De profundis (clamavi ad te Domine) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

De profundis (clamavi ad te Domine)



(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.

Desideria carnis (лат.) — плотские желания.

Determinatio est negatio (лат.) — ог­раничение есть отрицание (Спино­за). Иногда «determinatio» перево­дится как «определение».

De tripode dictum (лат.) — с тренож­ника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.

Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афин­ский алтарь «неведомому богу».

Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеи­ды» Вергилия. Образное обозначе­ние поэтпч. вдохновения.

Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. при­способления.

Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat (лат.) — сказан­ного достаточно разумному.

Differentia specifica (лат.) — видо­вое отличие (схоластич. термин).

Ding an sich (нем.) — см. An sich.

Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Ни­колай Кузанский).

Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.

Doctor christianissimus (лат.) — хри­стианнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).

Doctor extaticus (лат.) — экстатиче­ский доктор. Почётный титул фило­софа-схоласта Дионисия Картезиан­ца (1402/3—1471).

Doctor fundatissimus (лат.) — осно­вательнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Эгидия Рим­ского (1247—1316).

Doctor illuminatus (лат.) — просвет­лённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.

Doctor invincibilis (лат.) — непобеди­мый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus (лат.) — доктор, по­гружённый в молитвенное созерца­ние девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.

Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus (лат.) — серафи­ческий доктор. Почётный титул Бонавентуры.

Doctor solemnis (лат.) — торжест­венный доктор. Почётный титул фи­лософа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).

Doctor subtilis (лат.) — тонкий док­тор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis (лат.) — всеобъ­емлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.

Δό|α (doxa) (греч.) — мнение; ви­димость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.

Δύναμις (dynamis) (греч.) — возмож­ность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.

Duree (франц.) — длительность. По­нятие философии Бергсона.

Ε

Ecclesia spiritualis (лат.) — духов­ная церковь; церковь как духовное единство верующих.

Ego (лат.) — Я.

Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображе­ния, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.

Είδος (eidos) (греч.) — см. Эйдос.

Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказа­тельства лежит на том, кто ут­верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.

Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resul­tant) из предшествующих момен­тов. См. Эмерджентная эволюция.

Elan vital (франц.) — жизненный по­рыв. Категория философии Берг­сона.

Ενάργεια (enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; крите­рий истины.

Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действи­тельность (ср. Δύναμις). См. Энер­гия; Энтелехия.

Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio (лат.) — сущее благода­ря другому.

Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium (лат.) — сущее из су­щих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).

Ens in actu (лат.) — сущее в дейст­вительности.

Ens in potentia (лат.) — сущее в воз­можности.

Ens rationis (лат.) — мыслимое су­щее.

Ens reale (лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальней­шее сущее '(бог).

Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимо­сти. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Επαγωγή (epagögö) (греч.) — при­ведение. Индукция.

Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — за­предельное (бытие). Термин Плато­на, обозначающий трансцендент­ность идеи блага.

Επιστήμη (episteme) (греч.) — зна­ние (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.

Εποχή (epoche) (греч.) — воздержа­ние от суждения. См. Эпохе.

Ereclus ingenium (лат.) — высокий об­раз мыслей.

Erga (лат.) — по отношению к...

Ergo (лат.) — следовательно.

"Εργον (ergon) (греч.) — факт, дея­ние, содеянное. Содеянное как ре­зультат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не про­дукт деятельности (έργον), а деятель­ность (ενέργεια).

Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est (лат.) — челове­ку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit de finesse — esprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паска­ля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от на­уч. познания.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Берк­ли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных усло­виях.

Evoluta (лат.) — выявленное, от­крытое.

Ewig-weibliche (нем.) — вечно-жен­ственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (за­кон).

Exempli causa (лат.) — например.

Ex fontibus (лат.) — из первоисточ­ников.

Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).

Experimenta fructifera (лат.) — опы­ты плодоносные. Исследования, при­носящие практич. пользу (Ф. Бэкон).

Experimenta lucifera (лат.) — опы­ты светоносные. Исследования, рас­ширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis (лат.) — экс­перимент креста (перекрёстка). Ре­шающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite (лат.) —развёр­нуто, явно — неявно, подразуме­ваемо.

F

Fallacia (лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существен­ного со случайным.

Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, ког­да о части утверждается то, что спра­ведливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что спра­ведливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum (лат.) — умоза­ключения, неправильные сами по себе.

Fallacia falsi medii (лат.) — доказа­тельство при помощи ложных суж­дений.

Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием дово­дов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas.

Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.

Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного сло­весного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).

Fallacia suppositionis (лат.) — ошиб­ка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выраже­ние Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum (лат.) — судьба, рок.

Fiat (лат.) — да будет.

Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.

Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis (лат.) — неправиль­ное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.

Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.

Flatus vocis (лат.) — колебание го­лоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).

Formaliter (лат.) — но форме, фор­мально.

Fundamentum divisionis (лат.) — ос­нование разделения.

Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Für sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

G

Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто-

рия духовных образований (Диль-тей).

Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Gemeinschaft und

Gesellschaft (нем.) — община и общество; про­тивопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).

Genus (лат.) — род.

Genus proximum (лат.) — ближай­ший род (для данного вида).

Genus remotum (лат.) — отдалённый род.

Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.

Globus intellectuais (лат.) — уни­версум человеч. знаний.

Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма.

Gotheit (ср.-верх.-нем.) — божест­во. Экхарт различает в боге Go­theit — божество как абсолют и

Got — первое обособление божест­ва, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому.

Grenzbegriff (нем.) — предельное по­нятие. Марбургская школа нео­кантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предель­ное понятие) процесса логич. опре­деления объекта.

Grenzsituation (нем.) — погранич­ная ситуация. См. Ясперс; Экзи­стенциализм.

H

Habitus (лат.) — состояние, положе­ние, свойство; внешний облик; обык­новение.

Habitus naturae (лат.) — природное свойство.

Habitus animi (лат.) — характер, ду­шевный склад.

Haecceitas (лат.) — «этость». Тер­мин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существо­вания к сущности (ср. Quidditas).

Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония.

Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония.

'Εν και πάν (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.

'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное.

'Όλος (holos) (греч.) — целый. Це­лостность.

Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопостав­ление Руссо.

Homo (лат.) — человек.

Homo creator (лат.) — человек-тво­рец.

Homo faber — человек-ремесленник.

Homo homini lupus est (лат.) — чело­век человеку — волк (Плавт).

Homo liber (лат.) — человек сво­бодный (Спиноза).

Homo ludens (лат.) — человек играю­щий (Хейзинга).

Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Прин­цип восходит к Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-ху­дожник (творец образов).

Homo sapiens (лат.) — человек ра­зумный (Линией).

Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, нич­то человеческое мне не чуждо (Те-ренций).

Homo viator (лат.) — человек-пут­ник (Марсель).

Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.

Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.

Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.

'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, ве­щество, материал.

I

Ichheit (нем.) — «яйность», «ячест­во». «Я» как принцип; как осново­положение (Бёме, Фихте).

Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В фило­софии Бёме — принцип, разделяю­щий божеств. единство.

Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.

'Iδι???а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.

Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.

Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.

Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.

"Ιδιον (idion) (греч.) — собствен­ное. Неотделимый признак.

Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обы­денного словоупотребления (Ф. Бэ­кон).

Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэ­кон).

Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные ро­довой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явле­ния.

Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруден­ции.

Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой

доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.

Ignotum per ignotum (лат.) — неиз­вестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.

Illiquidum (лат.) — неочевидное.

Impetus (лат.) — побуждение, стрем­ление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приоб­ретённая сила». У Гассенди — свой­ство атомов.

Implicite (лат.) — см. Explicate — implicite.

In abstracto (лат.) — отвлечённое.

I n actu (лат.) — см. Actu.

In adjecto (лат.) в определении.

In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.

Incerta incertibus (лат.) — (доказы­вать) недостоверное недостоверным.

Incompossibilitas (лат.) — несовме­стимое с возможным (Дунc Скот).

In concrete (лат.) — в определ. слу­чае; в действительности.

In corpore (лат.) — в совокупности.

Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис.

In dubio (лат.) — под сомнением.

Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодейст­вия души и тела у Декарта и окка­зионалистов.

In infinitum (лат.) — в беспредель­ное, без конца.

Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, со­кровенная сущность.

In potentia (лат.) — в возможности.

In re (лат.) — в реальности; в ве­щах.

In statu nascendi (лат.) — в состоя­нии зарождения.

Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός.

Intellectus archetypus (лат.) — ин­теллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредст­венно созерцающий, божеств. рассу­док (Кант).

Intellectus ectypus (лат.) — интел­лект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.

Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.

Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину.

Intentio prima (лат.) — направлен­ность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин.

Intentio secunda (лат.) — направлен­ность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схола­стич. термин.

Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

In vestigio (лат.) — см. Per vesti­gium.

Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα.

Ipso facto (лат.) — самим фактом.

J

Jenseits (нем.) — потустороннее.

Jenseits von Gut und Böse (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).

Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчине­нию).

К

Καιρός (kairos) (греч.) — надлежа­щая мера; благоприятный момент; удача; выгода.

Καλοκαγαθία (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенст­ва. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие.

Κατ' εξοχήν (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.

Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.

Κένωσις (kenösis) (греч.) — опу­стошение. В эллинистич. филосо­фии и вост. патристике — похож­дение бога в мир, творение мира.

Κήρυγμα (kerygma) (греч.) — из­вещение, проповедь, кернгма.

Κοιναί εννοιαι (koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Поня­тия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).

Κόσμος νοερός (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интел­лектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроиз­водящие мир идей.

Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интел­лигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообра­зов.

L

Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физио­кратов. Λάβε βιώσας (läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур).

Lato sensu (лат.) — в широком смысле.

Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначаю­щий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.

Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).

Liaison universelle (франц.) — все­общая связь (Лейбниц).

Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.

Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).

List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы ис­пользует частные цели людей (Ге­гель).

Λόγοι σπερματικοί (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и инди­видуальные существования (стоики, Плотин).

Λόγος (logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Алек­сандрийский).

Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos).

Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и сверхъ­естественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полно­та знания достигается благодаря из­лучаемому богом сверхъестеств. све­ту, дополняющему естеств. свет.

М

Man (нем.) — неопределённо - лич­ное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного сущест­вования.

Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.

Materia primo prima (лат.) — пер­вая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот).

Materia secundo prima (лат.) — пер­вая материя второго рода. Безраз­личный субстрат любой формы (Дунс Скот).

Materia tertio prima (лат.) — пер­вая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda (лат.) — вторая ма­терия. Оформленные тела (Дунс Скот).

Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens (лат.) — дух, разум, ум.

Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος (metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание.

Modus operandi (лат.) — способ дей­ствия.

Modus probandi (лат.) — способ до­казательства.

Modus vivendi (лат.) — способ суще­ствования.,

Μονή (mоne); Μονή—πρόοδος—επιστ­ροφή (топе — proodos — epislrophg)

(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе.

Moral insanity (англ.) — моральный недуг.

Moral sense (англ.) -- нравстн. чув­ство.

Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощу­щаемый).

Μυστήριον (mysteriou) (греч.) — ми­стерия, таинство.

N

Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её по­рождения.

Natura non facit saltus (лат.) — при­рода не делает скачков. Выражение встречается в «Философии бота­ники» Линнея; принцип философии Лейбница.

Natura rerum (лат.) — природа ве­щей; вселенная.

Nervus probandi (лат.) — нерв дока­зательства. Основной аргумент.

Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обо­значающий отрнцат. суждения. Пер­вой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).

Nexus causalis (лат.) — причинная связь.

Nexus effectivus (лат.) — действи­тельная, причинная связь (Кант).

Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).

Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse) (лат.) — нет ничего в ра­зуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходя­щий к Аристотелю. Локк проти­вопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц до­полняет тезис:... кроме самого ра­зума.

Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum.

Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер).

Νόημα (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.

Νόησις (noesis) (греч.) — мышле­ние.

Νόησις νοήσεοίς (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель.

Νόμος (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.

Non esse (лат.) — небытие.

Non finilo (лат.) — неопределён­ность, беспредельность.

Non liquet (лат.) — не ясно.

Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний предел.

Non sequitur (лат.) — не следует.

Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя.

Notio (лат.).— понятие.

Notiones communes (notitiae commu­nes) (лат.) — общие понятая. Спи­ноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обоб­щениям.

Notiones disparatae (лат.) — несрав­нимые понятия.

Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.

Numen (лат.) — божество; божест­венное (вообще).

Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус.

Νους παθητικός (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пас­сивный. У Аристотеля — ум, воз­никающий u погибающий вместе с телом.

Νους ποιητικός (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Ари­стотеля.

О



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.135 с.)