Программа психолого-педагогического изучения детей (по Забрамной С.Д., Исаевой Т.Н.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа психолого-педагогического изучения детей (по Забрамной С.Д., Исаевой Т.Н.)



Содержание изучения Методы изучения
Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, дата рождения. Год поступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учреждениях и каких. Если прибыл из школы, то в каких классах и сколько лет обучался.   Изучение документации.
История развития: здоровье родителей, как протекала беременность, роды, вовремя ли родился. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.   Беседа с родителями. Изучение документации.
Семья ребенка: состав семьи, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношения членов семьи к ребенку.   Беседа с родителями.
Физическое состояние ребенка: изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности осанки и т.д.). Нарушение движений, паралич, парезы; стереотипные и навязчивые движения в жестах, мимике. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания).   Наблюдение во время занятий, во время игр, и т.д. Обследование врачом. Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
Особенности познавательной деятельности ребенка: 1) Особенности речи: понимание устной речи (обращенных вопросов, указаний, объяснений). Наличие связной речи. Дефекты произношения. Запас слов, грамматический строй речи. Нет ли болтливости, нецеленаправленности речи. Эмоциональная окраска речи. Понимание письменной речи (текстов книг, таблиц и т.д.). Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ.
2) Особенности внимания. Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
3) Особенности восприятия. Активность восприятия, объем восприятия. Восприятие величины, формы, цвета, положения в пространстве, восприятие времени. Наличие иллюзий, галлюцинаций. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.
4) Особенности мышления. Понимание окружающей обстановки, нет ли помраченности сознания. Знание названий и назначения простейших предметов. Соотношение реальных предметов с их изображением на картине. Понимание содержания картин. Умение самостоятельно понять содержание текста. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий. Умение классифицировать предметы и делать простые обобщения. Понимание причинно-следственных зависимостей. Характер процесса анализа, синтеза, обобщения.   Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.
5) Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (эмоциональная, образная, словесно-логическая), способность к произвольному запоминанию. Быстрота запоминания. Прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Характер припоминания. Преобладает механическая или словесно-логическая, опосредованная память.   Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
6) Познавательные интересы. Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам). Отношение к отдельным занятиям.   Индивидуальные беседы с детьми. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Изучение творческих работ детей.
Эмоционально-волевая деятельность. Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное). Реакция на происходящее вокруг. Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. Адекватность эмоционального реагирования. Способность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д.   Наблюдения за ребенком на занятиях, вне занятий, в играх и т.д.
Особенности личности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя ребенок в учебной, трудовой и игровой деятельности. Взаимоотношения с коллективом. Самооценка и уровень притязаний. Разрушительные наклонности, склонность к бродяжничеству и т.д.   Наблюдения за ребенком в различных ситуациях.

Приложение 4.

Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью

 

действия Уровень овладения

 

Когнитивные

Сенсорно-перцептивные  
Сенсорно-двигательные  
Графомоторные навыки  
Навыки невербальной коммуникации  
Общение и речь  

 

Хозяйственно-бытовые

Навыки самообслуживания  
Значение назначения предметов обихода  
Приготовление холодной пищи  
Стирка вещей  
Уборка помещений  
Определение видов пищевых продуктов  
Определение видов упаковки продуктов  
Использование денег  

 

Социальные

Пользование телефоном  
Ориентация на проезжей части улицы  
Пользование общественным транспортом  

 

 

Приложение 5.

Уровни осуществления деятельности

- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

-деятельность осуществляется по подражанию;

- деятельность осуществляется по образцу;

-деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

-деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности

- самостоятельная деятельность;

-умение исправлять допущенные ошибки.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

- действие (операция) сформировано –«да»;

- действие осуществляется при сотрудничестве взрослого –«помощь»;

- действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «частично»;

- действие (операция) пока недоступно для выполнения –«нет».

Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью

действия Уровень овладения

Когнитивные

Сенсорно-перцептивные  
Сенсорно-двигательные  
Графомоторные навыки  
Навыки невербальной коммуникации  
Общение и речь  

Хозяйственно-бытовые

Навыки самообслуживания  
Значение назначения предметов обихода  
Приготовление холодной пищи  
Стирка вещей  
Уборка помещений  
Определение видов пищевых продуктов  
Определение видов упаковки продуктов  
Использование денег  

Социальные

Пользование телефоном  
Ориентация на проезжей части улицы  
Пользование общественным транспортом  

 

Приложение 6

Методические рекомендации по развитию сенсорной сферы

Игры и упражнения для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

— подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;

— пройти по начерченной на полу линии;

— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

— повернуться туловищем направо и налево;

— подлезть под натянутой веревочкой;

— «бег» на коленках (четвереньках);

— игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.012 с.)