Разработано: к.э.н., доцентом Хохловой Л.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработано: к.э.н., доцентом Хохловой Л.В.



Предисловие

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В ней представлен комплекс заданий и тестов по основным темам курса «Микроэкономика». В конце тетради представлены экзаменационные вопросы по курсу, а также тематика эссе с примером его написания, список литературы, пример экзаменационного теста. Рекомендуемый объем эссе 8-10 листов. Целью его написания является получение навыков самостоятельной обработки литературы по теме исследования, умения делать выводы и рекомендации, выражать свою точку зрения по выбранной проблеме.

Целью работы с тетрадью является проверка степени усвоения студентами основных понятий курса «Микроэкономика»и подготовка к экзамену.

 

 

Тема 1: «Предмет и метод экономической теории. Базовые экономические понятия»

Задания:

1. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Расположите по степени редкости (на Ваш взгляд) экономические ресурсы в России.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

3. Почему кривая производственных ресурсов имеет выпуклый характер?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Назовите факторы, которые могут расширить границу производственных возможностей общества.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени (т.е. по мере истощения ресурсов и роста потребностей)?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Если альтернативной стоимостью поездки на учебу в метро является поездка на автомобиле, то снизится она или повысится, если на дорогах увеличатся пробки?

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

7.Вы, выпускник школы, имели возможность устроиться на работу продавцом с зарплатой 30000 руб в месяц, или лаборантом с зарплатой 25000 руб. в месяц., но Вы предпочли продолжить образование в Академии с платой за обучение 216000 руб. в год и одновременно подрабатывать на временных работах за 15000 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость Вашего выбора.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

8.Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите примеры из собственной жизни.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________

 

9.Студентки Мария и Наталья арендуют квартиру. Некоторое количество времени они посвящают своим любимым занятиям: приготовлению пиццы и торта. Марии требуется 4 часа, чтобы испечь торт, и 2 часа, чтобы подать к столу пиццу (Наталье соответственно 6 и 4 часа).

 

А). Каковы издержки упущенной возможности производства пиццы для каждой девушки? Кто обладает абсолютным преимуществом в приготовлении пиццы? Кто обладает сравнительным преимуществом а приготовлении пиццы?

 

Б). Если Мария и Наталья будут обмениваться произведениями своего кулинарного искусства, то кто из девушек предложит пиццу, а кто торт? Цена пиццы может быть выражена в кусках торта.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Продумайте и кратко (письменно) покажите связь экономической теории с другими науками (правом, психологией, философией).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Бенджамину Франклину принадлежит мысль: «Время – деньги». Дайте свой комментарий (думайте как экономист).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Как вы понимаете высказывание Милтона Фридмана: «Какие бы ни были причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал»?

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Почему рыночную экономику называют «миром компромиссов»?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Робинзон и Пятница на необитаемом острове собирают кокосовые орехи и ловят рыбу. Робинзон Может за 1 час собрать 10 кокосовых орехов или поймать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как надо распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать 3 часа в день?

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Как и где может проявляться неэффективность рынка?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Можно ли говорить о рынке как о географическом понятии? Охарактеризуйте рынок как экономическую категорию.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Какой инструмент и почему играет роль «первой скрипки» в рыночном механизме?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Для свободной конкуренции характерны наличие неограниченного числа участников, полная свобода входа на рынок и выхода с него, однородность товаров и услуг». Является это высказывание нормативным или позитивным? Обоснуйте ответ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

19. Какие формы преобразований собственности использовались в переходной экономике России?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

20. Как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах?

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

21. Определите, являются ли следующие утверждения позитивными или нормативными:

А) В краткосрочной перспективе общество сталкивается с выбором между инфляцией и безработицей

Б) Снижение темпов роста количества денег в обращении приведет к уменьшению инфляции

В) Центральный банк должен снизить темпы роста количества денег в обращении

Г) Общество должно предложить людям, живущим на социальные пособия, заняться поисками работы.

Д) Низкие ставки налогов стимулируют людей к более интенсивному труду и увеличению нормы сбережений.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

22. Студент учится в университете, получая стипендию 1500 руб. Бросив учебу, он мог бы работать менеджером по продажам, получая 30000 руб. Чему равны альтернативные издержки обучения в университете?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Что означает, если линия производственных возможностей в стране сдвинется из положения 1 в положение 2?

 

Из 24 часов в сутки Вы тратите на сон 8 часов, остальные – на учебу и отдых. Нарисуйте кривую производственных возможностей для двух благ – учебы и отдыха. Изменится ли вид кривой, если Вы сократите сон до 4 часов? Отражает ли полученная зависимость закон возрастания альтернативных издержек?

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 


Тесты

1.Верно или неверно:

1).Так как абстрактная модель учитывает заведомо не все факты, существующие в действительности, то она не применима для решения проблем, возникающих в реальной жизни

2) проблема ограниченности будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения НТП.

3)если плата за обучение 240 тыс руб. в год, а отказавшись от обучения, можно заработать 250 тыс. в год, то альтернативная стоимость обучения составляет 490 тыс. руб. в год.

4)любая точка, лежащая вне кривой производственных возможностей, означает, что ресурсы страна использует не полностью.

5)выпуклый характер кривой производственных возможностей объясняется том, что в краткосрочном периоде альтернативная стоимость прироста единицы продукции возрастает.

 

2. Потребление нефти в США с 1970 по 1974 гг. в период «нефтяного шока выросло с 14,7 млн. баррелей почти в 2 раза. Следовательно, существует положительная связь между ценой нефти и ее потреблением. Какая логическая ошибка допущена в этом утверждении:

а) нет ошибки б) причины и следствия в) при прочих равных условиях.

 

3. Какое положение является верным:

А)Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира:

1) равна нулю, т.к. деньги не являются фактором производства

2) растет, если растет процент по вкладам в банках

3) падает, если растет процент по вкладам в банки

4) падает, если растет процент по ссудам.

 

Б). Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

1) ограниченность ресурсов

2)для кого производятся товары

3) альтернативную стоимость производства товаров

4) альтернативный выбор вариантов объема производства

5) что производить.

 

4. Верно или неверно:

А) состояние современной экономики России можно изобразить точкой, находящейся ниже кривой производственных возможностей

Б) положительные внешние эффекты проявляются в перепроизводстве товаров и услуг

В)высшее образование – это общественное благо

Г) несовершенство рынка – в том,что часть людей не могут найти себе работу.

 

5. Выберете правильный ответ:

Ресурсами не являются:

А)продукты питания

Б)полезные ископаемые

В)квалифицированная рабочая сила

Г)лабораторное оборудование.

 

6. Покажите, в какой из следующих ниже троек представлены примеры только факторов производства:

А) счет в банке, хозяин магазина, газ

Б) банкир, нефть, трактор

В) геолог, станок, деньги

Г) облигации, уголь, бригадир.

 

7. Можно ли отнести к капиталу как фактору производства:

А) деньги, акции, облигации

Б) только акции и облигации

В) деньги и акции, но не облигации

Г) ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.

 

8.Покажите, как командная система сигнализирует, что дефицит продуктов возрастает:

А) цены на продукт начинают снижаться

Б) правительство объявляет о повышении цен

В) правительство дает предприятиям указание наращивать производство

Г) цены «черного рынка» увеличиваются

 

Вопросы к преподавателю:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.08 с.)