определяется в основном износом не рабочих зубьев шестерен, а элементов включения передач и прежде всего зубчатых венцов шестерен, зацепляющихся с муфтой синхронизатора.

Ресурс коробки 150—200 тыс. км пробега не является редкостью. Встречающийся преждевременный выход ее из строя — это следствие дефектов изготовления или псевдоспортивной манеры езды отдельных экспансивных водителей.

При продолжительной езде, особенно по плохим дорогам, часто нарушается регулировка шарниров поворотных кула­ков и подшипников ступиц колес. Сами колеса имеют слишком слабые посадочные конуса под гайки, что постепен­но приводит к ослаблению затяжки колес.

Если спросить у владельцев «Запорожцев» о ресурсе шин на их автомобилях, то получим самые противоречивые ответы — от 15 до 80 тыс. км пробега. Такой разброс определяется не столько индивидуальными особенностями эксплуатации, сколько тем, что у «Запорожца» чаще, чем у других автомобилей, на­рушаются регулировки передних и задних колес. К сожалению, и с завода не все автомобили выходят с рекомендуемыми углами установки колес. У нас, например, на новом ЗАЗ-968М за 9 тыс. км пробега полностью износилась задняя шина. Как показали измерения на гарантийной станции обслуживания, схождение у этого колеса по значению превышало в 2 раза допустимое, а по знаку было противоположно (не схождение, а расхож­дение),

В таких условиях взаимная перестановка колес в процессе эксплуатации просто необходима для продления срока службы шин. А в ряде случаев требуется и перемонтаж шины на дру­гую сторону из-за устойчивого износа ее одной дорожки. Такой прием оправдан, несмотря на нежелательность смены направ­ления вращения шины.

Все это говорит о необходимости более тщательно и си­стематически следить за состоянием подвески и колес и вовремя принимать меры, предотвращающие интенсивное изнашивание шин. Ведь шины очень дороги.

Ресурс тормозных колодок обычно находится в пре­делах 30—50 тыс. км и во многом зависит от условий эксплуа­тации (город, шоссе, проселок) и от стиля езды.

Характеризуя надежность «Запорожцев» в пути, можно отметить удивительную живучесть машины, позволяющую успеш­но закончить поездку даже при серьезных неполадках или по­вреждениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.028 с.)