Глава 2 . Игровая деятельность в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 . Игровая деятельность в обучении



Роль игры в процессе обучения

Общество - это мы и наши дети. Его политическое, экономическое, социальное и культурное переустройство, протекавшее столь болезненно в последние десятилетия XX века, прежде всего, затрагивает судьбы детей, которым обустраивать Российское государство в новом столетии. Это необратимо приводит к мысли о необходимости внесения перемен в современное образование.

Процесс реформирования образования характеризуется, прежде всего, поворотом к личностному воспитанию человека, которое можно понимать как обращение к тем сторонам жизни и деятельности человека, которые не только полезны, но и приятны для личности, и использование их в процессе воспитания и обучения. К такой полезной и одновременно приятной деятельности можно отнести игры. Ведь игра - это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, в которой человек незаметно и, что самое важное, с удовольствием воспринимает окружающую действительность и существующие в ней нормы морали, нравственности, становится личностью в психологическом, умственном, моральном, эстетическом и физическом смысле.

Игра, как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, широко используется в дошкольных учреждениях, но пока не заняла еще подобающего места в школе. Здесь дают о себе знать пережитки ошибочного взгляда на игру, как на забаву маленьких детей. Педагоги должны быть вооружены теоретическими знаниями и практическими умениями для организации игровой деятельности школьников, для использования ее в целях воспитания и всестороннего развития школьников.

Основной вид деятельности школьников - учение. Учение - это серьезный труд, но это не исключает введение, в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр.

Главная особенность дидактических игр в том, что в них учебные задачи выступают перед ребенком замаскировано. Играя, не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится.

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. По их мнению, оно зависит от того, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные требования. А эмоции, как известно, заставляют энергично работать и органы движения, и внимания, и воображения, и другие психологические функции. Захватывая всю личность ребенка, мобилизуя физические и психические силы организма, игра тем самым упражняет и развивает их.

В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне нее ему кажется очень трудным. Игра, как деятельность ребенка, развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная задача - научиться педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение дат, фактов, имён. Занимательность условного мира игры даёт положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Актуальность игры повышается в настоящее время из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, в России, в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Но все источники, которые включаются в эту среду, предоставляют материал для пассивного восприятия 1. Задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и внеурочное время.

Игра способна решить одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние 2. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности


Методика организации дидактических игр

Организация игр - не всегда простое занятие. Может быть учитель «загорится» идеей игр и начнёт активно их внедрять уроках. Но первые же попытки организовать игру обнаружат много проблем. Во-первых, дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное шумное мероприятие. Однако требовать от детей железного порядка и тишины - это значит сделать игру неестественной, безликой, может потеряться самое главное - атмосфера игры. Во - вторых, серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям знания, и они должны быть научны. А игра? Не внесёт ли она хаос в процесс обучения? Оценка в игре еще одна проблема, здесь нет критерия объективности. В игре нет полной предсказуемости. Организуя обычный урок, учитель уверен, что процесс усвоения знаний находиться под контролем. В игре же всегда возможны всякие неожиданности. Больше вероятности, что учащиеся могут задать вопрос, на который он не может дать ответ.

Много разных проблем возникает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке.

Если учитель раньше не пробовал играть на уроке, то сначала планировать проведение игры на конец игры, так как игра очень возбуждает школьников, и им сложно перестроиться на другие виды деятельности. Потом, уже в процессе накопления опыта, учитель сможет организовывать игру на разных структурных этапах урока.

Для учителя, который хочет организовать игру самой важной целью должна быть радость ребёнка. И если он не увидит желания играть в глазах учеников, то ему лучше временно отказаться от этого метода обучения, потому что бесцветная игра по принуждению превращается в «бомбу замедленного действия» и не только не принесёт никакого результата, но и будет иметь отрицательные последствия 3.

Если у учителя напряженные отношения с учениками, построенные на недоверии, строгом учёте, у которого проблемы с дисциплиной в классе, так как зачастую плохая дисциплина следствие недостаточной организованности в учебной работе на уроке. Для игры необходима хорошая организация.

Многие учителя-практики, применявшие игру на уроке, отмечают, что игра - это одна из форм обучения. Она должна органически включиться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими учебной работы. Она органически включается в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игровая форма обучения требует определённой лаконичности этапов, предваряющих игру. Не стоит много говорить перед ее началом. Лучше максимально уделить время самому игровому действу. Это не значит, что остальные этапы не важны. Но хорошему организатору нужно все устроить так, чтобы игра не пропала из-за непродуманности вводных этапов. Недопустимо, чтобы весь урок выбирали участников и на этом этапе все перессорились, или так долго объяснять правила, что уже на игру времени ни хватило.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.008 с.)