Современное состояние хозяйственно-экономической жизни промышленно развитых стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние хозяйственно-экономической жизни промышленно развитых стран



Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу XXI в. насчитывает немногим менее сорока государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. Двадцать девять из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а семь государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют большой семеркой. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.

Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 900 млн человек (14,5 % от общей численности жителей Земли) в 1999 г. они произвели ВВП стоимостью 18 070 млрд долл. (52,8 % мирового объема).

В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т. е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен. На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства.

Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономического развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т. д. Если в начале XIX в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу XIX в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале XX в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.

В последние десятилетия XX столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке, деятельность ТНК. 24 тыс. ТНК, составляющих сегодня основу мирового экономического порядка, имеют штаб-квартиры в четырнадцати из наиболее развитых стран мира, а четыреста семь из пятисот крупнейших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных корпораций принадлежат странам Большой семерки. Эти пятьсот крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами – 4/5.

Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу.

 

Новый экономический порядок

Новый экономический порядок (НЭП) – пакет выдвинутых развивающимися странами предложений о коренных изменениях в их отношениях с индустриально развитыми странами; эти отношения имеют своей целью ускорение экономического роста развивающихся стран и перераспределение мирового дохода в их пользу.

Декларация по установлению нового международного экономического порядка была принята 1 мая 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

В ней отмечалось, что на развивающиеся страны, в которых проживает 70 % населения земного шара, приходится лишь 30 % мирового дохода. Новый международный экономический порядок должен быть основан на двадцати принципах, среди которых:

1) суверенное равенство государств, самоопределение всех народов, недопустимость приобретения территории силой, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела других государств;

2) полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем;

3) каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития;

4) полный неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

5) регулирование и надзор за деятельностью транснациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальной экономики стран, в которых действуют такие корпорации, на основе полного су' веренитетаэтих стран;

6) право развивающихся стран и народов территорий, находящихся под колониальным и расовым господством и иностранной оккупацией, на достижение освобождения;

7) справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на товары, экспортируемые ими;

8) оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;

9) обеспечение благоприятных условий для передачи финансовых средств развивающимся странам. Все основные положения Декларации были развиты и дополнены в Программе действий по установлению нового международного экономического порядка (принятой одновременно с Декларацией) ив Хартии экономических прав и обязанностей государств (одобренной на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1974 г.).

Программа нового международного экономического порядка вызывает ожесточенные споры. По мнению бедных стран выдвигаемые этой программой предложения проникнуты духом равенства и справедливости. Однако для многих развитых стран идея программы сводится к требованию радикального перераспределения доходов и богатства в современном мире, что вовсе не входит в их планы. Многие развитые страны убеждены, что не существует «быстрого излечения» от экономической отсталости и что бедные страны должны пройти тем же путем терпеливого напряженного труда и постоянного накопления капитала, по которому прошли развитые страны за последние два столетия.

 

67. Результаты экономических преобразований стран с переходной экономикой

Успех проведенных рыночных реформ следует оценивать с позиций выхода стран на траекторию экономического роста.

В экономике переходного периода для осуществления глубоких и масштабных институциональных преобразований экономические функции государства не могут определяться только кредитно-денежной и финансовой политикой.

В экономической литературе часто противопоставляют шоковый и эволюционный варианты, при этом предпочтение дается пути, по которому пошел Китай. Предполагается, что выбор стран шокового варианта был неудачным.

Стремительный уход государства из экономики в Российской Федерации привел к институциональному вакууму, что в немалой мере способствовало криминализации экономической деятельности, нарастанию экономического кризиса. Экономика оказалась неуправляемой, объекты государственной собственности – бесхозными, доступными для спонтанной приватизации. Страны Восточной Европы, добившись первых устойчивых шагов финансовой стабилизации, усилили роль государства в формировании рыночной трансформации.

Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, Хорватия с помощью реформ наиболее быстро справились со своими задачами и успешно преодолевают кризис и инфляцию. В Румынии продажа находящихся в наличии нефтяных ресурсов помогла менее болезненно осуществить стабилизационные процессы. В Польше, Чехии, Венгрии и Словакии краткость стабилизационного периода во многом предопределялась реформами, прове-'денными в период рыночного социализма.

Однако были страны, где спад не прекращался. Стабилизация вела лишь к его замедлению. Зачастую это было вызвано непоследовательностью в проведении рыночных реформ. Такая ситуация характерна прежде всего для России, Украины, Белоруссии, Болгарии.

В странах, развивающихся по эволюционному пути, наибольших успехов достигли Китай и Вьетнам, в которых ход реформ сопровождался экономическим ростом.

Плавное вхождение в рынок возможно при своевременности рыночных реформ и применения сформированной комплексной программы рыночных преобразований, которая должна: 1)четко разграничить функции рынка и «плана», характерные для смешанной экономики (иной она и не могла быть в силу невозможности сразу уйти от всесилия государственной собственности);

2) усиленно поддерживать новый альтернативный сектор экономики, и прежде всего малый и средний бизнес. Только при достижении успехов альтернативной экономики следует проводить постепенную приватизацию;

3) ограничить всевластие спекулятивного капитала, который особенно разрастался на начальных стадиях рыночной трансформации, и подчинить государственный контроль задаче обеспечения выгодности реального сектора не в отдаленном будущем, а хотя бы в среднесрочной перспективе;

4) расширить сферу государственного контроля на микроэкономические процессы, соединив макроэкономическую стабилизацию с реформированием предприятий и их менеджмента, с запуском механизма банкротств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.011 с.)