Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.



Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.

Термин «яз» - понятие неоднозначное, родовое:

1) Яз как способность индивида польз. язом как ср-вом общения, познания. Яз не заложен в ДНК. Ребёнок польз биол предпосылками для овлад. язом. Язу можно научиться в об-ве, коллективе. Ребёнок входит в социум с пом. Яза. Яз формируется постепенно, от примит. сигналов до развитого чел. яза.

2) Яз как совокупность того общего, что есть в че. естест. язах. Яз понимается как абстр. предст-е о чел. язе, как опр. класс знак. систем, как конкр./этн. язы или яз вообще. Яз вообще – это возникшая и закономерно развив. семиот. сист., кот. облад. св-вом соц. предназначенности (для опр. социума, а не индивида).

3) Яз этнич. (конкр.) – реально существующая знак. сист., используемая в некоем социуме в нек. времени и пространстве. Общие черты: а) яз – набор звуков для выр. мысли; б) членораздельность; в) сист. правил, по кот. эл-ты комбинир. в осмысл. высказывания.

Сущность яза - в его св-вах: 1. Когнитивное. Через яз знакомимся с миром с пом. опыта др. людей, поколений. 2. Номинативное. Называем предметы объект. и субъект. реал-ти. 3. Аккумулятивное. Ср-во накопления знаний, опыта чел-ва.

Ф-ии: 1. Коммуникат. (осн.). Реализ. В 3 ф-мах: узконаправл. комм-я (диалого 1 на 1), широконапр. комм-я (лекция, митинг), масс. комм-я (общение с невидим. аудиторией).

2. Эмотивная: выр-е чувств, переживаний в процессе речи.

3. Директивная (побудительная): выр-е воли, желания.

4. Эстет.: ср-во созд. худ. текстов:1) организующая (ритм,рифма);2)творч. (созд. нов. ср-в).

5. Контактная: установление и поддержание контакта с собеседником.

6. Дейктическая (указат.).

7. Магическая: табу, молитвы, клятвы, т. е. обращение к высшим силам.

8. Суггестивная: ср-во влияния на чела, кот. м. б.: а) инструмент.: прям. реч. воздей. на чела путём исп-я прямых смыслов слов; б) символич.: воздей. на чела косвенным смыслом слов, фразовым подтекстов.

Соссюр: яз и речь – не разн. явления, а 2 стороны общ. явления – реч. деят. Яз и речь противопоставлены, но не могут сущ. др. без др.:

1) Яз социален, усваивается индивидом как гот. продукт. Речь – инд. акт воли и понимания.

2) Яз – сист. знаний, кот. хранится в голове. Речь – процесс исп-я этой сист. в конкр. сит.

3) Яз нейтрален по отн. к тому, кем, когда и где исп-ся. Речь привязана к конкр. сит. общения.

4) Яз стрем. к стабильности, консервативности, принимает новшества под давлением нос-лей. Речь стрем. к новшеству, индив-ти, отклон. от правил яза, нарушает язовые нормы по незнанию или для экспрессивности.

5) Любой яз доступен к изучению и освоению. Речью не овладеть, т. к. у каж. – своя речь.

Природа (строение) языкового знака. Свойства языкового знака.

По Соссюру, в знаке выделяются 2 стороны – означаемое, психич. образ предм. (понятие, сод-е, смысл знака, его внут. сторона, то, что воспринимается нашим сознанием), и означающее, психич. образ сигнала, слова (внеш. выр-е знака, его форм. сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).

По Пиотровскому, означаемое делится на:

1) Денотат (визульно-целостный образ предм.).

2) Десигнат (вербально-анал. образ предм., его словес. хар-ка, опр-е выделение яр. черт).

3) Коннотат (доп. знач-я: эмоц.-оцен. и экспрессив. оттенки смысла).

Св-ва язового знака:

1) Преднамеренность/целенаправленность. Спец-но исп-ся для передачи опр. смысла.

2) Перцептивность. Д. б. доступен восприятию (слух, зрение).

3) Информативность. Инфа о референте.

4) Системность. Может сущ. только как эл-т зн. сист. во взаимосвязи и противопоставлении с др. знаками яза.

5) Воспроизводимость. Не воссоздаётся каж. раз заново, а повторяется в относительно устойч. виде.

6) Линейность означающего. Длительность имеющая однонаправленность связана с особ-ми восприятия чела. В рез. между эл-ми возник. цепочка: взаим-е, завис-ть, порядок слов.

7) Конвенциональность (условность). В естест. язах знаки-символы преобладают, т. е. чаще всего то или иное слово не им. прозрач. внут. ф-мы, оно немотивировано. Усл. связь между сод-ем и выр-ем.

8) Мотивированность. Будучи условным, знак одновременно м. б. мотивирован (напр., звукоподражание, словообразование).

9) Консервативность (неизменчивость).

10) Изменчивость. Знак постоянно стрем. стать многозначным.

11) Комбинационность. Характ-ся теми или иными отн-ми, в кот. он вступ. с др. знаками.


 

Генеалогическая и типологическая классификации языков.

1) Генеалогическая класс-я (по общности происхождения язов):

Макросемья – ностратические язы (Евр., Аз., Афр.).

Семья – индоевропейские язы (сам. распростр.).

Индоевр. язы дел. на: индийскую, иранскую, славянскую, балтийскую, германскую, романскую, кельтскую, греческую, албанскую, армянскую, хетто-лувийскую (мёртвые язы), тохарскую группы (мёртвые язы).

Славянская группа дел. на вост. (рус., урк., белорус. язы), юж. (болгар., сербскохорват.,…) и зап. (чеш., словац., поль.) подгруппы.

Герм. группа: северо-герм. (дат., швед., норвеж.,…), зап.-герм. (ан., нем.,…), вост.-герм. (мёртвые язы) подгруппы.

Роман. группа: фр., ит., исп.,…

2) Типологическая класс-я (по сходству однотипных язовых систем); самая популярная – морфологическая класс-я:

1. Флективный. Основной грамматический способ – аффиксация, причём использование не только внешней (одна флексия вместо другой: книга-книги), но и внутренней флексии (закономерное чередование звуков внутри корня: goose-geese). Флексия нередко содержит несколько грам. значений. Славянские (рус.), балтийские язы.

2. Агглютинирующий. Один из самых распространённых и устойчивых типов. Основа слова самостоятельна, служ. отд. словом (напр., узбек. бил-знать). Аффиксы прикрепл. к основе, корню, слово получается многоморфемным, легко выделить морфемы (билайди-знает, билмайди-не знает). Финно-угорские, тюркские язы.

3. Изолирующий. Форма слов не зависит от других слов в предложении. Отношения между словами выражаются порядком слов, служебными словами, интонацией (напр., в кит. язе фу-папа, му-мама, фуму-родители). Вьетнамские, тибето-китайские язы.

4. Инкорпорирующий. Способ связи – инкорпорация, при которой компоненты словосочетания или предложения соединяются в единое целое. Такой инкорпоративный комплекс – временное явление, создающееся в процессе речи. Язы индейцев, палеоазиатские язы.

Синтетические язы. В одной словоформе – и лекс., и грам. знач.: (кому?) мам е. Для синт. язов характерна самостоятельность слова. Мёртвые язы (латынь, санскрит), рус., нем., литов. язы.

Аналитические язы. Раздельное выражение лекс. и грам. значений: лекс. знач. выражено главным словом, а грам. знач. – вспом./служ. словом: (I) have (ГЗ) written (ЛЗ). Для анал. язов характерна несамостоятельность слова, важность порядка слов и частое употребление служеюных слов (артикли, предлоги…). Романские язы (ан., фр.).


 

Согласные. Принципы классификации. Английская система консонантизма в сопоставлении с русской.

Согл. - класс звуков речи, противопол. по своим св-ам гласным. Признаки: 1. На пути выдыхания возд. струи обязат. возник. преграда, и своб прохода не оказывается, а при образ-ии гласных воздух свободно выход. через полость рта/носа. 2. Нет равномерной напряжённости всего реч. аппарата, в отл. от гл. 3. От преобраз-я согл. образ. силь. возд. струя, а у гл. – слабая. 4. У гл. – только тон, у согл. – тон и/или шум.

Классификация согл. по след. призн.:

1) По актив. органу речи (яз, губы) и месту образования преграды: губные (губно-губные, губно-зубные), передне-язычные (дорсальные, апикальные, какуминальные), средне-язычные (палатальные), задне-язычные (велярные, увулярные), фарингальные, гортанные.

2) По способу образ-я шума и типу преграды: смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные (проход для струи в полось носа, проход по бокам яза, проход чередуется со смычкой).

3) По участию голоса (по соотношению шум/тон): глухие, звонкие и звонкие шумные. Глух согл. – только шум. Звон. шум. согл. – шума больше. Звонкие – тона больше.

4) По положению мягкого нёба: ротовые и носовые.

5) По дополнительной артикуляции: палатализованные и веляризованные.

Ан. согл. – 24. Рус. согл. – 36. Рус. яз – консонантный, т. к. больше согласных, и они несут бОльшую смысл. нагрузку. Ан. яз – вокалистический, где больше гласных иди примерно одинак. соотношение гл. и согл.

Ан. согл. хар-ся большей чёткостью, энергичностью произнесения: p, t, k произносятся с аспирацией (придыханием). В рус. аспирации нет.

В ан. палатализация (смягчение) не явл. фонемат. призн. (хотя есть звук n'). В рус. – 15 пар палатализ. и непалатализ. согл. с фонемат. призн.: пыл-пыль, быть-быть, т. е. смысл меняется.

Для ан. типична апикально-альвеолярная артикуляция. Для рус. – дорсальная.

 


 

Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.

Термин «яз» - понятие неоднозначное, родовое:

1) Яз как способность индивида польз. язом как ср-вом общения, познания. Яз не заложен в ДНК. Ребёнок польз биол предпосылками для овлад. язом. Язу можно научиться в об-ве, коллективе. Ребёнок входит в социум с пом. Яза. Яз формируется постепенно, от примит. сигналов до развитого чел. яза.

2) Яз как совокупность того общего, что есть в че. естест. язах. Яз понимается как абстр. предст-е о чел. язе, как опр. класс знак. систем, как конкр./этн. язы или яз вообще. Яз вообще – это возникшая и закономерно развив. семиот. сист., кот. облад. св-вом соц. предназначенности (для опр. социума, а не индивида).

3) Яз этнич. (конкр.) – реально существующая знак. сист., используемая в некоем социуме в нек. времени и пространстве. Общие черты: а) яз – набор звуков для выр. мысли; б) членораздельность; в) сист. правил, по кот. эл-ты комбинир. в осмысл. высказывания.

Сущность яза - в его св-вах: 1. Когнитивное. Через яз знакомимся с миром с пом. опыта др. людей, поколений. 2. Номинативное. Называем предметы объект. и субъект. реал-ти. 3. Аккумулятивное. Ср-во накопления знаний, опыта чел-ва.

Ф-ии: 1. Коммуникат. (осн.). Реализ. В 3 ф-мах: узконаправл. комм-я (диалого 1 на 1), широконапр. комм-я (лекция, митинг), масс. комм-я (общение с невидим. аудиторией).

2. Эмотивная: выр-е чувств, переживаний в процессе речи.

3. Директивная (побудительная): выр-е воли, желания.

4. Эстет.: ср-во созд. худ. текстов:1) организующая (ритм,рифма);2)творч. (созд. нов. ср-в).

5. Контактная: установление и поддержание контакта с собеседником.

6. Дейктическая (указат.).

7. Магическая: табу, молитвы, клятвы, т. е. обращение к высшим силам.

8. Суггестивная: ср-во влияния на чела, кот. м. б.: а) инструмент.: прям. реч. воздей. на чела путём исп-я прямых смыслов слов; б) символич.: воздей. на чела косвенным смыслом слов, фразовым подтекстов.

Соссюр: яз и речь – не разн. явления, а 2 стороны общ. явления – реч. деят. Яз и речь противопоставлены, но не могут сущ. др. без др.:

1) Яз социален, усваивается индивидом как гот. продукт. Речь – инд. акт воли и понимания.

2) Яз – сист. знаний, кот. хранится в голове. Речь – процесс исп-я этой сист. в конкр. сит.

3) Яз нейтрален по отн. к тому, кем, когда и где исп-ся. Речь привязана к конкр. сит. общения.

4) Яз стрем. к стабильности, консервативности, принимает новшества под давлением нос-лей. Речь стрем. к новшеству, индив-ти, отклон. от правил яза, нарушает язовые нормы по незнанию или для экспрессивности.

5) Любой яз доступен к изучению и освоению. Речью не овладеть, т. к. у каж. – своя речь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.023 с.)