Проблема памяти о своих истоках, о своем детстве. (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)
№№
| Автор, произведение
| Кл.
| Точки соприкосновения
|
1.
| Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»
|
| Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы, понятие честности, доброты и долга.
|
2.
| Лев Николаевич Толстой. Повесть «Детство»
|
| Проявление чувств героя-ребенка, анализ собственных поступков.
|
3.
| Лев Николаевич Толстой. Повесть «Юность»
|
| Формирование личности юного героя, его стремление к нравственному обновлению.
|
4.
| Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матерой»
|
| Мир детства, отцов и дедов, который уходит безвозвратно со своими радостями и печалями.
|
Проблема роли детства в жизни человека.
(Почему детство – важнейший этап жизни человека?)
1.
| Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»
|
| Картины вольной жизни крестьянских детей и их раннее приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.
|
2.
| Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры»
|
| Сложность взаимопонимания детей и взрослых, необходимость этого взаимопонимания.
|
3.
| Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро»
|
| Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
|
4.
| Денис Иванович Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
|
| Проблема воспитания истинного гражданина.
|
5.
| Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
|
| Воспитание Петруши Гринева, его жизненный путь и наставления из отчего дома («Береги честь смолоду»).
|
6.
| Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
|
| Детство Евгения, детство Татьяны. Влияние воспитания и детских интересов на становление героев.
|
7.
| Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»
|
| Детские годы Чичикова, наставления отца и результат…
|
8.
| Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»
|
| Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца.
|
Проблема исторической памяти. (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?).
№№
| Автор, произведения
| Кл.
| Точки соприкосновения
|
| Николай Алексеевич Некрасов
.Историческая поэма «Дедушка»
|
| Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности.
|
2.
| Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
|
| Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Патриотический пафос повести.
|
3.
| Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
|
| Своеобразие характера Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника Родины
|
4.
| Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
|
| Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.
|
5.
| Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
|
| Образы исторических личностей (Наполеон и Кутузов). Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
|
6.
| Анна Андреевна Ахматова. Поэма «Реквием»
|
| Тема суда времени и исторической памяти.
|
7.
| Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение «Тоска по родине»
|
| Равнодушие ко всему окружающему, если человек находится далеко от родных мест.
|
8.
| Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
|
| Историческая память важна и для того, чтобы не было подобной нелепицы в будущем.
|
9.
| Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матерой»
|
| Народ, его история, его земля в повести.
|
Проблема отчего дома, любви и уважения к старшему поколению. (Почему нельзя забывать отчий дом и родителей?)
№
| Автор, произведение
| Кл
| Точки соприкосновения
|
1.
| Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
|
| Евгений относится к дяде с пренебрежением, а Татьяна со смирением и послушанием
|
2.
| Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».
|
| Имели ли право Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров так относиться к своим родителям?
|
3.
| Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
|
| Переоценка ценностей Андреем Болконским.
|
4.
| Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
|
| Что стало последней каплей для Раскольникова, чтобы он решил пойти на преступление?
|
5.
| Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Последний срок»
|
| Можно ли оправдать поведение любимой дочери старухи Анны Танчоры?
|
Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении человека?)
1.
| Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры»
|
| Так ли незначительны проблемы детей, как это порой кажется взрослым?
|
2.
| Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
|
| Воспитание Онегина, его детство и отрочество.
|
3.
| Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»
|
| Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца.
|
Проблема нравственной прочности человека.(Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)
№
| Автор., произведение
| Кл.
| Точки соприкосновения
| |
1.
| Иван Андреевич Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом»
|
| Осмеяние нравственных пороков персонажей басне (людские пороки высмеиваются через образы животных).
| |
2.
| Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Уроки французского»
|
| Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни главного героя
| |
3.
| Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»
|
| Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
| |
4.
| Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
|
| Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
| |
5.
| Николай Алексеевич Некрасов. Поэма»Русские женщины»
|
| Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
| |
6.
| Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Лапти»
|
| Душевное богатство простого крестьянина.
| |
7.
| Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон»
|
| Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
| |
8.
| Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Возвращение»
|
| Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
| |
9.
| Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
|
| Фамусовское общество не смогло сломить нравственные устои Чацкого.
| |
10.
| Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
|
| Онегин и Ленский. Ольга и Татьяна Ларина.
| |
11.
| Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»
|
| Галерея порочных образов (начиная с самого Чичикова)
| |
12.
| Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок»
|
| Поездка Торцова в Москву, изменившая все его представления о жизни.
| |
13.
| Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце»
|
| Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины» и «швондерства»
| |
14.
| Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»
|
| Обломов и «обломовщина» как общественное явление.
| |
15.
| Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза»
|
| Например, бунт Тихона Кабанова после гибели Катерины.
| |
| Иван Сергеевич Тургенев. Роман
«Отцы и дети»
|
| Например, споры между «отцами» и «детьми»
|
17.
| Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
|
| Стойкость русских воинов.
| |
18.
| Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
|
| Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
| |
| | | | | | | |
Проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Насколько опасно для существования русского языка употребление в речи людей уголовного жаргона, ненормативной лексики и т.д.?)
1.
| Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»
|
| Богатство и красота русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
|
8.Проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния ч еловека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)
1.
| Михаил Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
|
| Вера в человека, доброго и мудрого хозяина природы
|
2.
| Федор Александрович Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади»
|
| Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе
|
3.
| Евгений Иванович Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя»
|
| Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе.
|
Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека (Всегда ли мы искренни и бескорыстны в проявлении своего интереса к окружающим? Не скрываются ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие?).
1.
| А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»
|
| Осмеяние трусости и угодничества.
|
2.
| А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
|
| Отношения людей в высшем свете (все равнодушны, не искренни, в том числе – в театре).
|
3.
| М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
|
| Эгоизм Печорина по отношению к другим: Максиму Максимычу, Бэле …
|
4.
| Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»
|
| Лесть Чичикова чиновникам и помещикам для того, чтобы произвести впечатление и выторговать больше «мертвых душ»
|
5.
| Ф.М.Достоевский. Роман «Белые ночи»
|
| Искренне желая помочь Мечтателю, Настенька внушила себе, что она его любит и готова выйти за него замуж, но…
|
6.
| М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита2
|
| Равнодушие свиты Воланда к судьбе приглашенных на бал «гостей».
|
Проблема жизненного выбора (Что важнее и нравственнее для человека в жизни: заботиться о том, чтобы выглядеть значительно, внушая уважение своим видом, или быть индивидуальностью, хорошим специалистом и человеком?).
1.
| А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы»
|
| Индивидуалистический характер Алеко.
|
2.
| А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
|
| «Как денди лондонский одет…»
|
3.
| Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»
|
| Забота Чичикова о том, чтобы казаться более значимым, чем он есть на самом деле.
|
4.
| А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
|
| Образ праведницы.
|
5.
| М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
|
| Образы работников Варьете (Лиходеев, Варенуха и др.), Босой.
|
Проблема памяти о своих истоках, о своем детстве. (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)