№
| Автор, произведение
| Кл.
| Точки соприкосновения
|
1.
| Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Косцы»
|
| Единство главного героя с природой, одухотворение природы в его воображении.
|
2.
| Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
|
| Любовь к природе и ее понимание главным героем рассказа.
|
3.
| Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»
|
| Прекрасное вокруг нас.
|
4.
| Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
|
| Одухотворение природы, ее участие в судьбе Насти и Митраши.
|
5.
| Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака»
|
| Чувство сострадания героев к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
|
6.
| Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
|
| Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.
|
7.
| Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».
|
| Природа для Базарова – объект для исследования.
|
8.
| М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон»
|
| Функция пейзажа в произведении.
|
9.
| Виктор Петрович Астафьев. Роман «Царь – рыба»
|
| Взаимоотношения человека и природы.
|
Проблема несправедливости социального устройства общества. (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ль устроено общество?)
1.
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге»
|
| Раздумья поэта о тяжелой судьбе народа.
|
2.
| И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».
|
| Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.
|
3.
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»
|
| Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей.
|
4.
| Н.С.Лесков. Сказ «Левша»
|
| Горькое сожаление писателя об униженности и бесправии трудолюбивого и талантливого народа.
|
5.
| А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»
|
| Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
|
6.
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк»
|
| Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
|
7.
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
|
| Боль поэта за судьбу народа
|
8.
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
| Нравственные пороки общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.
|
9.
| Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель»
|
| Образ «маленького человека» в литературе. Одиночество, косноязычие.
|
10.
| А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок»
|
| Разделение людей на богатых и нищих определяет круг общения многих персонажей пьесы.
|
11.
| И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи».
|
| Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
|
12.
| А.Н.Островский. Драма «Гроза».
|
| Город Калинов – образ патриархальной России.
|
13.
| Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
|
| «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своеобразный бунт Раскольникова против несправедливого социального устройства.
|
| А.М.Горький. Драма «На дне»
|
| Истории обитателей ночлежки.
|
Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных.(Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)
1.
| В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе»
|
| Равнодушие окружающих людей к беднякам.
|
2.
| А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский»
|
| Протест Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Сопоставление Троекурова и Дубровского-старшего.
|
3.
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
| Как отблагодарили генералы мужика за то, что он не дал им умереть голодной смертью?
|
4.
| Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»
|
| Стремление Чичикова ворваться в мир богатых и сытых любой ценой.
|
5.
| А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок»
|
| Желание Торцова знаться только с богатыми, даже дочь он хотел выдать не по любви, а по расчету.
|
6.
| И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи»
|
| Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
|
7.
| Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
|
| Сопоставление жизни разных социальных слоев. Кому же все-таки хорошо жить на Руси?
|
8.
| Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
|
| Печальная каморка Раскольникова
|
9.
| И.А.Бунин. Рассказ»Господин из Сан-Франциско»
|
| Путь в Европу богатого американского семейства.
|
Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием.(Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?)
1.
| В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе»
|
| Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
|
2.
| И.С,Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
|
| Сочувственное отношение к крестьянским детям.
|
3.
| И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача»
|
| Желание помочь близким даже в ущерб собственному благополучию.
|
4.
| А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок»
|
| Не только дети из бедных семей, но и относительно обеспеченные взрослые не могут противостоять искушению изобилием (Торцов)
|
5.
| И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
|
| Даже богатые люди не всегда могут остановиться, начиная зарабатывать большие деньги.
|
Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
1.
| В.Г.Распутин. Повесть «Уроки французского»
|
| Проблема выбора учительницей между педагогической этикой и желанием помочь своему ученику.
|
2.
| Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
|
| Влияние учителя на формирование детского характера.
|
3.
| Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»
|
| Высмеивание пороков чиновников, руководствующихся собственными, а не общественными интересами.
|
4.
| М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»
|
| Мы должны не только выбирать профессию с учетом личных и общественных интересов, но и быть ответственными людьми (профессор Преображенский исправил ошибку).
|
5.
| М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
|
| Переосмысление своей деятельности Иваном Бездомным после встречи с Мастером.
|
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?).
1.
| А.М.Горький. Легенда о Данко из «Старухи Изергиль»
|
| Ответственность главного героя, поднявшего людей на поиски лучшей жизни.
|
2.
| И.А.Гончаров. Роман «Обломов»
|
| «Обломовщина» как общественное явление.
|
3.
| И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
|
| Евгений Базаров. Его сверстники и старшее поколение.
|
4.
| А.М.Горький. Драма «На дне»
|
| «Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!» (Сатин).
|
5.
| А.А.Блок. Поэма «Двенадцать»
|
| Правы ли в своих деяниях «двенадцать человек»?
|
6.
| М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
|
| Представители МАССОЛИТа
|
7.
| В.П.Астафьев. Роман «Печальный детектив»
|
| Утрата нравственных ориентиров в романе.
|
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?)