Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь. Термин «яз» - понятие неоднозначное, родовое: 1) Яз как способность индивида польз. язом как ср-вом общения, познания. Яз не заложен в ДНК. Ребёнок польз биол предпосылками для овлад. язом. Язу можно научиться в об-ве, коллективе. Ребёнок входит в социум с пом. Яза. Яз формируется постепенно, от примит. сигналов до развитого чел. яза. 2) Яз как совокупность того общего, что есть в че. естест. язах. Яз понимается как абстр. предст-е о чел. язе, как опр. класс знак. систем, как конкр./этн. язы или яз вообще. Яз вообще – это возникшая и закономерно развив. семиот. сист., кот. облад. св-вом соц. предназначенности (для опр. социума, а не индивида). 3) Яз этнич. (конкр.) – реально существующая знак. сист., используемая в некоем социуме в нек. времени и пространстве. Общие черты: а) яз – набор звуков для выр. мысли; б) членораздельность; в) сист. правил, по кот. эл-ты комбинир. в осмысл. высказывания. Сущность яза - в его св-вах: 1. Когнитивное. Через яз знакомимся с миром с пом. опыта др. людей, поколений. 2. Номинативное. Называем предметы объект. и субъект. реал-ти. 3. Аккумулятивное. Ср-во накопления знаний, опыта чел-ва. Ф-ии: 1. Коммуникат. (осн.). Реализ. В 3 ф-мах: узконаправл. комм-я (диалого 1 на 1), широконапр. комм-я (лекция, митинг), масс. комм-я (общение с невидим. аудиторией). 2. Эмотивная: выр-е чувств, переживаний в процессе речи. 3. Директивная (побудительная): выр-е воли, желания. 4. Эстет.: ср-во созд. худ. текстов:1) организующая (ритм,рифма);2)творч. (созд. нов. ср-в). 5. Контактная: установление и поддержание контакта с собеседником. 6. Дейктическая (указат.). 7. Магическая: табу, молитвы, клятвы, т. е. обращение к высшим силам. 8. Суггестивная: ср-во влияния на чела, кот. м. б.: а) инструмент.: прям. реч. воздей. на чела путём исп-я прямых смыслов слов; б) символич.: воздей. на чела косвенным смыслом слов, фразовым подтекстов. Соссюр: яз и речь – не разн. явления, а 2 стороны общ. явления – реч. деят. Яз и речь противопоставлены, но не могут сущ. др. без др.: 1) Яз социален, усваивается индивидом как гот. продукт. Речь – инд. акт воли и понимания. 2) Яз – сист. знаний, кот. хранится в голове. Речь – процесс исп-я этой сист. в конкр. сит. 3) Яз нейтрален по отн. к тому, кем, когда и где исп-ся. Речь привязана к конкр. сит. общения.
4) Яз стрем. к стабильности, консервативности, принимает новшества под давлением нос-лей. Речь стрем. к новшеству, индив-ти, отклон. от правил яза, нарушает язовые нормы по незнанию или для экспрессивности. 5) Любой яз доступен к изучению и освоению. Речью не овладеть, т. к. у каж. – своя речь. Природа (строение) языкового знака. Свойства языкового знака. По Соссюру, в знаке выделяются 2 стороны – означаемое, психич. образ предм. (понятие, сод-е, смысл знака, его внут. сторона, то, что воспринимается нашим сознанием), и означающее, психич. образ сигнала, слова (внеш. выр-е знака, его форм. сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения). По Пиотровскому, означаемое делится на: 1) Денотат (визульно-целостный образ предм.). 2) Десигнат (вербально-анал. образ предм., его словес. хар-ка, опр-е выделение яр. черт). 3) Коннотат (доп. знач-я: эмоц.-оцен. и экспрессив. оттенки смысла). Св-ва язового знака: 1) Преднамеренность/целенаправленность. Спец-но исп-ся для передачи опр. смысла. 2) Перцептивность. Д. б. доступен восприятию (слух, зрение). 3) Информативность. Инфа о референте. 4) Системность. Может сущ. только как эл-т зн. сист. во взаимосвязи и противопоставлении с др. знаками яза. 5) Воспроизводимость. Не воссоздаётся каж. раз заново, а повторяется в относительно устойч. виде. 6) Линейность означающего. Длительность имеющая однонаправленность связана с особ-ми восприятия чела. В рез. между эл-ми возник. цепочка: взаим-е, завис-ть, порядок слов. 7) Конвенциональность (условность). В естест. язах знаки-символы преобладают, т. е. чаще всего то или иное слово не им. прозрач. внут. ф-мы, оно немотивировано. Усл. связь между сод-ем и выр-ем. 8) Мотивированность. Будучи условным, знак одновременно м. б. мотивирован (напр., звукоподражание, словообразование). 9) Консервативность (неизменчивость). 10) Изменчивость. Знак постоянно стрем. стать многозначным. 11) Комбинационность. Характ-ся теми или иными отн-ми, в кот. он вступ. с др. знаками.
Генеалогическая и типологическая классификации языков. 1) Генеалогическая класс-я (по общности происхождения язов):
Макросемья – ностратические язы (Евр., Аз., Афр.). Семья – индоевропейские язы (сам. распростр.). Индоевр. язы дел. на: индийскую, иранскую, славянскую, балтийскую, германскую, романскую, кельтскую, греческую, албанскую, армянскую, хетто-лувийскую (мёртвые язы), тохарскую группы (мёртвые язы). Славянская группа дел. на вост. (рус., урк., белорус. язы), юж. (болгар., сербскохорват.,…) и зап. (чеш., словац., поль.) подгруппы. Герм. группа: северо-герм. (дат., швед., норвеж.,…), зап.-герм. (ан., нем.,…), вост.-герм. (мёртвые язы) подгруппы. Роман. группа: фр., ит., исп.,… 2) Типологическая класс-я (по сходству однотипных язовых систем); самая популярная – морфологическая класс-я: 1. Флективный. Основной грамматический способ – аффиксация, причём использование не только внешней (одна флексия вместо другой: книга-книги), но и внутренней флексии (закономерное чередование звуков внутри корня: goose-geese). Флексия нередко содержит несколько грам. значений. Славянские (рус.), балтийские язы. 2. Агглютинирующий. Один из самых распространённых и устойчивых типов. Основа слова самостоятельна, служ. отд. словом (напр., узбек. бил-знать). Аффиксы прикрепл. к основе, корню, слово получается многоморфемным, легко выделить морфемы (билайди-знает, билмайди-не знает). Финно-угорские, тюркские язы. 3. Изолирующий. Форма слов не зависит от других слов в предложении. Отношения между словами выражаются порядком слов, служебными словами, интонацией (напр., в кит. язе фу-папа, му-мама, фуму-родители). Вьетнамские, тибето-китайские язы. 4. Инкорпорирующий. Способ связи – инкорпорация, при которой компоненты словосочетания или предложения соединяются в единое целое. Такой инкорпоративный комплекс – временное явление, создающееся в процессе речи. Язы индейцев, палеоазиатские язы. Синтетические язы. В одной словоформе – и лекс., и грам. знач.: (кому?) мам е. Для синт. язов характерна самостоятельность слова. Мёртвые язы (латынь, санскрит), рус., нем., литов. язы. Аналитические язы. Раздельное выражение лекс. и грам. значений: лекс. знач. выражено главным словом, а грам. знач. – вспом./служ. словом: (I) have (ГЗ) written (ЛЗ). Для анал. язов характерна несамостоятельность слова, важность порядка слов и частое употребление служеюных слов (артикли, предлоги…). Романские язы (ан., фр.).
Согласные. Принципы классификации. Английская система консонантизма в сопоставлении с русской. Согл. - класс звуков речи, противопол. по своим св-ам гласным. Признаки: 1. На пути выдыхания возд. струи обязат. возник. преграда, и своб прохода не оказывается, а при образ-ии гласных воздух свободно выход. через полость рта/носа. 2. Нет равномерной напряжённости всего реч. аппарата, в отл. от гл. 3. От преобраз-я согл. образ. силь. возд. струя, а у гл. – слабая. 4. У гл. – только тон, у согл. – тон и/или шум. Классификация согл. по след. призн.: 1) По актив. органу речи (яз, губы) и месту образования преграды: губные (губно-губные, губно-зубные), передне-язычные (дорсальные, апикальные, какуминальные), средне-язычные (палатальные), задне-язычные (велярные, увулярные), фарингальные, гортанные. 2) По способу образ-я шума и типу преграды: смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные (проход для струи в полось носа, проход по бокам яза, проход чередуется со смычкой).
3) По участию голоса (по соотношению шум/тон): глухие, звонкие и звонкие шумные. Глух согл. – только шум. Звон. шум. согл. – шума больше. Звонкие – тона больше. 4) По положению мягкого нёба: ротовые и носовые. 5) По дополнительной артикуляции: палатализованные и веляризованные. Ан. согл. – 24. Рус. согл. – 36. Рус. яз – консонантный, т. к. больше согласных, и они несут бОльшую смысл. нагрузку. Ан. яз – вокалистический, где больше гласных иди примерно одинак. соотношение гл. и согл. Ан. согл. хар-ся большей чёткостью, энергичностью произнесения: p, t, k произносятся с аспирацией (придыханием). В рус. аспирации нет. В ан. палатализация (смягчение) не явл. фонемат. призн. (хотя есть звук n'). В рус. – 15 пар палатализ. и непалатализ. согл. с фонемат. призн.: пыл-пыль, быть-быть, т. е. смысл меняется. Для ан. типична апикально-альвеолярная артикуляция. Для рус. – дорсальная.
Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь. Термин «яз» - понятие неоднозначное, родовое: 1) Яз как способность индивида польз. язом как ср-вом общения, познания. Яз не заложен в ДНК. Ребёнок польз биол предпосылками для овлад. язом. Язу можно научиться в об-ве, коллективе. Ребёнок входит в социум с пом. Яза. Яз формируется постепенно, от примит. сигналов до развитого чел. яза. 2) Яз как совокупность того общего, что есть в че. естест. язах. Яз понимается как абстр. предст-е о чел. язе, как опр. класс знак. систем, как конкр./этн. язы или яз вообще. Яз вообще – это возникшая и закономерно развив. семиот. сист., кот. облад. св-вом соц. предназначенности (для опр. социума, а не индивида). 3) Яз этнич. (конкр.) – реально существующая знак. сист., используемая в некоем социуме в нек. времени и пространстве. Общие черты: а) яз – набор звуков для выр. мысли; б) членораздельность; в) сист. правил, по кот. эл-ты комбинир. в осмысл. высказывания. Сущность яза - в его св-вах: 1. Когнитивное. Через яз знакомимся с миром с пом. опыта др. людей, поколений. 2. Номинативное. Называем предметы объект. и субъект. реал-ти. 3. Аккумулятивное. Ср-во накопления знаний, опыта чел-ва. Ф-ии: 1. Коммуникат. (осн.). Реализ. В 3 ф-мах: узконаправл. комм-я (диалого 1 на 1), широконапр. комм-я (лекция, митинг), масс. комм-я (общение с невидим. аудиторией). 2. Эмотивная: выр-е чувств, переживаний в процессе речи. 3. Директивная (побудительная): выр-е воли, желания. 4. Эстет.: ср-во созд. худ. текстов:1) организующая (ритм,рифма);2)творч. (созд. нов. ср-в).
5. Контактная: установление и поддержание контакта с собеседником. 6. Дейктическая (указат.). 7. Магическая: табу, молитвы, клятвы, т. е. обращение к высшим силам. 8. Суггестивная: ср-во влияния на чела, кот. м. б.: а) инструмент.: прям. реч. воздей. на чела путём исп-я прямых смыслов слов; б) символич.: воздей. на чела косвенным смыслом слов, фразовым подтекстов. Соссюр: яз и речь – не разн. явления, а 2 стороны общ. явления – реч. деят. Яз и речь противопоставлены, но не могут сущ. др. без др.: 1) Яз социален, усваивается индивидом как гот. продукт. Речь – инд. акт воли и понимания. 2) Яз – сист. знаний, кот. хранится в голове. Речь – процесс исп-я этой сист. в конкр. сит. 3) Яз нейтрален по отн. к тому, кем, когда и где исп-ся. Речь привязана к конкр. сит. общения. 4) Яз стрем. к стабильности, консервативности, принимает новшества под давлением нос-лей. Речь стрем. к новшеству, индив-ти, отклон. от правил яза, нарушает язовые нормы по незнанию или для экспрессивности. 5) Любой яз доступен к изучению и освоению. Речью не овладеть, т. к. у каж. – своя речь.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.023 с.) |