Совокупный спрос и совокупное предложение. Рыночное равновесие (ao-as). Изменение равновесия и его факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос и совокупное предложение. Рыночное равновесие (ao-as). Изменение равновесия и его факторы



Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе.

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении) произведенная (предложенная) в обществе.

 

Рисунок 14 – Рыночное равновесие

Равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом.

Равновесие может изменяться под воздействием неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение:

А) Если спрос растет, а предложение неизменно, то равновесная цена растет, равновесное количество реализуемого товара растет.

Б) Если спрос падает, а предложение неизменно, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара падает.

В) Если спрос не меняется, а предложение растет, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара растет.

Г) Если спрос не меняется, а предложение падает, то равновесная цена увеличивается, а равновесное количество реализуемого товара падает.

Д) Если спрос и предложение растут в одинаковой степени, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

Е) Если спрос растет, а предложение падает в одинаковой степени, то равновесная цена растет, равновесное количество

Ж) Если в одинаковой степени спрос падает, а предложение растет, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

З) Если в одинаковой степени спрос и предложение падают, то равновесная цена не меняется, а равновесное количество реализуемого товара снижается.

 

Функция потребления и функция сбережения в национальной экономике. Теория мультипликатора и принцип акселератора

Потребление представляет собой сумму денежных средств, кото­рая тратится на приобретение материальных благ и услуг, испо­льзуемых для удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей людей.

Сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется. оста­ется неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается.

Сбережение как экономический процесс связано с инвестирова­нием. Для понимания того, как сбережения и инвестиции определяют уровни национального производства и занятости, Дж. Кейнс вводи понятия функции потребления (отношение потребления и дохода и их движение) и функции сбережения (отношение сбережений и дохода и их движение).

Теория мультипликатора.

Макроэкономика находится в состоянии равновесия при таком объеме ВНП, когда сбережения и инвестиции равны друг другу.

1. Если сбережения населения больше, чем инвестиции: при таком уровне ВНП, население будет сберегать больше, чем предприятия будут готовы инвестировать в свои производства. Следовательно, население будет воздерживаться от дополнительного потребления. Предприятия находят меньше потребителей на свою дополнительную продукцию и накапливают товарные запасы. Это не стимулирует предприятия к росту производства и инвестиций. Следовательно, производство будет сокращаться, что приведет к снижению ВНП, сокращению занятости населения, будут уменьшаться сбережения.

2. Если сбережения населения меньше инвестиций, тогда предприятия будут готовы инвестировать под увеличивающийся спрос населения на товары. Это стимулирует предприятия к наращиванию объемов производства, что повлияет на рост ВНП, на увеличение занятости населения.

Следовательно, равновесное состояние сбережений и инвестиций определяет оптимальный объем ВНП, который не приводит к резким колебаниям в экономике.

Экономика должна функционировать таким образом, чтобы не было резкого расширения и сжатия экономики.

Эффект мультипликатора: рост инвестиций приводит к росту ВНП, но этот рост будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту.

Помимо первичного эффекта, куда сделаны инвестиции, у инвестиции есть вторичные, третичные и т.д. эффекты. Затраты, сделанные на расширение производства, на увеличение занятости населения в одной сфере оказывают положительные влияния в других сферах экономики. Этот множительный эффект проявляется в ВНП и называется мультипликационным эффектом. Он может быть подсчитан математически с помощью показателя мультипликатор.

Мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий размер увеличения ВНП при росте инвестиций.

Акселератор (Accelerator) — это коэффициент, показывающий, насколько увеличиваются инвестиции при росте дохода.

Автономные инвестиции вызывают, с ростом дохода, стимулированные инвестиции (производные инвестиции), зависящие от динамики дохода. Это получило название эффекта акселератора (ускорителя). Но "колесо" ускорителя может повернуться и в другую сторону. Сокращение дохода будет уменьшать и производные инвестиции, а это будет вести к стагнации экономики.

Концепцию акселератора сформулировал впервые французский экономист А. Афтальон в 1919 году. В дальнейшем она была развита Дж. Кларком, Я. Тинбергеном, С. Кузнецом, П. Самуэльсоном.

Формула акселератора в упрощенном виде может быть представлена как отношение инвестиций данного года к приросту дохода прошлого года.

Акселератор

где а - коэффициент акселерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.006 с.)